Главные вкладки

    Приобщение старших дошкольников к культуре родного края
    статья (подготовительная группа)

    Петренко Татьяна Алексеевна

    Работа по приобщению детей к истокам народной культуры помогает    расширить у детей представления о многообразии культуры; обогащаются представления о характерных особенностях народных промыслов; формируется художественно-образное мышление; развивается эмоционально-этическая сфера, любовь к Родине и своим национальным корням.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Петренко Татьяна Алексеевна, старший воспитатель,

    МБДОУ «Детский сад № 2 «Праздник детства», г. Майкоп

    Приобщение старших дошкольников к культуре родного края.

    Народное творчество играет огромную роль в формировании у детей системы ценностей и воспитании культуры чувств.

    Культура чувств способствует становлению нравственных и моральных принципов,  которые обусловливают поведение людей. Воспитание духовной сферы возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству, к культурному наследию своей малой родины. Знакомство с народным творчеством во всех его формах имеет неоценимое значение не только для более полного освещения истории и этнографии, но и для успешного развития и обогащения личности ребёнка

    Для работы в данном направлении можно определить следующие задачи:

    - формировать у старших дошкольников нравственно-эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию;

    - воспитывать уважение к своей нации, понимание всех национальных особенностей; развивать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантности к другим национальностям.

    Используя принцип приоритетности культурного регионального наследия, мы предлагаем включать в работу с детьми декоративно - прикладное искусство:

    Ознакомление с определённым по видом (рассматривание предметов, иллюстраций, рассказы воспитателя, беседы); практические занятия, позволяют детям овладеть приемами создания мотивов народного орнамента.

    Формы организации данной работы разнообразны: мастер-классы, интегрированные занятия, тематические посиделки, художественные мастерские, экспериментирование с новыми материалами, выставки детского творчества с элементами искусства родного края во всем его многообразии.

    Этот процесс представляет собой сложный познавательный комплекс, в котором большую роль играет использование творческого потенциала городских культурно-просветительских учреждений, особенно музеев. Проводя экскурсию, знакомя с экспонатами, педагог погружает детей в предметный мир прежних поколений, создавая особую атмосферу сопереживания и сотворчества. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает маленького человека к сокровищам народной культуры. Педагог подчеркивает функциональное использование предметов быта, отмечает их простоту и в то же время красоту оформления.

    Посещая национальный музей республики Адыгея, музей Востока, в которых представлены обширные экспозиции, мы знакомим детей с историей и традициями нашей многонациональной республики. Сотрудничество с национальным музеем позволяет нам увидеть предметы народных промыслов, игрушки. Специалисты музея проводят познавательные мероприятия, способствующие пропаганде художественных ремёсел. После посещения музеев и выставочных залов в беседах с детьми мы узнаём их мнение об увиденном, закрепляем полученные знания.

    На занятиях по рисованию дети знакомятся с народным орнаментом, художественной росписью. Фантастические птицы, звери, растения, изображенные на предметах быта, воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные и вместе с тем вполне узнаваемые животные, несущие в себе черты традиционной условности.

    Знакомя детей с народным костюмом, мы указываем на то, как многонациональный состав повлиял на подобную одежду. Внимание детей обращается на украшение одежды вышивками с разнообразным узором. Полученные представления позволяют дошкольникам включаться в активную самостоятельную деятельность при создании одежды для кукол. На каждом занятии педагог подчеркивает, в чём именно ребёнок может проявить самостоятельность (в выборе цвета, элементов, украшений, формы, композиции).

    При обучении детей изобразительному искусству родного края мы используем игры, игровые приёмы и упражнения, повышающие эффективность усвоения техник рисования, лепки, аппликации.

    Особое место в нашей работе занимают народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями и переживаниями.

    Дети знакомятся с народными загадками, сказками и песнями. Это позволяет расширить кругозор дошкольников, дополнить его знаниями о жизни и быте народов Адыгеи, что дает возможность воспитывать в детях нравственные ценности, такие как трудолюбие, доброта, милосердие, великодушие, почитание, учит бережно относиться к народной культуре, понимать её.

    Тематика знакомства с традиционными промыслами может быть  представлена пятью блоками по каждому ремеслу или виду декоративно прикладного искусства: «Бабушкин сундук», «Город мастеров», «Сказка из соломки», «Дары леса», «Гончарный круг».

    Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места родного города: краеведческий музеи, школу искусств, детскую библиотеку, музей Востока и т.д.

    В содержание работы входит знакомство с декоративным прикладным искусством русского и адыгского народов. Это известные во всем мире образцы декоративно-прикладного искусства: хохлома и городецкая росписи, адыгейский национальный орнамент, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дети рассматривают образцы вышивки, кружевные изделия ручного плетения, изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства; куклы в национальных костюмах, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликации, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие особенности русского и адыгского быта и творчества. Определены наиболее эффективные методы и приёмы приобщения детей к истокам национальной культуры. Это игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, дидактические игры «Старинное - нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта», «Лавка сувениров» и т. д. Продуктивны приёмы сравнения, вопросы поискового характера, метод моделирования и конструирования, метод проектов.

    Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок является довольно точным отражением той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций. В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путём участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании разных народов. Использование потенциала семьи осуществляется путём привлечения родителей к проведению занятий, их участия в выставках семейного творчества, устройства презентаций национальных раритетов. Родители охотно предоставляют альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в семье или привезённые из путешествий. Педагоги и родители вместе с детьми участвуют в игровом исполнении старинных обрядов, в совместном изготовлении блюд национальной кухни, предметов национальной одежды. Такой воспитательный подход не только создаёт атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получают право давать детям советы, наставления, приказания. Весьма важным качеством у русского и адыгейского народов является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей — большое искусство, которому старшие с любовью обучают младших. Родители помогают проводить экскурсии в музеи, участвуют во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

    Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширяются представления о многообразии культуры; обогащаются представления о характерных особенностях народных промыслов; формируется художественно-образное мышление; развивается эмоционально-этическая сфера, любовь к Родине и своим национальным корням. Освоение культурных традиций родного края в детском саду — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно — развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей русского и татарского народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

    Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

    ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

    ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ....

    Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

    Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

    Консультация для педагогов «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ»

    Некоторые аспекты работы по ознакомлению дошкольников с культурой родного края...

    «Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

    В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...