Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы.
статья (средняя группа)

На сегодняшний день существует множество концепций и идей в истории развития дошкольного образования, которые актуальны на сегодняшний день. Но с развитием Научно-технической революции также и ввелись инновации, которую облегчают работу педагогов и сам образовательный процесс в дошкольных учреждениях. Термины традиция и новация, с первого взгляда, кажутся нам противоположными. Традиции – это идеи, взгляды, мысли и принципы в истории человечества, которые передавались и передаются из поколения в поколение. В зависимости от географического положения, демографической ситуации, экономическом положении и менталитете общества, традиции сохраняются. Инновации (или нововведения) – это процесс создания и использования новых идей, мер, средств, которые будут применяться на практике для удовлетворения человеческих потребностей. Инновационная деятельность является частью изменения в структуре общества как в социальной сфере, так и в духовной. Она базируется на основе традиций, имеющих значимость для системы образования, которые также в свое время были инновационным введением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_traditsii_i_novatsii_v_reshenii_proektnyh_zadach.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Чеботарева Е.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад №108, г. Санкт Петербург

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы.

На сегодняшний день существует множество концепций и идей в истории развития дошкольного образования, которые актуальны на сегодняшний день. Но с развитием Научно-технической революции также и ввелись инновации, которую облегчают работу педагогов и сам образовательный процесс в дошкольных учреждениях. Термины традиция и новация, с первого взгляда, кажутся нам противоположными. Традиции – это идеи, взгляды, мысли и принципы в истории человечества, которые передавались и передаются из поколения в поколение. В зависимости от географического положения, демографической ситуации, экономическом положении и менталитете общества, традиции сохраняются. Инновации (или нововведения) – это процесс создания и использования новых идей, мер, средств, которые будут применяться на практике для удовлетворения человеческих потребностей. Инновационная деятельность является частью изменения в структуре общества как в социальной сфере, так и в духовной. Она базируется на основе традиций, имеющих значимость для системы образования, которые также в свое время были инновационным введением.

Соблюдение определенных традиций в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с нормативно-правовыми актами не могут обойтись без новых введений (новаций) в совместной деятельности педагога, родителя и ребенка. Из года год дошкольное образование совершенствуется для органичного развития, обучения и воспитания ребенка в условиях постиндустриального общества. Для реализации основных функций дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС (Федеральный Государственный Стандарт) требуется формирование познавательный интерес и действия, интеллектуальные качества и физические данные ребенка. Причины внедрения новаций в образовательный процесс, как правило, возникают из-за ребенка, который, в свою очередь, стимулирует и провоцирует активность и творчество.

К традициям ДОУ можно отнести:

1. Создание условий комфортного пребывания в группе;

2. Расширение и создание условий для реализации представлений и взглядов детей об искусстве народов России и народа края;

3. Проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворение духовной потребности детей и активизации их творческой деятельности;

4. Соответствие режима дня в зависимости от возрастной категории групп;

5. Уважение и соблюдение прав ребенка, личности;

6. Сотрудничество воспитателей и взрослых с помощью проведения собраний;

7. Учет этнокультурного досуга;

8. Проведение образовательного процесса, направленного на приобщение детей к моральным нормам, социальным, традициям в семье;

9. Поддержание и сохранения уникальности возрастного периода детства.

К нововведениям (новациям) в ДОУ можно отнести:

1. По отношению к содержанию дошкольного образования – изменения в учебно-воспитательной работе в соответствиями с требованиями ФГОС;

2. По масштабам преобразований (частный, системный и модульный);

3. По взаимодействию с другими организациями: проведение мероприятий с целью взаимодействия детей и ознакомления их с праздниками, всемирными днями. Например: В 2017 году в ДОУ проведены международный день дарения детских книг (14.02) - «Читай - город», День спонтанного проявления доброты (17.02) под девизом «Что бы мы не делали количество добра должно увеличиваться»

4. По инновационному потенциалу в связи с техническим прогрессом: усовершенствование образовательной деятельности благодаря техническим устройствам, игр и игрушек.

Не изменяя традициям, можно отметить всеми известные детские игры, в которые дети играют в дошкольном образовательном учреждении из поколения в поколение. Также, многие детские игрушки совершенствуются, которые минимизируют травмы ребенка и являются безопасными.

Проведение совместного досуга родителей и их детей также способствует лучшей социальной ситуации внутри группы, проведение собраний и других мероприятий с использованием инновационных технологий, основанных на традиционной организации воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, одно из важных требований, которое регламентируется в НПА – это всестороннее развитие личности ребенка, развитие конструктивного взаимодействия внутри группы, выполняется благодаря традициям в содержании образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и новациям.

В системе образования дошкольного образования произошли серьёзные изменения. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и вести педагогический процесс на основе новых современных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к активной изобретательной деятельности. В современных условиях педагогу дошкольного учреждения необходимы новые методы, формы, направленные на развитие познавательных творческих навыков дошкольников, на умения ориентироваться в информационном пространстве. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нужны разные виды деятельности; игровые, ролевые, проблемные, формы и методы обучения. Ведь существенна та деятельность, которая доставляет ребенку радость, интерес, развивает умственные и творческие способности. Современный дошкольник - это уже не чистая открытая тетрадь, на которую наносятся знания. Он получает много информации из разных источников. Это нельзя не рассматривать. Взрослый человек, будь то педагог в детском саду или родитель, уже не являются для наших детей единственными источниками информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Они готовы получать ответ только нажатием кнопки на клавиатуре. Дети разучились думать. Надо ребёнку помочь в этом, а не думать за него. Маленький человечек приходит в дошкольное образовательное учреждение с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения.

Одним из перспективных методов, при обучении детей от 4-5 лет, является метод проектной деятельности. Проектный метод обучения является для ДОУ инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Тема эта весьма актуальна по ряду причин: помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; все возрастающая динамичность внутри современного общества, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В проектной деятельности большую часть времени отводится самостоятельной работе детей. Со средней группы дети выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности.

Планирование любой проектной деятельности должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что будет в конечном результате?

На каждом этапе нужно использовать личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников. Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия. Чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Имеется строго определенная структура, работа ведётся поэтапно: создание положительной мотивации обучаемых, введение в проблему и рассказ о ее важности, а также выработка плана по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности. После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Обязательной должна быть работа с родителями. Проектная деятельность в ДОУ – общественная задача! Могут быть и привлечены и дополнительные педагоги. Проводятся наблюдения, тематические игры, посещение необходимых экскурсий, выполнение домашних заданий. Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия детей, также их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного исследования темы. После происходит презентация проекта, на которой дети рассказывают все сведения, которые им удалось получить и систематизировать.

В ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творчество и креативность, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это доступный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...

Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".

В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми раннего возраста

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход пед...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы

При создании методики образования следует опираться на традиции – идеи, передающиеся из поколения в поколение, такие как: проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворени...

Статья: "Традиции и новации в решении проектных задач в работе с детьми раннего возраста"

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.

Материал предназначен для педагогов дошкольного образования....