Родительское собрание "Обогащение словарного запаса в домашних условиях" от 17.12.2020г
консультация (подготовительная группа)

Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объём словаря во много зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены детям.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa_v_domashnih_usloviyah.docx425.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обогащение словарного запаса  в домашних условиях»

           Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объём словаря во много зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены детям.      

       slov.z-5.jpg  

           По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. И главным инструментом познания мира является слово. Слово помогает понять и освоить его, помогает осознать себя как индивидуальность, является средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Поэтому от объёма словаря, от точности и правильности понимания значения слов, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст зависит успешность речевой деятельности, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

         Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Активным запасом слов можно назвать слова, которые ребёнок не только понимает, но активно, сознательно вставляет в свою речь. А к пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определённым представлением, но которые в речь его не входят. Объём активного словаря у любого человека меньше объёма пассивного. По данным В. Штерна количественный рост словарного запаса при нормальном развитии ребёнка в 1,5 года составляет 100 слов, в 3 года – 1000-1100, в 6 лет – 2500-3000 слов. По этим цифрам видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

         Одна из основных особенностей детей коррекционных групп – значительное отставание пассивной и активной речи. Даже формально развитая активная речь оказывается самым слабым звеном. Словарь детей отличается ограниченностью и бедностью, также нарушены грамматический строй и звуковая сторона речи. Трудности с использованием предлогов.                                                   Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объём словаря во много зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены ребёнку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках, учили быть наблюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, то словарный запас его сё время пополнялся. Ребёнок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления должны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким образом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. Поэтому важно постоянное общение взрослых с ребёнком и насколько полноценным оно является, будет зависеть объём и качество словаря дошкольника. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

         Итак, обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

    Как проводить домашние занятия по развитию речи?

    Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. 

                                                                                                             slov.z-1.jpg

        Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

           Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. 
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

      Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

      А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т.д.).

        slov.z-2.jpg   

                                                      Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.


          На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.           

           На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

           На отдыхе, когда появляется больше времени для общения с ребёнком, материал можно закреплять в игровой занимательной форме.

                                                slov.z-3.jpg

                                          Обогащению и закреплению словарного запаса способствуют путешествия, совместные поездки, походы, выезды на природу, дачу, прогулки по лесу, берегу моря (озера или реки, экскурсии в музеи и другие интересные места…

               Следует обращать внимание на всё окружающее. Например, путешествуя на каком-либо транспорте (автомобиле, поезде, теплоходе, самолёте, можно предложить рассмотреть его (части, детали); обратить внимание на тех людей, которые здесь работают, а также на самих пассажиров: «Кто что делает?». Всегда есть возможность познакомиться с новыми словами! Помогите ребёнку правильно произнести их и запомнить. Замечательно, если у ребёнка возникают вопросы по поводу того, что он наблюдает: «Что это?», «Как называется?», «Для чего это нужно?», «Почему?». Это говорит о наличии познавательных интересов, любознательности и активности.

           Если вы находитесь в лесу (на лугу, поле, обратите внимание ребёнка на растения - деревья, кустарники, траву, цветы, грибы, ягоды. Рассматривайте их внимательно, обращая внимание на величину, цвет, форму, запах, если возможно – вкус. Помогите запомнить несколько названий каждого вида растений. Учите узнавать деревья по коре, форме листьев; грибы – по форме и цвету ножки и шляпки; ягоды – по вкусу и т. д. Для закрепления названий растений и их признаков в словаре ребёнка можно использовать игру «Угадай по описанию». Вот пример загадки о листе осины. «От какого дерева лист?»: «Лист этого дерева небольшой, круглой формы. Край листа – красивый, волнистый. Черешок у листа длинный. Когда дует ветер, лист очень быстро поворачивается вправо и влево, как будто дрожит». Затем можно предложить и самому ребёнку загадывать подобные загадки.   Для того, чтобы ребёнок хорошо запомнил новые слова, желательно после наблюдений дома ещё найти соответствующие предметы, объекты на иллюстрациях (в книгах, альбомах, календарях, на открытках, на просторах интернета, и рассмотреть их ещё раз. Здорово, если вы заодно подберёте стихи, рассказы, загадки об этих предметах. Тогда новые слова ребёнок запомнит наиболее прочно! Например, у Ирины Токмаковой есть замечательный цикл стихотворений о деревьях. Вот одно из них.

           Осинка

   Зябнет осинка,

   Дрожит на ветру,

  Стынет на солнышке,

  Мёрзнет в жару.

  Дайте осинке

  Пальто и ботинки –

  Надо согреться

 Бедной осинке.    

                                     slov.z-4.jpg                     

                                                                                                       Нельзя упускать возможности для обогащения словарного запаса и на даче. Рассматривайте вместе с ребёнком цветы, ягодные кустарники, овощные культуры; наблюдайте за ростом и развитием всех растений. Пусть ребёнок понаблюдает за трудом взрослых на даче. Дайте ему возможность выполнить посильную работу. Подберите как можно больше глаголов («слов-действий») на эту тему: копать, сеять, поливать, полоть, рыхлить, окучивать, защищать, выращивать, ухаживать, стараться, собирать…      

        

       Все дети любят отдыхать на берегу водоёмов. Здесь тоже много возможностей для развития словаря ребёнка. Подберите вместе как можно больше прилагательных (слов-признаков) к существительному «море (озеро)» - большое (маленькое, синее (голубое, светлое, тёмное, тёплое (прохладное, холодное, прозрачное (мутное, глубокое (мелкое, красивое, спокойное и т. д. Затем подберите прилагательные и к другим словам: «песок», «вода», «берег», «небо», «солнце», «ветер», «погода»…

         

    Приложение «Игры для активизации словарного запаса.

 

«Я начну, а ты продолжи» Взрослый называет один или два предмета, относящихся к какой-то группе, а ребёнок подбирает остальные, например:

  • Василёк – одуванчик, колокольчик, лютик, ромашка…
  • Брусника – земляника, черника, малина, костяника…
  • Клён – липа, берёза, ива, ольха…
  • Подосиновик – подберёзовик, маслёнок, боровик…
  • Роза – пион, ирис, георгин, астра…
  • Морковь – огурец, помидор, капуста, кабачок…
  • Пчела – бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей…
  • Скворец - иволга, трясогузка, кукушка.
  • Вариант этой игры – придумывание слов о лесе, луге, саде, огороде. Например:
  • Лес – деревья, шишки, грибы, трава, ягоды, цветы, тропинка, (здесь можно использовать и обобщающие слова, и конкретные названия).

 

«Кто больше назовёт?» В этом случае взрослый и ребёнок как бы соревнуются, называя слова из какой-то группы по очереди. Кто заканчивает последний, тот выигрывает. Можно придумать много разнообразных вариантов этой игры, например, «Кто больше найдёт здесь (на пляже) красных предметов?» «Кто больше найдёт и назовёт (на дачном участке) предметов круглой формы?» и т. д.

 

«Угадай предмет по названию его частей» Взрослый называет части, а ребёнок угадывает предмет.

  • Ствол, кора, ветки, листья, корни –
  • Шляпка, ножка, грибница –
  • Крылья, голова, брюшко, лапки, хоботок –
  • Вагоны, колёса, окна, купе – и т. д.

 

«Назови части» Возможны два варианта: по предмету (картинке) и по представлению. Взрослый называет предмет, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например: дачный дом – стены, крыша, крыльцо, двери, лестница, чердак, труба…

 

«Сравни предметы» Взрослый предлагает ребёнку найти отличия и сходство между двумя похожими предметами.

  • Примерные пары:
  • дерево – куст,
  • цветок – гриб,
  • подосиновик – подберёзовик,
  • земляника – черника,
  • крыжовник – клубника,
  • редис – морковь,
  • стрекоза – бабочка,
  • божья коровка – муравей,
  • скворец – чайка,
  • дорога – тропинка и т. д.

 

«Скажи наоборот» или «Подбери слова-неприятели» (антонимы). Можно предложить ребёнку такой вариант летней игры – закончить предложение, например:

  • Море большое, а лужа –
  • Арбуз тяжёлый, а яблоко –
  • Малина сладкая, а лук –
  • Дорога широкая, а тропинка –
  • Днём светло, а ночью –
  • Дерево высокое, а куст –
  • День длинный, а ночь –

 

«Противоположности» В этой игре нужно найти противоположности в одном предмете, например:

У дерева ствол толстый, а ветки тонкие; листья гладкие, а кора шершавая; кора толстая, а лист тонкий; ветки длинные, а черешки у листьев короткие.

 

«Подбери слова-родственники» (родственные, однокоренные слова).

  • Трава, травка, травушка, травянистый, травоядный…
  • Сад – садик, садовый, садовник, садовод…
  • Яблоко – яблочко, яблоня, яблоневый, яблочный…
  • Ягода – ягодка, ягодник, ягодный…
  • Гриб, грибок, грибочек, грибница, грибной, грибник…
  • Солнце – солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнечное…
  • Облако – облачко, облачное, безоблачное…
  • Дом – домик, домишко, домище, бездомный…

 

«Что значит выражение?» В старшем дошкольном возрасте понимание ребёнком переносных значений слов, образных выражений, фразеологических оборотов характеризует имеющийся у него словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны. Обсудите с ребёнком, что значат выражения:

  • лето красное,
  • золотое поле,
  • бескрайнее поле,
  • прозрачный лес,
  • молчаливый лес,
  • говорливая река,
  • спокойное море,
  • игривая волна,
  • зеркальное озеро,
  • кудрявая берёза,
  • дрожащая осина,
  • пушистое облако,
  • весёлые ромашки… и др.

Важно, чтобы ребёнок не понимал эти выражения в буквальном смысле, то есть, чтобы не считал, например, что поле действительно сделано из золота, или река разговаривает.

 

«Закончи предложение, подобрав сравнение»

  • Малыши прыгают по траве, как…. (кузнечики)
  • Мальчик плывёт, как… (рыба, дельфин)
  • Туман стелется над озером, как… (дым, покрывало)
  • Чайки кричат, как… (дети)
  • Дождинки текут по лицу, как… (ручейки, слезинки)
  • Лес шумит, как… (море)
  • Трава мягкая, как… (ковёр, одеяло)
  • Песок горячий, как… (сковородка, печка)
  • Облачко белое, как… (вата, снег)
  • Отличного летнего отдыха и успехов!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"

Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть,  характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную прог...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

Круглый стол для родителей "Обогащение словарного запаса ребенка с ОВЗ в домашних условиях" в рамках проекта "Ресурная школа" (семинар-практикум "Играя, развиваем")

Знакомство родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей с ОВЗ в домашних условиях. Родителям представлены игры, которые могут активно пременяться в домашних условиях с целью ра...

Конспект НОД по формированию словарного запаса с детьми младшей группы с тяжелыми нарушениями речи Тема «Домашние птицы».

Конспект НОДпо формированию словарного запаса с детьми младшей группы с тяжелыми нарушениями речи  Тема «Домашние птицы»....

Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях

Консультация для родителей«Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях»Главное условие - общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса. Ребенок с рождения облад...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...