ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Сергиенко Галина Давыдовна

ПЛАН ПО САМОБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_21-22.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад « Радуга»

План по самообразованию

Тема: «Формирование и развитие сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей второй группы

раннего развития (2 – 3 года)»

                                                  Воспитатель высшей категории : Сергиенко Г.Д.

                                                    с.Мамонтово

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

- расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста

- формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов 

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному развитию 

Выход темы: 

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста

Актуальность

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с

использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Выявлены противоречия:

между необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста дидактических игр и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения между необходимостью формирования и развития у детей раннего возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку раннего возраста развить сенсорные способности.

Для решения данной проблемы был разработан проект «Учимся, играя». За содержащую основу проекта были использованы технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

В данных технологиях предоставлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка раннего возраста через дидактическую игру, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Организуя игру, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Известные отечественные психологи Л. С.

Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он

сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности. Известные психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский подчёркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности. Если вы хотите научить малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, овладевать разнообразными умениями, испытывать от этого радость открытия, постарайтесь научить ребенка играть.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Календарно-тематический план по формированию и развитию сенсорных способностей детей раннего возраста

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада

 Л.Н.Павлова Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет – М.: Творческий центр сфера 2003.

Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Октябрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Картотека

Ноябрь

Методические рекомендации:

а) формирование представлений о форме; б) формирование представлений о цвете; в) формирование представлений о величине.

Анкетирование родителей по теме собрания

Составление рекомендаций и изготовление буклетов

Анкета

Декабрь

Родительское собрание «Сенсорика. Ее значение в жизни ребенка.»

Работа с родителями

Январь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы и величины:

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» - «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

         - «Дальше – ближе»

картотека

Февраль

Консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Консультация в родительский уголок в группе

Март

« Дидактические игры по сенсорике»

Презентация для педагогов

Апрель

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  бусы»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Картотека

Май

Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы играем!»

стенгазета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...