«Исследовательская деятельность как условие формирования инициативы у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Гостяйкина Лидия Павловна

 

Психологи рассматривают самостоятельность как волевую черту личности, способность осуществлять какую -либо деятельность без посторонней помощи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst.gotovoe_2.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн выступление

«Исследовательская деятельность как условие формирования инициативы у детей старшего дошкольного возраста»

Исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач.

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в “готовом виде”

Психологи рассматривают самостоятельность как волевую черту личности, способность осуществлять какую -либо деятельность без посторонней помощи.

Дошкольники это прирожденные исследователи и тому подтверждение их любознательность.

Постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с предметом и в виде вопросов -Как?-Зачем? и -Почему?

Как показывает практика, знания, полученные во время опытов на долго запоминаются дошкольниками.

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами. Элементарные опыты с ними, позволяют познать их качества и возможности. Пробуждают проявлять инициативу в решении задач.

В качестве объектов исследования выступают те предметы и явления, которые нас окружают.

В рамках приоритетного проекта «Демография» в 2019 году был реконструирован наш детский сад «Теремок». В настоящее время созданы прекрасные условия для развития детей.

Здесь есть сенсорная комната, которая служит инструментом для исследования.

У детей появилась возможность изучать предметы, с которыми они не были знакомы.

Это «Солнечный домик» с множеством фиброоптических волокон.

Свет-который можно держать в руках и играть с ним.

А также размышлять над тем, как пузырьки воздуха в воздушно- пузырьковой колонне изменяют цвет и поднимают рыбок наверх.

Много экспериментов можно проводить с песком.

Можно заполнить слоями разноцветного песка прозрачную емкость. 

Насыпаем песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотреть его, из чего состоит песок?

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?
  • Как в природе появляется песок?

 Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Рисование песком развивает мелкую моторику, а значит, способствует скорости мышления и речевому развитию ребенка.

Когда ребенок рисует обеими руками, включается сразу два полушария.

Улучшается координация движений.

Впоследствии это позволит быстрее научится писать.

Психолог: 

Что нужно для игры с песком?

А нужно в сущности так мало!

Любовь, желанье. Доброта….

Чтоб вера в детство не пропала

Игрушек маленький набор, -возьмем с собой-подобно богу!

Мы создадим свой мир чудес, пройдя познания дорогу!

1 ребенок:

Мы научимся общаться и с тревогами справляться

А подраться захочу, я песок в кулак зажму

2 ребенок

Страх и гнев преодолеем, научится мы сумеем

Настроенье передать и движенья повторять

Концовка

Наша работа направлена на формирование самостоятельности и инициативности через использование исследовательской деятельности.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику детского сада обладать такими качествами как, любознательность, активность.

Ребенок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать. Он привыкает действовать самостоятельно.

Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением.

В результате систематической работы у детей появляется интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Дети становятся более наблюдательны, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, начинают более активно участвовать в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, развивается творческий интерес, проявляется инициатива.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у детей самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Педагогические условия формирования национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одн...

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...

презентация "Проектная деятельность как способ развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста" 1-3 часть

Целью данной презентации является показать значимость проектного метода, как метода организации насыщенной детской деятельности, дающего возможность расширять образовательное пространство, развивать т...

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность  как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...

Статья "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...