Семинар-практикум «Развитие речевого дыхания у дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Васильева Алена Александровна

Семинар-практикум
«Развитие речевого дыхания у дошкольников»
Для чёткого и правильного произнесения звуков, для того, чтобы речь была плавной и выразительной, необходимо хорошо развитое речевое дыхание.

Дети, у которых слабый вдох и выдох, обычно говорят тихо, им сложно произнести длинную фразу. Не все дети умеют правильно выдыхать, некоторые говорят на вдохе.

Если воздух расходуется нерационально, то страдает плавность речи, потому что ребёнок вынужден делать паузы и добирать воздух. Бывает, что дети не могут договорить слово или произносят последние слова в предложении шёпотом. При коротком выдохе ребёнок вынужден произносить фразы очень быстро, не соблюдая логических пауз.

Начиная работать над совершенствованием речевого дыхания, нужно в первую очередь заниматься развитием плавного длительного выдоха через рот. Также параллельно нужно отрабатывать у ребёнка умение выдыхать струю воздуха в определённом направлении.

Развивать речевое дыхание у детей можно с помощью игровых упражнений:

1. Игры с музыкальными инструментами.

Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.

2. Мыльные пузыри.

Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, а также тренирует мышцы губ.

3. Воздушные шарики.

Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.

4. Игры с ватой.

С ватой можно придумать много игр для развития речевого дыхания:

- «Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета.

- «Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.

- «Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.

5. «Волшебные фломастеры».

Можно приобрести специальные фломастеры для выдувания. Изображения получаются с помощью брызг выдуваемой краски. К тому же рисование такими фломастерами учит малыша регулировать силу и продолжительность выдоха.

(Выходят 5 педагогов и выполняют эти 5 игровых упражнений).

    Дыхательные упражнения хорошо проводить в игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие физиологического и речевого дыхания у дошкольников».

 

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по теме.

 Задачи:

  • познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики;
  • отработать навыки правильного диафрагмального дыхания, силы и продолжительности выдоха в процессе двигательных упражнений без речи, а затем с речью;
  • познакомить с играми на развитие дыхания у детей;
  • научить технологии изготовления игрушек-тренажеров для развития речевого дыхания у детей.

Участники:

· учителя-логопеды ДОУ;

· воспитатели ДОУ;

Оборудование:

Игры и пособия для развития физиологического дыхания (мыльные пузыри, «свечи», киндеры, чашки с «горячим чаем», детские духовые музыкальные инструменты; картонные втулки, цветная бумага, креповая бумага, клей-карандаш, ножницы, салфетки влажные, клеенки на столы, цветной картон, цветная бумага, катушка ниток, клей и др.

 

Ход семинара-практикума.

 I Практическая часть Теоретическая часть.

1 Приглашаются 5 педагогов, всем раздаются задания (игровые упражнения, предложенные дальше). Педагоги выполняют их. Спросить у педагогов «что развивают данные упражнения?».

Развивать речевое дыхание у детей можно с помощью игровых упражнений:

1. Игры с музыкальными инструментами.

Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.

2. Мыльные пузыри.

Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, а также тренирует мышцы губ.

3. Воздушные шарики.

Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.

4. Игры с ватой.

С ватой можно придумать много игр для развития речевого дыхания:

- «Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета.

- «Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.

- «Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.

5. «Волшебные фломастеры».

Можно приобрести специальные фломастеры для выдувания. Изображения получаются с помощью брызг выдуваемой краски. К тому же рисование такими фломастерами учит малыша регулировать силу и продолжительность

2.Теоретическая часть.

  Для чёткого и правильного произнесения звуков, для того, чтобы речь была плавной и выразительной, необходимо хорошо развитое речевое дыхание.

Дети, у которых слабый вдох и выдох, обычно говорят тихо, им сложно произнести длинную фразу. Не все дети умеют правильно выдыхать, некоторые говорят на вдохе.

Если воздух расходуется нерационально, то страдает плавность речи, потому что ребёнок вынужден делать паузы и добирать воздух. Бывает, что дети не могут договорить слово или произносят последние слова в предложении шёпотом. При коротком выдохе ребёнок вынужден произносить фразы очень быстро, не соблюдая логических пауз.

Начиная работать над совершенствованием речевого дыхания, нужно в первую очередь заниматься развитием плавного длительного выдоха через рот. Также параллельно нужно отрабатывать у ребёнка умение выдыхать струю воздуха в определённом направлении.

выдоха.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Речевое дыхание (ученые его называют фонационным) отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Понять это можно, проделав маленький эксперимент: приблизьте ко рту ладонь и произнесите звук «б» или «п». Вы почувствуете, как воздушная струя коснулась вашей ладони. На выдохе  рождается звук. Из нескольких звуков – фонетическое (звучащее) слово («бык», «полк» — произнесите, продолжите наблюдение за речевым дыханием, а далее – фраза (из нескольких слов) и т.д.

И все это может быть произнесено отчетливо или неясно, тихо или громко, «с выражением» (в определенном тоне) или «бесцветно».

В исследованиях З. В. Савковой отмечается, что речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков. Речевой выдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному, а недостаточная подвижность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звучания речи.

У детей дошкольного возраста ритм дыхания, не остается постоянным; то вдох корче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у детей с ослабленным здоровьем или малоподвижных, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

Как вы поняли, от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием.

В этом помогут упражнения по дыхательной гимнастике. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий, выдох – длительный, плавный.

Как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивает неразрывность и плавность звучания речи.

Поэтому важно в процессе коррекционной работы путем специально подобранных игр и упражнений увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз. С детьми в процессе логопедических занятий регулярно проводится работа по развитию вне- и речевого дыхания. Ребенка учат дышать через рот. Затем вдыхать и выдыхать через нос. Наконец, вдыхать через нос и правильно выдыхать через рот. С детьми старшего возраста эти занятия проводятся в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку, подключаются движения руками. Особое внимание уделяется детям, у которых дыхание в покое неровное, поверхностное.

Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренной комнате не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Необходимо, чтобы одежда не стесняла, ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе. Длительность упражнений: для детей младшего дошкольного возраста 2-3 минуты, среднего и старшего дошкольного возраста 3-5 минут.

 

 Правила выполнения упражнений:

1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.

3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот!

4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Наиболее интересно проводить с ребенком упражнения на развитие дыхания с теми игрушками, которые он сделал вместе с мамой и папой. Совместное творчество подарит незабываемые часы общения с ребенком. В результате своего труда, игрушка для малыша становится особенно родной и близкой.

В процессе труда у ребенка:

— воспитывается способность концентрировать внимание;

— формируется умение создавать и воплощать замысел;

— стимулируется творчество;

— развивается мелкая мускулатура пальцев;

— расширяются познания о свойствах материала.

 Сегодня мы вам предлагаем познакомиться с  развивающими играми, простыми в изготовлении и значимыми в развитии ребенка.

 

Представление  дидактических  пособий на развитие речевого дыхания.

1.Дидактическое пособие «Сдуй бабочку с цветка»

Назначение: развитие у детей речевого дыхания.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой.

(воздух)

    Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Педагогу следует научить ребёнка набирать сильный вдох через нос или рот, затем делать плавный выдох. Следить, чтобы во время выдоха губы сложены трубочкой, чтобы ребёнок не надувал щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно. Обратить внимание, что выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух.

2. «Волшебные рамочки» по временам года.    

Представлены рамочки 4 цветов в соответствии с временами года.

Я раскрываю почки,  

в зелёные листочки.  

Деревья одеваю,        

посевы поливаю,        

Движения полна,      

зовут меня ...     (весна)

Плавный выдох на вырезанных птиц, висящих на нитках в голубой рамке.

- 1,2,3,4 ,5 будем птичек мы сдувать.

В небе - радуга-дуга.  

На грядке - ягода-нуга,      

Солнцем озеро согрето:    

Всех зовёт купаться ...       (лето)

Плавный выдох на вырезанные цветы, висящие на нитках в зеленой рамке.

- 1,2,3,4 ,5 будем мы цветы сдувать.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (осень)

Плавный выдох на вырезанные листики, висящие на нитках в желтой рамке.

- 1,2,3,4 ,5 будем листики сдувать.

Дел у меня немало    

- Я белым одеялом    

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,    

Белю поля, дома,      

А зовут меня ... (зима)

 Плавный выдох на снежинки, висящие на нитках в белой рамке.

- 1,2,3,4 ,5 будем мы снежки сдувать.

3. Тренажеры для дыхательной гимнастики «Одуванчик», «Шарик на ниточке», «Уходите тучки прочь»,

Подуть на цветок, на шарик, на тучки.

4.Игра для воспитателей.

 Дыхательные упражнения хорошо проводить в игровой форме.

Вот, например, упражнение «Ладошки».  Все педагоги выполняют упражнение «Ладошки»:

И. п.: встать прямо, показать ладошки «зрителю». Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки. Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Выдох через рот произвольно.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем. 

Делать вдох не забываем - вдох носом

Коготки мы выпускаем – выдох носом

Мышку быстро отпускаем!

     

 II Практическая часть.

- Сейчас перейдем к практической части нашего семинара.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас

сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на

несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко “Нет” или “Да”.

Едва не замёрзли в дороге, в пути,

Но всё равно на мастер- класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всём помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всём помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Непосредственное изготовление игрушки-тренажера.

 Поэтапное изготовление игрушки «Веселый человечек»:

1 этап: подготовить киндер (просверлить 2 отверстия разных диаметров) и взять обычный фломастер.

2 этап: вставить фломастер в большее по диаметру отверстие. Приклеить его.

3 этап: подготовить небольшой пучок ниток и спички, очищенные от серы.

4 этап: пучок ниток складываем пополам и крючком протягиваем через меньшее отверстие. Спичку вставить в образовавшуюся петлю. Завязать узел.

5 этап: спичку вставить в образовавшуюся петлю. Завязать узел.

6 слайд: склеить узел со спичкой.

7 слайд: спичку вставить в образовавшуюся петлю. Завязать узел.

8 этап: подготовить нитки 0,5 см для контура губ и глазки.

9 этап: наклеить детали.

        

III Заключительная часть (музыкальное сопровождение):

           Закончить свой мастер-класс хочу следующей легендой. У древнего бога Асклепия были две дочери — Панацея и Гигиена. Обе владели даром целительства, но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарства от всех болезней сразу. Гигиена говорила, что на все случаи жизни одного-единственного лекарства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает законов Жизни. Этим законам людей надо научить. Разные пути у дочерей Асклепия. Панацея лечит людей таблетками и микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет законы Жизни. Она верит, что овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь — прекрасной.

          Состояние здоровья в большей степени зависит от самого человека. И единственный правильный путь к сохранению и укреплению здоровья детей — знать самим и творчески применять эти знания, учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Помните народную мудрость: «Деньги потерял — ничего не потерял. Время потерял — многое потерял. Здоровье потерял — всё потерял». Поэтому, я желаю, всем присутствующим в зале: «Будьте здоровы!»

       Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и участие в мастер-классе, надеюсь, что он был для вас информативен, полезен и интересен.



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Мастер-класс дыхание\мастер класс 2021\ФОТО к семинару\IMG_20210207_233800.jpg6 игровых приёмов для развития речевого дыхания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников на логопедических занятиях

В последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят ...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

Развитие диафрагмального дыхания у дошкольников с ТНР

quot;Дыхание - энергетическая основа жизни..."...

Формирование речевого дыхания у дошкольников

Функциональная дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом.Развитие речевого дыхания у ребенка на...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...