Статья "Цифровая трансформация ДОУ до, во время и после режима самоизоляции"
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОУ ДО, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ.
Сапонова Е.Г, Торопцева Т.И, Маховицкая В.Н.,
Муниципальное дошкольное образовательное
Учреждение «Центр развития ребенка детский сад 4
поселка Майский Белгородского района Белгородской области»
Аннотация: данная статья посвящена теме внедрения цифровых технологий в дошкольные учреждения, преимущество их использования перед традиционными средствами обучения, а так же проблемам которые существуют в этом аспекте и пути их решения.
Ключевые слова: цифровизация дошкольного образования, ИКТ, преимущества, проблемы, решения
Модернизация, инновация, модернизация, информатизация… повсюду, куда не брось взгляд, нас окружают компьютеры, планшеты, ноутбуки, мобильные телефоны, интерактивные экраны и т.д. «Гаджеты» стремительно вошли в нашу жизнь и сразу же стали неотъемлемой ее частью. Современный человек уже не может представить себя без сотового телефона и интернета, а их исчезновение приравнивается к глобальной катастрофе. В таких же условиях развивающегося цифрового пространства на ровне со взрослыми растут и развиваются наши дети, которых уже называют детьми будущего, поколением Z.
Цифровыми технологиями дети начинают пользоваться чуть ли не с младенчества, овладевая ими раньше, чем чтением и письмом. Это происходит из-за того, что родители, которые сами испытывают потребность в использовании «гаджетов», подают соответствующий пример подрастающему поколению. Кроме того, взрослые сами дают цифровые устройства детям, используя их в качестве универсальных средств для утешения, отвлечения и развития ребенка.
Соответственно, меняется взгляд на картину детства. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок XXI века стал не хуже или лучше своего сверстника, жившего лет двадцать-тридцать назад, он просто стал другим! Благодаря простоте использования и многофункциональности, цифровые устройства стали любимой игрушкой ребенка, а их потребление превращается в самостоятельный род занятий. Экран телефона и планшета все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими и сверстниками, как следствие, это приводит к социальному отчуждению детей.
Сегодня наше подрастающее поколение благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на "взрослые" темы, а порой интеллектуально более подкованы, чем родители. Однако у них имеется проблемы с развитием творческой активности, у таких детей очень снижена фантазия. Современный ребенок требователен, прагматичен, имеет завышенную самооценку, часто не слышит указаний взрослых. У него есть проблемы с эмоциональностью. Он не понимает, что такое плохо, больно, страшно. Современный дошкольник говорит много, но плохо, т.к. страдает связная речь и словарный запас. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и частого сидения за компьютером.
До недавнего времени в дошкольных учреждениях использование цифровых технологий сводилось к минимуму. Во-первых, большая часть педагогического состава (люди «старой закалки»), не владели ИКТ и даже составление отчетной документации, которая перешла в формат электронного документооборота, вызывала у них большие трудности.
Кроме того, на техническое оснащение помещений детского сада, создание локальной сети внутри учреждения, к сожалению, не хватало средств.
Но все изменилось. В условиях эпидемиологической ситуации и режима самоизоляции, жить и работать пришлось по-новому. Дошкольной системе образование пришлось перестроиться - вместо живого общения пришли видеоконсультации, развивающие видеоигры, презентации и т.д.
В данный момент времени именно они стали новыми средствами сотрудничества с родителями и детьми. Мало того, что педагогу пришлось осваивать цифровой мир в короткие сроки, ему необходимо было предложить развивающий и обучающий материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его ребенку, смогли его заинтересовать.
Педагоги, к своему удивлению отметили, что применение ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:
- мультипликация и возможность играть самому в компьютерной развивающей игре надолго привлекает внимание воспитанников, повышает их интерес к представленному материалу, заставляет их логически думать, решать, саморазвиваться;
- высокая динамика занятия способствует развитию памяти, воображения, эффективному усвоению материала;
-происходит раскрытие творческого потенциала воспитанников;
- побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
- видеофрагменты дают возможность показать ребенку те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например вращение Земли вокруг Солнца, рост пшеницы и т.д;
- цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
- происходит максимальный учет индивидуальных, образовательных возможностей и потребностей воспитанников;
- используя интернет ресурсы Viber, WhatsApp, Zoom в общении с родителями воспитанников, педагог имеет возможность в короткие сроки ознакомить их с последними новостями группы, обсудить ключевые вопросы, провести родительское собрание онлайн, предоставить материал для занятий с детьми дома;
- в сети интернет можно обмениваться информацией с коллегами, получать новые знания и самосовершенствоваться, виртуально посещать все уголки мира, не выходя из дома.
Отметив все неоспоримые плюсы использование цифровых технологий в воспитании, развитии и обучении детей, педагоги детских садов, выйдя на работу после самоизоляции, уже не смогли работать как раньше. Вот поэтому все силы, как на государственном, так и на местном уровне, брошены на приобретение компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, а также устройств для обучения дошкольников: , интерактивных песочниц, столов, полов, тумб, мультимедийных детских студий, интерактивных комплексов и т.д.. Кроме того, посредством курсов повышения квалификации, конференций в режиме онлайн, мастер-классов происходит повышение уровня ИКТ компетенции педагогов.
Можно с уверенностью сказать, что цифровизация - это эффективное техническое средство, с помощью которого можно существенно разнообразить и усовершенствовать работу в ДОУ. Сегодня мы находимся только в начале долгого пути внедрения цифровизации в образование, но маршрут построен и мы идем в правильном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
- Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018. – 154 с.
- Бастрыкина А. Ю.Публичная лекция: «Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий»// infourok.ru: ведущий образовательный портал России. 2019.
- Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). 16–25 с..
- Коротаева. Е. Дидактические основы интерактивного обучения. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108.
- Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТН. Наука, образование, экономика. – Уфа. 2019г. 89 с.