Логопедические игры в преодолении нарушения речевого голоса у дошколь-ников
консультация

Ковалева Наталья Владимировна

Логопедические игры в преодолении нарушения речевого голоса у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_golosom.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей детей дошкольного возраста

 «Логопедические игры в преодолении нарушения речевого голоса у дошкольников»


Ковалева Наталья Владимировна

учитель-логопед МДОУ ДС «Тополёк» г. Волгодонск


       Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Одной из коррекционных задач по преодолению речевых нарушений  - является работа над формированием голоса, приближенного к норме. А именно голосу нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Работа над голосом у детей дошкольного возраста будет более эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развитие речевого слуха, устранение недостатков произношения;

2. Устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым высказыванием, привлечение стеснительных детей к ответам на занятиях, к выступлениям на детских утренниках;

3. Развитие всех компонентов голоса, совершенствование интонационной стороны речи. 

        Эффективность логопедической работы определяется умением подобрать необходимый речевой материал, на котором строятся занятия, проследить технологию использования  игр и логопедических упражнений согласно поставленным целям. Этот материал, прежде всего, должен отвечать ведущей деятельности  детей дошкольного возраста – игровой.

    На логопедических занятиях необходимо в совершенстве применять знания в области музыкального воспитания  наряду с коррекционными методиками. Эти приёмы гармонично вливаются в создание эмоционально-положительного настроения у дошкольников на занятиях, эффективны при организации логопедических игр и упражнений, помогают достичь желаемого результата коррекционной работы. Важным условием развития речевого голоса у воспитанников  является работа по формированию слухового внимания и речевого слуха.

    Ведущую роль в развитии речи играет слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свою речь. Вполне понятно, что тоже можно сказать и о влиянии слуха на голос. Только при наличии хорошего слуха голос может получить свое полное развитие. 

        Коррекционная работа по развитию речевого слуха и слухового внимания у детей заключается в том, чтобы при помощи логопедических игр и упражнений научить их вслушиваться в различные звучания, выделять среди разнообразных звуков только нужные. 

       Необходимо учить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой, устанавливать местонахождение источника звука, определять какому предмету он принадлежит.

       Для развития слухового внимания, памяти, речевого слуха можно предложить следующие игры и упражнения: «Угадай, что  звучит?»,  «Узнай предмет по звуку», «Покажи, что шумело», «Угадай, кто звонил?», «Угадай, что надо делать?» (в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо дети выполняют различные действия), «Угадай, чей голос?». 

         В процессе усложнения игр и упражнений широко используются приёмы, способствующие формированию разных компонентов речевого слуха, непосредственно связанных с развитием голоса: «Что ты слышал?», «Кто умеет слушать?»,  «Эхо», «Кто внимательный?». Игры, развивающие звуковысотный слух: «На чём играю?», «Какой инструмент?»; игры на восприятие тембра, силы и высоты голоса: «Узнай по голосу», «Кто позвал?», «Какие часы?», «Кто пришёл?».

         Необходимо направлять работу на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Это является частью общеречевой подготовки. Помимо игр и упражнений, которые предлагаются детям в начале коррекционной работы, даются такие задания, в которых дошкольники должны самостоятельно определять правильность воспроизведения того или иного речевого материала.         Например, отметить несоответствие содержания стихотворения громкости или скорости его чтения. Дети различают на слух разные виды интонации: просьбу или приказ, вопрос или повествование. 

      Определяя на слух виды интонации, ребята лучше и точнее воспринимают содержание, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации. Например, сравнить, как говорит лиса в сказках «Колобок», «Теремок», «Лиса и тетерев». 

       Применение музыкального фона позволяет разнообразить коррекционные занятия, вызывает особый настрой у детей помогает добиться желаемых результатов в работе над развитием речевого голоса. 

       Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, облегчает преодоление трудностей.

       Подбирая логопедические игры и упражнения, следует опираться на то, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

     Перед проведением игры необходимо ставить коррекционную задачу, подготавливать необходимое оборудование, продумывать музыкальное дополнение. Некоторые рекомендации для организации речевых игр и упражнений.

       

        Развитие силы, голоса осуществляется по двум направлениям: 

1). Формирование умения пользоваться голосом в зависимости от ситуации общения: отвечать достаточно громко на занятиях; говорить умеренно громко с товарищами; говорить тихо и шепотом за столом;

2). Формирование умения менять силу голоса с учетом смыслового содержания высказывания, когда смена силы голоса выступает как элемент интонации.

      Таким образом, задача воспитания у детей силы голоса заключается не только в том, чтобы научить их отвечать на занятиях достаточно громко, но и в том, чтобы правильно пользоваться одним из элементов интонации: повышать и понижать громкость голоса в зависимости от содержания текста, уметь контролировать собственную речь. 

      Работа по этим двум направлениям ведется параллельно. В процессе уточнения и закрепления звуков предлагаю детям произносить изолированно звуки с определенной громкостью, с постепенным усилением и ослаблением голоса.

       В формировании умения управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения,  ведущее место занимают  логопедические игры и упражнения.  Применяются следующие: «Большие и маленькие ножки», «Песня ветра и ветерка», «Комар и комарик», «Скажи, как я», «Эхо». Для упражнений в силе голоса используются чистоговорки, стихотворный материал. Упражнения на формирование умения менять высоту тона являются наиболее трудными. Детям бывает трудно усвоить законченную интонацию предложения и различные интонационные фигуры смысловых отрезков предложения, пока они не натренерованы в выполнении отдельных просодем: в модулировании голоса по силе (громко – тише – тихо), по высоте тона («толстым голосом – «тоненьким» голоском), с досадой, с жалостью, нежно, гневно, торжественно. 

        Предлагаются упражнения, направленные на формирование умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: «Мама мыла полы? Мама мыла полы». Можно предложить одним детям самим придумать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели используем  специальный речевой материал: шутки-чистоговорки, которые предлагаются в качестве упражнений развития артикуляции и закрепления правильного произношения отдельных звуков: «Са – са – са – у кого лиса? – Са – са – са – у  меня  лиса»;  «За – за – за – у кого коза? – За – за – у меня коза». Далее усложним задания, чистоговорки насыщаются звуками, требующими четкой дифференциации.

        Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию. Таким образом, придерживаемся принципа продуктивной обратной связи. 

       Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатываются при помощи специальных упражнений.

Например,   детям   предлагается   фразы:   «Маше  подарили  красивую   куклу», выделить голосом сначала слово «Маше», затем «подарили», далее «красивую»  и,  наконец  «куклу». Формированию спокойного, негромкого голоса способствуют игры «Доктор»; выработке уверенного голоса – «Командир»; вежливого – «Продавец» и «Покупатель»;  эмоциональной окраски голоса.  

        Поскольку дыхание является основой голосообразования,  рекомендуется использование специальных дыхательных упражнений, как непременное составляющее работы над голосом. 

       Для развития дыхания можно использовать разнообразные игровые упражнения: сдувание со стола комков бумаги, ваты, различных бумажных фигурок; катание по столу карандашей, шариков; поддувание пушинок, бумажных корабликов, снежинок, плавающих в воде пластмассовых фигурок. Чем интереснее будут предложенные упражнения, тем лучше результаты. 

       Для развития речевого дыхания - формирования умеренно глубокого вдоха и сильного длительного, плавного, экономного выдоха - дыхательные упражнения необходимо сочетать с произнесением звуков, слогов и фраз. Такая организация упражнений не только формирует навыки правильного речевого дыхания, но и координирует работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

       Отрабатывая у детей навыки правильного речевого дыхания, применяются самостоятельно изготовленные атрибуты для игр с воздухом: султанчик, «ветерок», гуси-лебеди, бабочки. Упражнения на дыхание: «Загони мяч в ворота», «Подуй на пёрышко», «Надуй мыльный пузырь», «Горячий чай», «Снежинка на рукавичке», «Бабочка на цветке», «Окошко». 

        Дети тогда будут правильно пользоваться голосом, когда поймут и осознают то, о чем говорят. Большое значение имеет правильный отбор художественных произведений, особенно поэтических,  которые   включаются в организацию логопедических игр и упражнений с дошкольниками при развитии речевого голоса. Этот материал должен быть простым и понятным по содержанию.

1.        Алмазова Е. С. К вопросу о нарушении голоса //Очерки по патологии речи и голоса /под ред. Ляпидевского С. С. - вып. 1. - М, 1960.

2.        Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. - М., "Медицина", 1990.

3.        Виноградов Д. Постановка дыхания и голоса. – М., 1987.

4.        Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М., "Про¬свещение", 1996.