Информация для педагогов по организации дистанционной работы
консультация

Дусбабаева Анастасия Леонидовна

Информация для педагогов по организации дистанционной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация и индивидуализация обучения что это и как выглядит на практике

Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных и физических способностей. Одни дошкольники быстро и легко овладевают новыми знаниями и навыками, а другим на это требуется довольно много времени. Обеспечить детям равные стартовые возможности позволяет дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Что это за подход, чем конкретно он полезен и какими способами можно дифференцировать обучение, будем обсуждать на уроке.

Дифференцированный подход предполагает, что педагог в образовательном процессе опирается на возрастные и индивидуальные особенности детей, подбирая для работы различные методы, приемы и формы обучения.

Педагог 1. Запустили недавно дистанционное обучение. Только одно занятие прошло, а уже столько проблем. Родители жалуются. Одни говорят, что задания слишком легкие и детям неинтересно их выполнять. Другие, наоборот, что все очень сложно, дети не справляются и устают. Когда в группе занимались, таких проблем не было. Я же своих детей всех хорошо знаю. Кому нужно помочь, дополнительно объяснить, а кому, наоборот, дать задание посложнее.

Педагог 2. Так на дистанционке нужно аналогичным образом действовать. Поделите всех детей на группы по их способностям и рассылайте задания с разным уровнем сложности.

Дифференциация и индивидуализация обучения: в чем разница

Любая группа всегда состоит из детей с неодинаковым развитием и разной степенью подготовленности, разным отношением к обучению, разными интересами и состоянием здоровья.

Например, на занятии одновременно могут находиться дети одаренные и слабо мотивированные. Все они имеют особые образовательные потребности. Это основная причина, почему их обучение должно отличаться. Задача педагога – создать на занятии оптимальные условия для развития каждого ребенка, чтобы преодолеть противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Такой подход называют дифференцированным.

Есть два основных способа дифференциации обучения в детском саду (рисунок 1).

Рисунок 1. Способы дифференциации обучения дошкольников

Одним из основных видов дифференциации считают индивидуальное обучение. Индивидуализация – это важный психолого-педагогический принцип, согласно которому воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка (рисунок 2).

Рисунок 2. Польза от индивидуального подхода к дошкольникам

Какой бывает дифференциация обучения

В условиях дифференцированного обучения комфортно себя чувствуют все дети, независимо от своих образовательных потребностей. Используя дифференциацию, перед педагогом встает проблема – как делить детей на группы, что брать за основной критерий?

Выделяют два типа дифференциации обучения: внешнюю и внутреннюю. Рассмотрим их подробнее.

Внутренняя дифференциация. Учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп может меняться в зависимости от поставленной образовательной задачи. В этом случае понятие дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

К возможностям внутренней дифференциации относят:

– разработку и применение уровневых заданий;

– варьирование содержания заданий для детей с разными образовательными потребностями;

– регулирование трудностей выполнения отдельных заданий;

– регулирование длительности выполнения отдельных заданий;

– варьирование средств методической поддержки детей в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Пример

Как можно провести внутреннюю дифференциацию на дистанционке

Допустим, в группе детского сада 20 детей. Половина из них легко усваивает любой материал, правильно понимает задания и быстро их выполняет. Остальные дети испытывают сложности с освоением программы или отдельных образовательных областей.

Для дифференциации дистанционного обучения педагогу следует подготовить несколько вариантов заданий для каждого занятия: сложный, средний и легкий уровень. Далее педагог может поступить двумя способами.

Способ 1.  Можно разослать родителям все виды заданий и позволить им самим решить, какого уровня задания способен выполнить их ребенок. Они могут определить это практическим путем, попробовав задания всех уровней.

Способ 2. Если педагог хорошо знает способности детей, он может изначально сделать рассылку заданий разного уровня.

Внешняя дифференциация. Предполагает разделение детей по определенным признакам на стабильные группы, в которых различаются и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы.

Совет

Как разделить группу детей на группы для внешней дифференциации обучения

Основное, что нужно сделать педагогу – определить признаки-основания для дифференциации дошкольников. Это может быть дифференциация обучения для детей с особыми познавательными потребностями – с нарушениями зрения или слуха, логопедические группы и т. д.

По каким признакам-основаниям дифференцировать дошкольников

Традиционные виды дифференциации – это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам. К этим основаниям следует добавить дифференциацию по необходимости специальных условий для обучения. Рассмотрим признаки дифференциации более подробно.

Дифференциация по общим способностям. Это учет общего уровня обученности, развития ребенка, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, познавательной деятельности.

Пример

Как объединить дошкольников в группы по общим способностям

Всех детей можно распределить по трем группам: с высоким, средним и низким уровнем общих способностей, в том числе познавательной активности.

К первой группе относят детей с высоким уровнем внимания, памяти, мышления, познавательной деятельности. Этих детей не нужно дополнительно мотивировать, они всегда легко включаются в занятие, легко самостоятельно справляются с соответствующими возрасту заданиями, хорошо запоминают и воспроизводят информацию, могут творчески применить полученные знания для выполнения более сложных заданий.

Ко второй группе относят детей, которые успешно справляются с освоением программы. При должном разъяснении и под руководством взрослого они способны выполнять соответствующие возрасту задания.

К третьей группе следует отнести всех детей, которые испытывают сложности с освоением программы. Это могут быть как низкомотивированные дошкольники, так и дети с низким уровнем познавательной деятельности.

Приведенное в примере распределение носит условный характер. В зависимости от ситуации педагог должен быть готов перевести ребенка из одной группы в другую. Например, ребенок, который занимается в первой группе, перестал справляться с заданиями повышенной сложности, ему стало некомфортно на занятиях. Отчасти это может быть связано с постепенным усложнением программы, за которой он не успевает. В этом случае нужно перевести его во вторую группу, со средним уровнем общих способностей.    

Дифференциация по специальным способностям и интересам. Это различие детей по способностям к тем или иным занятиям. Например, одни дети имеют склонности к рисованию, другие – к танцам или спорту.

Пример

В каких учебных ситуациях необходима дифференциация детей по специальным способностям

Наряду с обязательной программой дошкольного обучения, многие детские сады предлагают воспитанникам дополнительные занятия по различным образовательным направлениям. Как правило, эти занятия платные, поэтому посещать их не обязательно. Их выбирают не все родители и дети, а лишь те, кому это интересно или у кого имеются определенные способности. В результате естественным образом происходит дифференциация. Например, в группу детей, дополнительно занимающихся рисованием, попадают ребята со склонностью к рисованию и т. д.

Дифференциация по неспособностям. Это выделение в отдельную группу детей, которые испытывают затруднения в освоении программы.

Пример

Какие затруднения могут испытывать дети

В группу неспособных могут попасть дети с самыми разными проблемами: низкой мотивацией к обучению, трудностями с запоминанием информации или вниманием на занятиях и т. д. На обычных занятиях таким детям сложно успевать за сверстниками, а педагогу приходится уделять им больше внимания. В результате страдает качество занятия. Лучше, если такие дети будут заниматься отдельно. Тогда педагог сможет в должной мере уделить внимание каждому из них, найти индивидуальный подход и обеспечить освоение программы.

Дифференциация по необходимости специальных условий для обучения. Это выделение в отдельную группу детей с особыми познавательными потребностями.

Пример

Каких детей можно отнести к группе с особыми условиями обучения

Некоторые детские сады специализируются на работе с дошкольниками, которые имеют нарушения развития. Наиболее ярким примером можно считать детские сады с логопедическими группами, в которые отбираются воспитанники с нарушениями речи.

Как дифференцировать задания: четыре группы

Выделяют четыре группы дифференцированных заданий по различным основаниям. Рассмотрим их подробнее.

Группа 1. Дифференциация по уровню творчества. Задания дифференцируют на основе различий в характере познавательной деятельности детей:

– репродуктивные задания включают упражнения, выполнение которых основано на ранее изученных приемах. Например, пересказ знакомого текста;

– продуктивные, или творческие, задания включают упражнения, которые отличаются от стандартных. В процессе их выполнения детям необходимо проявить творческую активность.

Пример

Как можно дифференцировать задания по уровню творчества на дистанционке

При дистанционной форме обучения педагог рассылает родителям краткий рассказ или сказку, которые соответствуют возрасту детей. В инструкции предлагает прочитать текст ребенку вслух и выполнить задание на одном из уровней творчества.

Простой вариант задания, который не требует творчества, или репродуктивный уровень: пересказать сюжет текста самостоятельно или с опорой на наводящие вопросы.

Творческий вариант задания: предложить ребенку пофантазировать и придумать продолжение истории.

Группа 2. Дифференциация по уровню трудности. Задания дифференцируют по степени сложности их выполнения. В разделенных по уровням заданиях наблюдается явное их усложнение.

Пример

Как могут выглядеть задания, разные по уровню сложности

Дети получают одно и то же задание для всех уровней сложности: «Внимательно рассмотрите картинки. Выберите лишнюю». Задание такого типа подойдет как для обычных занятий, так и для дистанционных.

Дифференциация обучения достигается за счет уровня сложности самой картинки. На простом уровне сложности выбор очевиден. В задании среднего и сложного уровня сделать выбор уже не так просто. Ниже примеры заданий, взятых с портала «Мобильное электронное образование».

Задание простого уровня

D:\Снимок экрана 2020-09-13 в 21.38.21.png

Задание среднего уровнч

D:\Снимок экрана 2020-09-13 в 21.38.45.png

Задание сложного уровня

D:\Снимок экрана 2020-09-13 в 21.38.59.png

Группа 3. Дифференциация по объему учебного материала. Речь об учебном материале, который необходим для выполнения конкретных заданий. Этот способ дифференциации позволяет на занятии нивелировать разницу в темпах работы разных детей. Дифференциация достигается за счет того, что педагог предлагает большое число однотипных заданий детям, которые способны их быстро выполнить.

Пример

Как можно дифференцировать задания по объему учебного материала

Педагог может заранее подготовить заведомо большее количество заданий на счет и на занятии выдать их всем детям со словами: «Дети, посмотрите на картинку и посчитайте всех… (животных, птичек и т. д.)»

Те, кто выполняет задание быстро и уже хорошо освоил счет, смогут успеть сделать несколько заданий. Те, кто пока не очень хорошо считает, выполнят одно задание и, может быть, даже с помощью педагога. В результате каждый ребенок будет работать в своем темпе, осваивая программу.

Группа 4. Дифференциация по степени самостоятельности. Задания дифференцируют на основе варьирования помощи, которую получат дети от педагога, когда будут работать над этими заданиями. Уровень сложности таких заданий одинаков. То есть все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают самостоятельно, а другие – под руководством педагога или родителя (при дистанционной форме обучения). При необходимости, можно провести дополнительную дифференциацию, выделив группы с дозированной помощью педагога.

Пример

Как можно дифференцировать задания по степени самостоятельности детей

Педагог может взять любые задания, которые подходят к теме занятия. Дифференциация происходит, когда педагог помогает тем детям, которые самостоятельно не справляются с заданиями, и не помогает тем, кто может выполнить задание сам.

Выполните задание (в новом формате)

Расскажите, каким дошкольникам из вашего детского сада требуется особый подход

Наверняка в вашем детском саду есть дошкольники, которые нуждаются в особом отношении педагогов на занятиях. Напишите в активном окошке ниже, что это за дети и в какой помощи воспитателей они, как правило, нуждаются.