Учебно-методические материалы по теме " Восприятие музыки"
план-конспект

Скороспелова Татьяна Вячеславовна

Слушание - ведущий вид музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_muzyki.docx37.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Тема: Слушание музыки в детском саду.

Количество часов: 2

Цель:  Формирование понятия музыкальное восприятие.

Теоретический блок.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ

«Развитие музыкальной восприимчивости
не является следствием возрастного созревания человека,
а является следствием целенаправленного воспитания»

Н.А. Ветлугина

Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:

  • знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;
  • формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
  •  развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

  • формирование навыка слушания музыки;
  • создание фонда любимых детских произведений.


Восприятие музыки
  –  ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.

Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроением.

Известный музыкант психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: Восприятие музыки и музыкальное восприятие.
Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувственное, осмысленное. А просто восприятие музыки может являться как фон, сопровождение, как звуковой сигнал, воспринимаемый органом слуха.

Иными словами  музыкальное восприятие музыки  – это всегда процесс вслушивания в музыку, прочувственный и осмысленный.  Это активный, творческий процесс.

  • Бессознательная реакция на музыку характерна для раннего возраста, проявляется в двигательной реакции на музыку (мимика, жесты). Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда сам ребенок еще не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному языку.
  • В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта ребенка, у ребенка вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточится, умение вслушаться в интонацию, охарактеризовать произведение.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕНЫ:

1. Самим воспринимаемым музыкальным произведением. (см. характеристику)

2. Внешними и внутренними (личностными) условиями.

3. Характером музыкальной деятельности ребенка.

4. Музыкальным и жизненным  эмоциональным опытом ребенка. 

 Музыкальное восприятие неоднозначно: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта,  опыта слушания музыки, богатства творческого воображения.
У каждого человека образуется личный запас ассоциаций и образов (набор закрепившихся в памяти у человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения).

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА:


Художественная ценность.

Культурное наследие человечества,  наиболее яркое, талантливое, художественное, сохранившееся до наших дней.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает интонацию разных эпох. Б.В. Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Так  народная музыка уникальна - имеет свою региональную специфику, в музыке И.С. Баха звучат строгие, возвышенные мелодии, музыка Ф. Шопена романтична и чувственна, современная музыка более конфликтна, полна резких звучаний.

Важно, чтобы ребенок воспринимал музыку в хорошем, качественном исполнении.


Воспитательная направленность


Способность репертуара формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение.


Педагогическая целесообразность


Способность репертуара вызвать у детей  положительные эмоции в процессе музыкального восприятия, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности.


Доступность репертуара


-Доступность содержания (соответствие эмоционального содержания опыту ребенка)

-Доступность репертуара для воспроизведения его детьми (по диапазону, протяжности, темпу и т.п.)


В детском саду используется репертуар классической, современной и народной музыки.
Народная музыка – неотъемлемая часть музыкального воспитания в детском саду. Традиции русской народной культуры, воплотившись в музыкальном фольклоре, всегда выступали важнейшим средством нравственного, эстетического воспитания детей. Включение ребенка в фольклорную среду позволяет ему с раннего детства усваивать культурные традиции своего народа, его нравственные и эстетические ценности, а в дальнейшем облегчает усвоение музыкального языка классической музыки.

  • Важным музыкальным содержанием являются специальные сочинения для детей:


-Классический репертуар  (П.И. Чайковский « Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества» альбом «Бусинки» А. Гречанинова   и т.п.)

-Музыкальный репертуар, созданный советскими  музыкантами, педагогами, специально для детского сада, с учетом возрастных особенностей детей.

http://primdou74.ru/public/users/993/JPG/211020191953_1.pdf 
Д.Б.Кабалевский, А.А.Александров, Р.Г.Бойко, В.Л.Витлин, В.П. Гечик, Т.А. Попатенко, М.И.Красев, М.Р.Раухвергер, М.В. Иорданский, Ю.М. Слонов М.Л. Старокадомский

Литература для изучения

1..Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

2.Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

3.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.,

4. « Настроения, чувства в музыке» /О.П. Радынова/ Москва ТЦ Сфера.,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие дидактическая игра.Тема:"Времена года, когда это бывает?"

Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...

Выступление по теме "Восприятие музыки - основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника"

В конспекте выступления можно найти основной материал, который четко и конкретно раскоет эту тему....

Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»

Музыкальное восприятие является одним из средств  формирования   личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем  и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побуд...