Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»
консультация по теме

Пышкина Жанна Витальевна

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.           Основная задача педагогов – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 106 «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Народные праздники и традиции – важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

                                                                       Музыкальный руководитель:

                                                               Пышкина Ж.В.

                                                       г.Луганск

                                                           2017

        «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

                                                                                                    К. Д. Ушинский

          Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.

          Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

          Основная задача педагогов – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

          Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

          Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазий ребенка. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. 

          Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее.

          Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Воспитательная направленность народных праздников  для ребенка дошкольного возраста состоит   в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об  истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа. Народный  праздник - это синтез практически всех видов искусств:  литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей  дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме  праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

          Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

          Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. 

          Большой эмоциональный интерес вызывают у детей и их родителей фольклорные праздники, организованные в нашем детском саду: «Осенняя ярмарка», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Троица» и другие. Дети с удовольствием принимают участие в инсценировании русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Три медведя» и другие.

          Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.  

          Таким образом, через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.  Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ....

Приобщение старших дошкольников к культуре родного края

Работа по приобщению детей к истокам народной культуры помогает    расширить у детей представления о многообразии культуры; обогащаются представления о характерных особенностях народных пром...

Консультация для педагогов «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ»

Некоторые аспекты работы по ознакомлению дошкольников с культурой родного края...

Статья "Приобщение старших дошкольников к культуре родного края"

Народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств.          Культура чувств способствует стано...