брошюра игр по познавательным процессам
консультация (старшая группа)

Ситникова Оксана Феликсовна

в брошюре представленны игры на развитие  познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx368.11 КБ

Предварительный просмотр:

Желаем успехов!

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07d6/00036335-0c7d1dbe/hello_html_1a7f4d8d.jpg

Брошюра по познавательным процессам

https://pbs.twimg.com/media/D6g9yq0W0AAXsnE.jpg:large

г.Советский

Воображение

Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.

Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.

Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.

Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой..)

Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.

Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.

Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.

Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и РАЗНЫЕ изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.

Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт.

Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите    

Подготовила воспитатель: Ситникова Оксана Феликсовна

Память

Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

Учить вспоминать последовательность событий.

Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминании.

Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

«Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

«Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.

«Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

«Что ты ел на обед?»  Ребенок вспоминает, что ел на обед.

Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

Внимание

 

Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

Часто менять формы деятельности.

Использовать на занятиях элементы игры.

Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

Почаще наблюдать и обсуждать с детьми увиденное и услышанное.

Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы я явления.

Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

Учить сосредотачивать внимание на известной деятельности, концентрировать на ней свое внимание, не отвлекаясь.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.

«Да и нет, не говорите, черный с белым не носите..» Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»

Игры-головоломки.

Загадки

«Найди отличия»

Найди два одинаковых предмета.

«Будь внимателен» Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

«Волшебное слово» Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

«Где что было» Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

Восприятие

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете.

Учить соотносить предметы по величине.

Учить способам распознающего наблюдения.

Развивать наблюдательность: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.

Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

Формировать умение составлять из частей целое.

Различать основные признаки разных времен года.

Учить ориентировать в пространстве с помощью плана-схемы.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.

«Перевертыши» Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

«Как пройти к зайке» Ориентация в пространстве по плану-схеме.

«Звезды на небе» Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.

«Узнай форму» Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

«Найди отличия» Учить находить отличия в похожих предметах.

«Построй по росту» Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

«Сложи картинку» Составить из частей целую картинку.

«О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.

«Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

Правила игр для детей и родителей:

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

«Назови, что ты видишь» Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

«Я положил в мешок» Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

«Короткий рассказ» Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

«Башня» Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

«Фигурка из палочек» Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1876838/e713a530-3b86-4cd9-b21d-a59ea0205569/s1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.Технология проектир...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

ИКТ – как средство развития познавательных процессов и познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Знакомство педагогов с возможностями использования ИКТ на занятиях, во внеурочное время с детьми дошкольного возраста.Показать возможности ИКТ при создании пособий, дидактических игр, подготовке к НОД...

«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».

Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...