Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента
консультация (средняя группа)

АКМАТОВА АЙНУРА АСАНКУЛОВНА

 

Айнура Акматова
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный стандарт рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе. Национально-региональный компонент : родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др. В дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Уважаемые коллеги! Дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов, сами порой плохо знаем традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что мы, педагоги, раньше не работали в этом направлении, но каждый из нас делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий.

Цель: воспитание любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

В работе с детьми использовать методы, наиболее интересные и эффективные в плане усвоения материала:

-метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд

и приданий посредством театрализованных постановок праздников,

традиций;

- эвристический (частично-поисковый) метод;

-метод моделирования;

-социо-игровые технологии;

-игровой метод;

- метод практических действий, наглядный.

Работу по приобщению детей к родному краю необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, краю.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание должны уделять знакомству с русской народной избой. Проводить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызвать интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал - предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии,подготовленные родителями, который в последующем должны использовать в работе с детьми в приобщении к народной культуре края. Знакомить детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством, народным промыслом. Изготовлять игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным нам народным промыслам, а затем организовывать выставки детского творчества. На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми. В работе должны использовать современные развивающие программы и технологии – это источники литературы. Результатом работы является перспективный план работы по теме «Приобщение к традициям родного края», серия занятий. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к народной культуре. Родители должны принимать участие в организации экскурсий по родному краю, краеведческий музей, в организации «Мини-музеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники. В результате дети должны получить первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей своего народа. Иметь представление о народных традициях и праздниках. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей малой Родины. Я глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи, как проводника социализации. Совместно с родителями, приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Айнура Акматова
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный стандарт рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе. Национально-региональный компонент : родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др. В дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Уважаемые коллеги! Дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов, сами порой плохо знаем традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что мы, педагоги, раньше не работали в этом направлении, но каждый из нас делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий.

Цель: воспитание любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

В работе с детьми использовать методы, наиболее интересные и эффективные в плане усвоения материала:

-метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд

и приданий посредством театрализованных постановок праздников,

традиций;

- эвристический (частично-поисковый) метод;

-метод моделирования;

-социо-игровые технологии;

-игровой метод;

- метод практических действий, наглядный.

Работу по приобщению детей к родному краю необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, краю.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание должны уделять знакомству с русской народной избой. Проводить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызвать интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал - предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии,подготовленные родителями, который в последующем должны использовать в работе с детьми в приобщении к народной культуре края. Знакомить детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством, народным промыслом. Изготовлять игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным нам народным промыслам, а затем организовывать выставки детского творчества. На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми. В работе должны использовать современные развивающие программы и технологии – это источники литературы. Результатом работы является перспективный план работы по теме «Приобщение к традициям родного края», серия занятий. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к народной культуре. Родители должны принимать участие в организации экскурсий по родному краю, краеведческий музей, в организации «Мини-музеев». Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники. В результате дети должны получить первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей своего народа. Иметь представление о народных традициях и праздниках. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей малой Родины. Я глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи, как проводника социализации. Совместно с родителями, приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

Доклад "Приобщение дошкольников к традициям родного края"

Доклад "Приобщение дошкольников к традициям родного края"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Приобщение дошкольников к татарской народной культуре как одно из направлений реализации регионального компонента в рамках ФГОС»...

Консультация для педагогов «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ»

Некоторые аспекты работы по ознакомлению дошкольников с культурой родного края...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента

Айнура АкматоваКонсультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонентаДошкольный возраст - благоприятный период для п...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истории родного края и страны»

Консультация для воспитателей«Приобщение дошкольников к истории родного края и страны»...