Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.
статья (старшая, подготовительная группа)

Халилова Зульфия Эльмановна

Материал предназначен для педагогов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми

подготовительной группы.

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.

Проект - педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность - это целенаправленный процесс с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы.

Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса заключаются в следующем:

  • он является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию творческого мышления и самостоятельности дошкольников;
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Таким образом, классифицировать проекты, используемые в практике ДОУ можно:

  1. По составу участников: дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;
  2. По продолжительности:
  • краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий);
  • средней продолжительности (1-3 месяца);
  • долгосрочные (учебный год)
  1. По целевой установке: развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.
  2. По тематике.

Основными видами проектов, используемых в практике ДОУ являются:

  • межгрупповые;
  • групповые;  
  • индивидуальные;
  • комплексные.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
    В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
  2.  Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.
  3.  Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.
  4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.
  5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

· подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

· пополнение предметно-пространственной среды;

· подбор диагностического материала для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

· анализ педагогом своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений;

· выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

· формирование банка данных об уровне родительской компетентности по данной теме.

III этап - практический:

· коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

· определение содержания работы;

· реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

· обобщение и распространение опыта работы;

· защита проекта.

IV этап — заключительный:

· анализ достижения целей и полученных результатов;

· определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:

  1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
  7. Защита проектов.
  8. Коллективное обсуждение. Результаты внешней оценки, выводы.

Таким образом, проектная деятельность способствует развитию  самостоятельности, активности, инициативности старшего дошкольника, что так необходимо в учебной деятельности будущему школьнику.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет старшему дошкольнику в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, организация наблюдений взрослыми, совместные занятия продуктивной деятельностью. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подобрать разнообразный материал для реализации идей в различный центрах (развивающие центры в группах), предусмотреть интегрированность решений по разным видам деятельности в каждом из центров.

Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему обозначенную детьми. Таким образом, ребенок выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне. На шестом году жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

К концу седьмого года жизни при освоении проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленный  познавательным и личностным развитием, формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В основе проекта лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной темой. Полученные знания дошкольник  может применить в реальной практической деятельности, в ходе которой ребенок открывает для себя  много нового и неизведанного ранее.

Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.

Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. Эффективность воспитания во многом зависит от ее насыщенности, структурированности, проблемности. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности – словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.

Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.

В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся:

  • непосредственная связь проекта с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
  • возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
  • целостность образовательной деятельности;
  • широкий спектр видов деятельности;
  • важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
  • возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия;
  • проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность;
  • применять освоенные ранее знания и умения, опыт.

В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов:

  • ž творческие,
  • ž игровые,
  • ž информационные
  • ž практико-ориентированные,
  • ž исследовательские.

Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:

  • расширение представлений детей об окружающем мире;
  • формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
  • поддержание и удовлетворение детской любознательности;
  • формирование умения находить удивительное в привычном
  • ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
  • расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.

При организации творческих, игровых и информационных проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.

Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием игровой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду. – М.:Мозаика - Синтез, 2014 – 112 с.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.: Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2013 – 208 с.
  3. Дергунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: Уч. пособие. ФГОС. – СПб: Центр педагогического образования, 2015 – 205 с.
  4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с задачами коррекционной работы с детьми подготовительной группы.

Разработанный материал могут рекомендовать учителя-логопеды родителям детей подготовительной группы компенсирующей направленности....

Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".

В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми раннего возраста

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход пед...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы

При создании методики образования следует опираться на традиции – идеи, передающиеся из поколения в поколение, такие как: проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворени...

Статья: "Традиции и новации в решении проектных задач в работе с детьми раннего возраста"

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми средней группы.

На сегодняшний день существует множество концепций и идей в истории развития дошкольного образования, которые актуальны на сегодняшний день. Но с развитием Научно-технической революции также и ввелись...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.

В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельн...