Интегрированное занятие Мы едем в Буквоград
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Психолог Алёна Анатольевна

Данное психокоррекционное занятие направлено на позитивную социализацию в обществе детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, путем развития способности понимать и выражать эмоциональное состояние словами, а также  закреплять умение различать эмоциональные настроения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно).

Педагогом-психологом на занятии учтены моменты, способствующие формированию фонематического восприятия , что способствует уточнению и формированию словарного запаса.

Необходимо отметить, что в план занятия внесены элементы, способствующие развитию эмпатии, умению сопереживать другим, а также развитию мелкой моторики, пространственного воображения, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_my_edem_v_bukvograd.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования   «Детский сад комбинированного вида

в ЖК «Луговое»»

664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова, ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174

ИНН 3827046078  КПП 382701001  ОКПО10736204

Региональный заочный конкурс

«Педагог-психолог коррекционных и инклюзивных образовательных организаций-2020»

Номинация 1. «КОСПЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ»

         Для детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР)

 

«МЫ ЕДЕМ В БУКВОГОРСК»

Автор:

педагог-психолог МДОУ ИРМО

«Детский сад комбинированного вида

в ЖК «Луговое»»

Сидорова А.А.

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика контингента

Аннотация_______________________________________________________3

Пояснительная записка____________________________________________4

Ход занятия______________________________________________________5

ЛИТЕРАТУРА___________________________________________________10

Характеристика контингента обучающихся

Наименование образовательного учреждения: МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»;

Возрастная группа: Дети ОВЗ- старшая группа компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи- далее ОНР);

Количество детей, участвующих в занятии: -мальчики-7 чел. (6 лет);

                                                                                          -девочки- 6 чел. (6-7 лет).

У данных детей III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи, имеются выраженные элементы лексико-грамматического недоразвития. Данные дети относительно раскованно коммуницируют с окружающими, проявляют повышенный интерес к происходящим событиям на занятии, но следует отметить, что они постоянно нуждаются в поддержке и сопровождении педагога ( в данном случае-это педагог- психолог). Психолог вносит в образовательно-коррекционный процесс постоянные пояснения. Самостоятельное общение детей продолжает оставаться затруднительным. У них имеется нарушение звукопроизношения, соответственно,  страдают такие психические процессы как: память, мышление, воображение. Следует большое внимание уделить фонематическому недоразвитию. Активный словарь данных детей значительно беднее, а аудиальная и визуальная память развивается намного медленнее, нежели у их здоровых сверстников. В словаре детей мало обобщающих понятий, практически отсутствуют антонимы и синонимы. Вызывают затруднения словоизменения. Рассказ-описание мало доступен для таких детей, при рассказе ошибаются в передаче логической последовательности событий.

В данной группе имеется мальчик 6 лет с выраженным синдромом дефицита внимания, как следствие имеет нарушения в поведении, как то:

- отсутствие реакции на звуковые сигналы педагога;

- гипервозбужденность, неусидчивость.

Аннотация

Данное психокоррекционное занятие направлено на позитивную социализацию в обществе детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, путем развития способности понимать и выражать эмоциональное состояние словами, а также  закреплять умение различать эмоциональные настроения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно).

Педагогом-психологом на занятии учтены моменты, способствующие формированию фонематического восприятия , что способствует уточнению и формированию словарного запаса.

Необходимо отметить, что в план занятия внесены элементы, способствующие развитию эмпатии, умению сопереживать другим, а также развитию мелкой моторики, пространственного воображения, мышления.

Данные психические функции представляется возможным корректировать и развивать в первую очередь потому, что занятие  проходит, в игровом формате, что позволяет детям в легкой форме:

  1. Усвоить и запомнить изучаемый материал;
  2. Приобрести ценные знания, которые будут продуктивным началом в их будущей учебной деятельности, а также данные знания будут способствовать формированию будущей ситуации успеха при обучении  в школе.

Полученные знания закреплены в системе когнитивных способностей детей, правильная подача информации завоевывает внимание, что обеспечивает ход мыслительной деятельности в данном направлении и заставляет детей обдумывать и анализировать сложившиеся ситуации.

         Сценарий данного занятия предусматривает учесть мнение каждого ребенка.  Дети с удовольствием принимают участие в ходе занятия, что также служит им помощью в правильной мотивации и  подборе интересующей информации.

Пояснительная записка

Наименование образовательного учреждения: МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

Авторы: Педагог – психолог: Сидорова Алёна Анатольевна

                Учитель – логопед: Наливных Татьяна Владимировна

                 

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности (ОНР)

Тема занятия: «Многозначные слова»

Цель: Познакомить с многозначными словами, научить понимать  значение изучаемых слов в речи человека  с одним звучанием, но разным по смыслу.

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- обогащать и уточнять словарный запас детей;

- сформировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

- развить внимание, мышление, память.

Коррекционно – развивающие:

- способствовать развитию динамической координации движений, пространственной организации движений, общей, мелкой моторики;

- развивать произвольное внимание, фонематический слух.

 Коррекционно – воспитательные:

- создать условия для положительного эмоционального фона детей;

- привить умение слушать ответ товарища;

- воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная беседа: Беседа о том, что такое слог и что такое слово; чем отличается слог от слова?

Оборудование: Предметные картинки, мультимедийная аппаратура, маркеры, дидактическое пособие к игре «Найди пару», дидактическое пособие к игре «Нарисуй многозначное слово», загадки.

Тема: Путешествие в Буквоград.

Цель: Развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Задачи работы логопеда:

  1. развивать связную речь;
  2. формировать фонематическое восприятие;
  3. уточнять и формировать словарный запас;
  4. развивать грамматический строй речи;
  5. обучать навыкам элементарного звукового анализа и синтеза слогов;
  6. развивать мелкую моторику и пространственное воображение.

Задачи работы психолога:

  1. закреплять умение различать эмоциональные настроения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);
  2. развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
  3. развивать эмпатию, умение сопереживать другим;
  4. развивать мелкую моторику и пространственное воображение.

Оборудование: название города, указатель улиц, мольберты, маски с эмоциями, конверт, «волшебные очки», пуговицы, шнурки, «Геометрики», счетные палочки, буквы и цифры, шкатулка, ромашки (из бумаги).

Ход занятия

Организационный момент:

Психолог: Первым пройдет тот, у кого первый звук в имени (М), …

Сообщение темы занятия:

Логопед: Ребята, пришло письмо от жителей Буквограда. Они пишут, что у них в городе появилась злая старуха Завида со своим кривым зеркалом. Эта старуха навела в городе беспорядок, все хорошее превратила в плохое.

Игра «Скажи наоборот».

Город был солнечный, а сейчас стал … (пасмурным).

Улицы были чистыми, а стали … (грязными).

Дети были умными, а стали … (глупыми).

Были добрыми, а стали … (злыми).

Вежливыми, а стали … (грубыми).

Жители города были веселыми, а стали … (грустными).

Логопед: Жители города Буквограда зовут нас на помощь. Ну что, ребята, отправимся в Буквоград, поможем жителям этого города?

Основная часть:

Психолог: Давайте наденем волшебные очки и расскажем, какие лучшие качества есть у нас, которые пригодятся нам в путешествии.

Игра «Лучшие качества через волшебные очки» (доброта, честность, ум…).

Отправляемся в путь!

Логопед: Мы должны закрыть глаза и повторить волшебные слова: 1, 2, 3 – повернись! В Буквограде окажись!

Психолог: Смотрите, ребята, вот мы и в Буквограде! Первая улица – «Зеркальная». Как вы думаете, ребята, почему эта улица называется «Зеркальной»? Посмотрите вокруг. Зеркала кривые стоят. Какое настроение отразилось в этих зеркалах? (удивление, злость, страх…).

Психолог: Это старуха Завида заколдовала зеркала и жителей города! Как вы думаете, какое настроение старухе не подвластно? Какую эмоцию она не сможет отразить на своем лице? Расколдуем зеркала!

Игра «Изобрази радость» (с помощью пуговиц и шнурков)

(Дети выкладывают улыбку, радость на коврике. Работа индивидуальная.)

А от улыбки засияло солнышко.

Физминутка «Солнышко»

Солнышко, солнышко выгляни скорей! (ладошки-пальчики)

Травку и зернышки в поле обогрей. (полукруг руками)

Девочкам, мальчикам (хлопки вправо-влево)

Будет веселей! (3 хлопка перед собой)

Белочкам, зайчикам суше и теплей. (ушки, прыжки-лапки)

Солнце услышало песенку ребят (полукруг руками)

Засверкало солнышко на город Буквоград. (ладошки-пальчики)

Психолог: Хорошо потрудились на этой улице. Отправимся на следующую улицу. Улица «Буквостроительная». Как вы думаете, кто живет на этой улице? Из какого материала можно построить букву?

Здесь нам нужен самый важный, самый главный по звукам и буквам специалист – строитель?

Дети: Логопед наш

Логопед: А у нас и материал есть!

Дети выбирают материал, из которого строят букву (счетные палочки, шнурки, резинки)

Игра «Буквы и цифры».

И здесь старуха Завида успела все испортить. Ох, и вредная эта старуха! Соседи Буквы и Цифры перепутались. Помогите их собрать и расселить по своим домам.

Логопед: Все в порядок привели, можно отправляться на другую улицу.

Речевка

Спокойно будем говорить, не торопиться, не спешить.

И станет наша речь красивой, и четкой и не торопливой.

Скороговорка: Три сороки тараторки тараторили на горке.

Психолог: Следующая улица «Садовая». Смотрите: цветы завяли, лепестки осыпались. Это все проказы старухи Завиды!

Логопед: Давайте соберем лепестки, и наши ромашки раскроются.

Игра «Собери цветочек и прочитай слоги» (Дети приклеиваютют лепестки с буквами и читают слоги).

Игра «Подбери слова, которые начинаются на слог СА, СО…»

Поощрение цветок из бумаги, которые в конце игры дети «садят на клумбу» - мольберт.

Психолог: Буквоград – волшебный город. Здесь мы сами можем превратиться в цветы.

Эмоциональная пауза «Цветок»

Посадили семечко в землю. (Дети приседают.) Было семечко, а теперь у него появился хвостик-росточек. (Плавно приподнимают руки вверх.)Начал росточек расти – и вырос красивый цветок. (Медленно встают, протягивают руки вверх.) Радуется цветок солнцу. Раскачивается из стороны в сторону. (Покачивание вправо-влево.) Вдруг подул сильный ветер. Цветок начал гнуться от его ударов. (Наклоны вперёд-назад, тело напряжено.) Стих ветер, цветок облегчённо вздохнул и успокоился».

Логопед: Мы справились со всеми испытаниями старухи Завиды. Что нам в этом помогло? (Ответы детей.)

Психолог: Чтобы Завида не смогла больше навредить городу Буквограду, давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу комплименты.

Игра «Доброе слово соседу»

Логопед: А нам пора возвращаться домой. 1, 2, 3 – повернись! В детском саду окажись!

Рефлексия «Город Буквоград»

Дети рассказывают воспитателю, какие испытания они встретили на своём пути. Коллективно создают Буквоград из плоскостных геометрических фигур.

Речевка

Спокойно будем говорить, не торопиться, не спешить.

И станет наша речь красивой, и четкой и не торопливой.

Скороговорка: Три сороки тараторки тараторили на горке.

Физминутка «Солнышко»

Солнышко, солнышко выгляни скорей! (ладошки-пальчики)

Травку и зернышки в поле обогрей. (полукруг руками)

Девочкам, мальчикам (хлопки вправо-влево)

Будет веселей! (3 хлопка перед собой)

Белочкам, зайчикам суше и теплей. (ушки, прыжки-лапки)

Солнце услышало песенку ребят (полукруг руками)

Засверкало солнышко на город Буквоград. (ладошки-пальчики)

Город был солнечный, а сейчас стал … (пасмурным).

Улицы были чистыми, а стали … (грязными).

Дети были умными, а стали … (злыми).

Были добрыми, а стали … (злыми).

Вежливыми, а стали … (грубыми).

Жители города были веселыми, а стали … (грустными).

Эмоциональная пауза «Цветок»

Посадили семечко в землю. (Дети приседают.) Было семечко, а теперь у него появился хвостик-росточек. (Плавно приподнимают руки вверх.)Начал росточек расти – и вырос красивый цветок. (Медленно встают, протягивают руки вверх.) Радуется цветок солнцу. Раскачивается из стороны в сторону. (Покачивание вправо-влево.) Вдруг подул сильный ветер. Цветок начал гнуться от его ударов. (Наклоны вперёд-назад, тело напряжено.) Стих ветер, цветок облегчённо вздохнул и успокоился».

Комплименты (добрые слова)

Качества доброта, ум , честность…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"

Конспект "Интегрированного занятия психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"....

Мы едем, едем, едем. Интегрированное занятия для средней группы.

Мы едем, едем, едем!Интегрированное занятие для средней группыЦель продолжать знакомить с профессиями шофёра, художника, строителя;закреплять порядковый счет в пределах 10;активизировать умение сравни...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в Буквоград"

Совместное итоговое занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе. ...

Конспект интегрированного занятия по правилам дорожного движения совместно с родителями в старшей группе «Мы едем, едем, едем…»

Конспект интегрированного занятия по правилам дорожного движения  совместно с родителями в старшей группе «Мы едем, едем, едем…»...

Интегрированное занятие «Путешествие в волшебный город Буквоград» в подготовительной группе

Ребята, где-то далеко-далеко на свете, есть город, где живут трудолюбивые человечки. Это город правильной и красивой речи. Жителям этого города нужна помощь. У них пропал адрес. Пропало название их го...

НОД Итоговое интегрированное занятие Тема: «Путешествие в буквоград»

Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски....

Интегрированное занятие в средней группе по теме: "Мы едем, едем, едем..."

Интегрированное занятие в средней группе по теме: "Мы едем, едем, едем..." Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное. Вме...