РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Агишева Оксана Владимировна

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samosoznaniya_u_detey.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

17 ноября  с родителями  был проведен  онлайн - практикум  по теме: «Развитие самосознания у детей раннего возраста».

           Где родителям рассказали, что именно  ранний возраст вносит существенный вклад в становление личности. Именно в раннем возрасте начинает формироваться самосознание, развитие которого происходит на протяжении всей жизни человека.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, он отличает ребенка от других. Уже в 6 мес. младенец отзывается на свое имя,  реагирует на свое и чужое имя по-разному. А затем ребенок уже не представляет себя вне имени, испытывает особый интерес к людям, которые носят такое же имя.

Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем - так, как к нему обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего «я» и «ты».

Предлагаем игры с детьми.

 Игра «Кто спрятался?»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

 «Играем в прятки»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: погремушка.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку спрятаться, а он будет его искать. Взрослый отворачивается, ждет,  когда ребенок спрячется, после чего ходит по комнате, «безуспешно» разыскивая его, приговаривая при этом:
«Я по комнате хожу,

Кати (любое имя ребенка) я не нахожу.

Ну куда же мне идти,

Где мне Катеньку найти?

Погремушечка, бренчи,

Нашу Катю позови!»

Ребенок выбегает, говорит «Вот я», взрослый дает ему погремушку, ребенок трясет ею.

Игра «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Оборудование: все сидят (ребенок, папа, бабушка, дедушка)  на стульях.  «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит мама и присаживается за спинкой стула. — Я спряталась. А теперь ты спрячься, как Я».

Образ своего тела

Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка  и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.

Игра

Есть два глаза у тебя, и два уха тоже.

Две руки, две ноги – на мои похожи.

Голова одна видна, шея – одна тоже.

Нос один и рот один – на мои похожи.

Два мизинца на руках – на мои похожи.

Два мизинца на ногах - на мои похожи.

Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.

Игра «Топни ножкой»

Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ - топ -топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.

Зрительный образ своего отражения в зеркале

Взрослые рано показывают малышу его отражение в зеркале. Если годовалый малыш путает реальные вещи и отражение, то примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

Игра «Кто это?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

После того, как  ребенок осознает свое «я»,  появляется первичная самооценка – «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена (что в норме правильно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.

Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...

"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова  одной из составляющих психологической готовности к ...

Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей «Развитие самосознания у детей раннего возраста»...

Развитие предпосылок самосознания у детей раннего возраста

Буклет для родителей по развитию самосознания у детей раннего возраста...

Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития самосознания у детей раннего возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития самосознания у детей раннего возрастапедагог-психолог Карелина Елена Валерьевнавоспитатель Вдовина Ксения Александровнавоспит...

Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»...

Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности

Презентация на тему: Формирование самосознания у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности...