Адаптация дидактических материалов для обучения детей с ЗПР при использовании цифровых технологий
методическая разработка (подготовительная группа)

Капур Светлана Ивановна

В период пандемии вынуждены были продолжать обучения дистанционно, для занятий  с детьми ЗПР  адаптировали дидактические материалы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация дидактических материалов для обучения детей с ЗПР при использовании дистанционных технологий ГБДОУ детский сад компенсирующего вида №96 Московского района Санкт-Петербурга Капур С.И. – учитель-дефектолог, Рябушкина Е.Н. – учитель-дефектолог Дистанционное обучение детей с ЗПР предъявляет особые требования к структуре занятия и выбору дидактических материалов. Опыт дистанционной работы доказал, что данная группа воспитанников наряду с низкой познавательной активностью и недостаточной мотивацией имеет специфические особенности восприятия, не позволяющие усваивать традиционные дидактические задания онлайн. Поэтому для успешной работы большинство материалов нуждаются в переработке и адаптации. С помощью адаптации дидактических материалов в дистанционной работе повысить мотивацию и вовлечённость всех участников образовательного процесса ( ребёнка , родителя, педагога). Увеличить эффективность дистанционного обучения детей с ЗПР, учитывая требования программы и индивидуальные особенности каждого воспитанника . Пути адаптации материалов Опыт практической работы Опыт работы показал, что адаптация дидактических материалов – необходимое условие обучения детей с ЗПР при использовании дистанционных технологий, поскольку позволяет реализовывать принципы ФГОС онлайн. Однако, стоит отметить, что наиболее стабильные результаты показывают дети, работа с которыми ведётся и в реальном пространстве, и с помощью дистанционных технологий, что определяет неготовность родителей и педагогов к полному уходу в сеть и выбор дистанционного обучения дошкольников лишь в качестве дополнения к очному. Заключение ТЕХНИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ – графическая обработка изображений, видеофрагментов, презентаций и для: Распределения на пространстве рабочего стола элементов задания (помнить про особенности демонстрации экрана в Zoom ); Исключения «шума» (лишнего текста, изображений, звуков); Обозначения границ задания (добавление рамок); Включения интерактива – исключение лишних или добавление недостающих элементов (для выполнения задания на экране ребёнком: обведи, дорисуй, проведи линию, зачеркни, соедини и т.д.). Создание копии задания с инструкцией по выполнению (для возможности повторения задания родителем ); Сохранять задания после выполнения ребёнком для демонстрации родителям и обсуждении успехов и трудностей. Результаты и общая оценка Рис. 2 . Название рисунка 2 Рис.1 Фрагмент индивидуального занятия ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ – подбор, коррекция материалов для группы детей и индивидуально в соответствии с программой, техническими возможностями и индивидуальными особенностями каждого воспитанника: Индивидуализация дидактических и стимульных материалов (использование любимых персонажей, увеличение размера изображений, дополнительная визуализация и т.д.); Выбор объёма заданий (при сохранении уровня сложности); Регулирование содержания задания (возможность выполнения простой и сложной инструкции на одном материале). Выбор визуального поощрения Выбор материалов для родителей (только по желанию родителей для ознакомления с материалом и для формирования адекватного восприятия проблем собственного ребёнка). Работа проводилась с детьми с ЗПР подготовительного возраста в программе ZOOM в режиме видеоконференций индивидуально и в малых подгруппах (2-3 человека ). В процессе работы сформировались 2 направления адаптации, в соответствии с которыми дидактические материалы проходили адаптацию и в техническом, и в информационно-методическом плане. Рис.2 Пример технической адаптации изображения Рис.3 Пример визуального поощрения Цель работы А ктуальность Рис.4 Пример индивидуализации стимульного материала Рис.5. Пример задания для демонстрации родителям Диаграмма 1. Вовлечённость участников дистанционного обучения, желание продолжать работу в дистанционной форме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

Методическое пособие по использованию разнообразных материалов в обучении детей старшего дошкольного возраста графическим навыкам

Предлагаемое пособие содержит примерное планирование совместной деятельности с детьми, дидактические и развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста....

Использование нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду

Статья из опыта работы. Применение бросового материала при обучении детей аппликации и ручному труду....

Использование цифровых технологий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В условиях детского сада целесообразно использование цифровых технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яр...

Конспект сюжетно - игрового занятия по физической культуре (с использованием цифровых технологий) для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные игры в зимнем лесу"

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса.Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной р...

Календарное планирование музыкально - образовательной деятельности по разделу «Слушание» с использованием цифровых технологий для детей 6-7 лет

Представлено планирование музыкально-образовательной деятельности с использованием цифровых ресурсов для детей 6-7 лет...