Главные вкладки

    Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»
    консультация по теме

    Пышкина Жанна Витальевна

    Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.           Основная задача педагогов – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley2.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 106 «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    «Народные праздники и традиции – важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

                                                                           Музыкальный руководитель:

                                                                   Пышкина Ж.В.

                                                           г.Луганск

                                                               2017

            «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

                                                                                                        К. Д. Ушинский

              Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.

              Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

              Основная задача педагогов – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

              Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

              Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазий ребенка. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. 

              Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее.

              Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Воспитательная направленность народных праздников  для ребенка дошкольного возраста состоит   в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об  истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа. Народный  праздник - это синтез практически всех видов искусств:  литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей  дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме  праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

              Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

              Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. 

              Большой эмоциональный интерес вызывают у детей и их родителей фольклорные праздники, организованные в нашем детском саду: «Осенняя ярмарка», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Троица» и другие. Дети с удовольствием принимают участие в инсценировании русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Три медведя» и другие.

              Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.  

              Таким образом, через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.  Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края

    В статье описано значение планомерной и систематичной работы с семьёй, а также различные направления совместной работы педагогов и родителей для приобщения детей к культуре родного края....

    «Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

    Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

    статья: Наблюдения на прогулках как средство приобщения дошкольников к природе родного края.

    Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства....

    Литература как средство приобщения детей к культуре родного края

    В данной презентации коротко описывается тема: "Художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к культуре родного края"...

    ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

    ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ....

    Приобщение старших дошкольников к культуре родного края

    Работа по приобщению детей к истокам народной культуры помогает    расширить у детей представления о многообразии культуры; обогащаются представления о характерных особенностях народных пром...