Обеспечение реализации программы через построение образовательной среды в ДОО.
учебно-методический материал

Наталья Витальевна Иванова

Лекция из КПК Тульского ИПК, 2021 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Обеспечение реализации программы через построение   образовательной среды в ДОО.

                 

    Теоретическое обоснование образовательной среды.

Образование сегодня не только и не столько освоение специальных учебных программ, это итог действия широкого спектра разнообразных факторов, определяющих воситание, обучение и развитие личности. Из этих факторов и складывается современная развивающая среда образовательной организации.

  Вопросом создания развивающей образовательной среды, изучения её методологического аппарата занимались многие отечественные педагоги и психологи ( В. Я. Ясвин, С. Д. Дерябо, В. И. Слободчиков, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов и др.)

На данный момент существует несколько теоретических моделей образовательной среды:

  1. Антраполого-психологическая модель построения образовательной среды разработана В. И. Слободчиковым.
  2. Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды предложена В. В. Рубцовым.
  3. Психодидактическая модель предложена коллективом авторов: В. А. Орловым, В. П. Лебедевой, В. А. Ясвиным и др.
  4. Экопсихологическая модель разработана В. И. Пановым.

                                                   Образовательная среда.

 

С введением ФГОС проблеме создания психологически комфортной развивающей образовательной среды придаётся огромное значение. Роль педагога заключается не столько в трансляции знаний, сколько в организации образовательной среды, состоящей из следующих аспектов:

  1. предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  2. характер взаимодействия со взрослыми;
  3. характер взаимодействия с другими детьми;
  4. система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;

Мотивирующая образовательная среда конструируется на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников и представляет систему условий развития детей, включая:

 -пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования);

- социальные  (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, ЗП, администрацию);

- условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребёнка);

- материально-технические и другие условия образовательной деятельности; Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ( одобрена решением ФУМО Минобрнауки, протокол от 20.05.2015г.)

Из курса  «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...

Методическое обеспечение рабочей программы: конспекты музыкальной образовательной деятельности

Рабочая программа - индивидуальный инструмент музыкального руководителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и прием...

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...

«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса....

Рекомендации построения образовательной среды для развития музыкальных способностей в группе детей предшкольного возраста , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендации построения образовательной среды для развития музыкальных способностей  в группе детей предшкольного возраста , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей....

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности «Дети и денежные отношения»»

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотностиНОМИНАЦИЯ КОНКУРСА«Лучшее методическое обеспечение реализации программыпо финансовой грамот...

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности» Дидактическое пособие Лэпбук для детей разновозрастной группы «Познаем основы экономики»

Невозможно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно-денежным отношениям. Финансовая грамотность детей - одно из современных направлений в дошкольной педагогике.  Дети ...