Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Дорогому другу Трезору"
материал (старшая группа)

Козловская Мария Саввовна

Образовательные: Познакомить с подвигами собак в годы Великой Отечественной войны; Расширять знания детей о героизме воинов в годы Великой Отечественной войны и их помощников -фронтовых собак.

Развивающие: Развивать вариативное мышление, речь, память, внимание, воображение, умение анализировать.

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за подвиги, совершенные специально- обученными собаками; воспитывать чувства сострадания и уважительного отношения к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dorogomu_drugu_trezorka.pptx2.46 МБ
Файл dorogomu_drugu_trezoru.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дорогому другу Трезору» Козловская Мария Саввовна , воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 «Аленький цветочек» г.Невельска Сахалинской области 2022 Г.

Слайд 2

Собака Трезорка Тёплые варежки из шкурок зайцев

Слайд 3

Под огнем и взрывами вывезли с поля боя 700 тысяч тяжелораненых. Ездовые и санитарные собаки Подвезли к боевым частям 3.500 тонн боеприпасов.

Слайд 4

Собаки связисты Доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи положили 8 тысяч км. Телефонного провода.

Слайд 5

Собаки разведывательной службы Диверсионные собаки. Подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаруживая скрытых и огневых точек, засад, оказывая помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно.

Слайд 6

Собаки миноискатели За годы войны проверили 303 населенных пункта, нашли 4 миллиона мин, фугасов и других взрывных веществ.

Слайд 7

Собаки истребители танков Не боялись подлезать под движущиеся танки, на них одевали специальные мешки с минами, как только собака оказывалась под броне техникой, мина взрывалась. Так было уничтожено около 300 вражеских танков.

Слайд 8

Парад Победы по Красной площади - собаки со своими проводниками. Почему на Параде победы 24 июня 1945 году одну собаку несли на руках, на солдатской шинели?

Слайд 9

Уникальный памятник 150 погибшим собакам, которые «порвали» целый полк фашистов в рукопашном бою. На Поклонной горе в Москве открыли памятник фронтовой собаке.

Слайд 10

Используемые источники 1.Картотека по художественной литературе старшей группы. 2. Стихи о Великой отечественной войне для дошкольников. Автор В. Степанов 3.Блокадный пес Трезор Автор - Александр Смирнов, г. Санкт-Петербург 4.Журнал «Невыдуманные истории», январь 2020 г. 5.Образовательная социальная сеть (nsportal.ru ) 6.Фото « Собаки на войне», сылка (yadex.ru ) 7.Музыка, сылка (youtube.com) 8.Физминутка, сылка ( boshkolnik.n ) :

Слайд 11

СПАСИБО за внимание! :



Предварительный просмотр:

              МБДОУ «Детский сад 11 «Аленький цветочек» г. Невельска

                                     Сахалинской области

 

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Дорогому другу Трезору"

                Автор:  Козловская Мария Саввовна, воспитатель.

                                                2022год

 

Тема: «Дорогому другу Трезору»

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели;
Цели: 

Образовательные: Познакомить с подвигами собак в годы Великой Отечественной войны; Расширять знания детей о героизме воинов в годы Великой Отечественной войны и их помощников -фронтовых собак.

Развивающие: Развивать вариативное мышление, речь, память, внимание, воображение, умение анализировать.

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за подвиги, совершенные специально- обученными собаками; воспитывать чувства сострадания и уважительного отношения к животным.

Работа с родителями: приобщение родителей к работе по нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников.

Задачи:
1. Способствовать созданию в группе атмосферы увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества воспитателей, родителей и детей;
2. Познакомить детей со значением и символикой георгиевской ленточки;
3. Расширять представления о служебных собаках, познакомить детей с  тем, как использовали собак на фронтах ВОВ и собаками-героями;
4. Развитие связной речи, творческой и познавательной активности обогащение словаря; Продолжать развивать способность слушать и воспринимать речь друг друга , активно участвуя в беседе;
5. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине;
6. Расширять представления о Защитниках Земли Русской, формировать чувства верности, собственного достоинства, гордости за свою Родину и народ.
Окружающая среда: пространство музыкального зала,  стулья по числу детей, два подноса с сюрпризом, видео проектор с презентацией «Собаки войны» и «Мы в проекте», демонстративный материал, украшающий зал (фотографии, иллюстрации собак разных пород, игрушки собаки, книги, все работы детей, составляющие музей проекта), георгиевская ленточка на каждого ребенка, столы для творчества, краски, кисти, вода, медальки из соленого теста с Российским триколором, магнитофон, песни и музыка (минусовка) военной тематики («Мы армия народа», «От героев былых времен», «Журавли»).

1  Ход НОД

Организационный момент. Беседа с детьми о Георгиевской ленте

Воспитатель: Ребята! К нам в детский  садик  а именно для старшей группы «Белочка» почтальен принес посылку. Интересно кто нам ее прислал! А вы хотите узнать?  (Ответы детей)

-А прислал нам ее фронтовик давно минувшей войны.

- А вы ребята знаете:  Что такое война?  (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда слушайте рассказ ветерана.

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мерз в окопах под Москвой,

Но, как видите - живой.

Не имел, ребята, право

Я замерзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…..

Я веду сегодня речь

Вот о чем, ребята:

Нашу Родину беречь

По - солдатски свято!   ( В. Степанов)

Воспитатель: Война это: голод, холод, бомбежки, расстрелы, гибель родных.

И чтобы защитить свою землю встали в ряды солдат на только мужчины, женщины, старики и дети но и наши верные друзья-животные: лошади, голуби, олени и собаки.

Воспитатель: -Так что нам прислали? Что внутри посылки? (Ответы детей). Это ленточка ребята.

-А кто знает,  что это за ленточка?  (Ответы детей).

Это Георгиевска лента... Люди нашей страны, любящие Россию, помнящие тех, кто защищал Родину, кто уважает историю, готовясь к девятому мая, дню, когда много времени назад, а прошло уже 77 лет, закончилась Великая и очень страшная война за нашу Землю, пристегивают эту ленту. Эта лента - еще один государственный символ нашей страны – символ памяти, верности Отчизне, земле русской.

И сегодня эту ленту, сложенную в бант я пристегиваю вам, чтобы вы помнили Защитников нашей Земли.

2. Основная часть. Рассказ ветерана, презентация о подвигах фронтовых собак.

Воспитатель: - Ребята здесь еще письмо,  где нам ветеран хочет нам рассказать о своем друге собаке по имени Трезорка.

«... В середине 1960-х годов в Ленинграде в районе Парголово сносили деревянные дома, освобождали место для нового жилого строительства. Во дворе расселённого дома рабочие обнаружили удивительный объект - могилку, над которой возвышался обелиск с прикреплённой фотографией. С фотографии смотрел пёс с большими умными глазами - помесь "двортерьера" с гончей. Подпись гласила: "Дорогому другу Трезору (1939 - 1945 гг.) от спасённых им хозяев". Было понятно, что памятник как-то связан с событиями блокады, и сносить его не стали, а через паспортный стол начали искать бывших жильцов дома.

Через неделю в тот двор пришёл седой мужчина и бережно снял фотографию собаки с обелиска. Обступившим его строителям  сказал:

- Это наш Трезорка! Он спас нас и наших детей от голода. Я его фотографию повешу в новой квартире.Мужчина рассказал удивительную историю.

Осенью 1941 года окраины северных районов города сравнительно мало страдали от обстрелов и бомбёжек, основные удары немцев приходились на центральную часть Ленинграда. Но голод пришёл и сюда, в том числе и в деревянный дом на четыре семьи, в каждой из которых были дети.

Общим любимцем двора был Трезорка - игривый и смышлёный пёс. Но в одно октябрьское утро в собачью миску, кроме воды, налить было нечего. Пёс постоял, видно, подумал. И исчез. Жители вздохнули с облегчением - не нужно смотреть в голодные собачьи глаза. Но Трезорка не пропал без вести. К обеду он вернулся домой, неся в зубах пойманного зайца. Его хватило на обед для всех четырёх семей. Требуху, лапы и голову отдали главному добытчику...

С тех пор Трезорка начал приносить зайцев почти ежедневно. Пригородные поля опустевших совхозов были заполнены неубранным урожаем - в сентябре к городу подступил фронт. Капуста, морковка, картофель, свёкла остались  в грядах. Зайцам раздолье. Их расплодилось очень много.

В семьях двора регулярно варили бульоны из зайчатины. Женщины научились шить из шкурок тёплые зимние варежки, меняли их на табак у некурящих, а табак обменивали на еду.

Охотничьи походы Трезора подсказали ещё один спасительный маршрут: дети с саночками ходили на засыпанные снегом поля и выкапывали картофель, капусту, свёклу. Пусть подмороженные, но продукты.

Во время блокады в этом доме никто не умер. В новогодний вечер 31 декабря детям даже установили ёлку, и на ветках вместе с игрушками висели настоящие шоколадные конфеты, которые выменяли у армейских тыловиков на пойманного Трезором зайца.

Так и пережили блокаду. Уже после Победы, в июне 1945 года Трезор, как обычно, с утра отправился на охоту. А через час пришёл во двор, оставляя за собой кровавый след. Он подорвался на мине. Умный пёс, видимо, что-то почуял, успел отскочить, поэтому не погиб сразу. Умер уже в родном дворе.

Жители дома плакали над ним, как над ушедшим из жизни близким человеком. Похоронили его во дворе, поставили памятник. А когда переезжали в новое жильё - в суматохе забыли о нём.

И мужчина попросил строителей:

- Если сможете, не застраивайте могилу Трезора. Посадите на этом месте ель. Пусть у ребятишек-новосёлов зимой будет ёлка. Как тогда, 31 декабря 1941 года. В память о Трезорке.

(Показ слайда № 2)

Жители высотной новостройки уже привыкли, что возле одного из подъездов растёт большая красивая ель. И не многие знают, что она посажена в память о 900 днях блокады и собаке, спасшей от голода шестнадцать ленинградцев!

Воспитатель. Про кого  был рассказ?  Ответы детей ( про собаку которая спасла от голода шестнадцать ленинградцев!)

Воспитатель: Как звали собаку?  Ответы детей ( Трезорка)

Воспитатель: Что по просьбе ветерана посадили строители на том месте где была могила Трезорке? Ответы детей ( На том месте посадили ель.)

3. Физическая минутка « Два щенка»

Воспитатель: Давайте немножко отдохнем и поиграем. Встаем рядом со своим стульчиком и повторяем движения.

   Два щенка щека к щеке

Щиплют щепку в уголке

(Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.)

А у щетки половой

Полка есть над головой

(Руки поднимаем вверх и соединяем над головой.)

Полка- щелк щенков с плеча,

(Хлопок по плечам.)

Два щенка ушли пища.

(Обойти вокруг своего стула и сесть на него.)

4. Воспитатель: Хочу рассказать вам и о других собаках,  которые принимали участие Великой Отечественной войне..

(Воспитатель включает музыку минусовку « От солдат  минувших времен», показ презентации.)

Слайд № 3  Картинка - Ездовые и санитарные собаки
Воспитатель: 
Собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки с медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи. В период Великой Отечественной войны собаки-санитары вытащили на себе с поля боя более 700 тысяч раненых бойцов. Собачьи упряжки доставляли раненых солдат в укрытие, где им оказывали срочную медицинскую помощь. 

Воспитатель: Как помогали ездовые и санитарные собаки воинам?  

Ответы детей (Помогали доставлять раненых в медсанчасть, таскали большие рюкзаки с медикаментами.)

Слайд № 4  Картинка - Собаки-связисты
Воспитатель: 
Собаки-связисты в непроходимых для человека местах доставляли боевые донесения и прокладывали телефонные провода. Даже тяжелораненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу.

Воспитатель: Какую помощь оказывали собаки- связисты? Ответы детей (Доставляли боевые донесения и прокладывали телефонные провода.)

Слайд №5 Картинки - Собаки разведывательной службы.

Воспитатель: Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для обнаружения огневых точек, засад и оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно. Уйти мимо многочисленных засад и постов охраны ефрейтор смог лишь благодаря чутью собаки.

Воспитатель: Чем помогали людям собаки разведывательных войск? Ответы детей (Они сопровождали разведчиков в тыл врага для обнаружения огненных точек, засад и оказания помощи при захвате врага.)

Слайд № 6 Картинка - Собаки-миноискатели.
Воспитатель: Собаки-миноискатели обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 млн. мин, фугасов и других взрывчатых веществ. Знаменитая собака колли по кличке Дик была призвана на службу из Ленинграда и обучена минно-розыскному делу. За годы войны пес обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании городов. Главный подвиг Дика был в том, что за час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте дворца в Ленинграде фугас с часовым механизмом. После Великой Победы легендарный пес, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем выставок собак. Пес-ветеран дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями, как и подобает герою.

Воспитатель: Какую помощь оказывали собаки-миноискатели? Ответы детей (Помогали находить замаскированные взрывчатые вещества)

Слайд № 7  Картинка - Собаки – истребители танков. (Собаки -камикадзе)

Воспитатель: Настоящий ужас на гитлеровцев наводили собаки – истребители танков. Обвешанная взрывчаткой собака, приученная не бояться лязга бронированных машин, была страшным оружием: стремительным и неотвратимым. Вначале это было живое оружие. Взрыв мины убивал и собаку. Но уже к середине войны были сконструированы мины, которые отцеплялись под движением машины. Это давала собаке шанс спастись. Диверсионные собаки подрывали и эшелоны врага. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков.

Воспитатель: Какую пользу внесли собаки – камикадзе? Ответы детей ( Истребляли танки и эшелоны врага.)

Слайд №8  Картинка - Парад Победы по Красной площади собаки со своими проводниками. Почему на Параде победы 24 июня 1945 году одну собаку несли на руках, на солдатской шинели?

Во время Второй мировой войны разминировать объекты саперам активно помогали дрессированные собаки. Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов.

Незадолго до Парада Победы в Москве Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак.

Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. В знак уважения за заслуги пса перед Советской Армий. Единственная собака, награжденной медалью «За боевые заслуги».

Воспитатель: Как звали собаку и почему  несли на руках? Ответы детей  (Звали собаку Джульбарс,  получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак.)

Слайд № 9

Воспитатель: Уникальный памятник 150 -ти  погибшим  собакам,  которые «порвали» целый полк фашистов в рукопашном бою.

На Поклонной горе в Москве открыли памятник фронтовой собаке.

5. Дидактическая динамическая игра «Профессии собак»
Воспитатель: Ребята! Я называю назначение собаки, ее действия, а вы ее профессию. На каждый правильный ответ мы прыгаем вперед (показывание).
• Служит на границе (пограничная);
• Перевозит людей на севере, продукты, участвует в соревнованиях (ездовая);
• Помогает на пожаре (пожарная);
• Сторожит дом (сторожевая);
• Охраняет овец, коз, коров, лошадей (пастушья);
• Работает в цирке (цирковая);
• Вытаскивает людей из воды, из-под снега (спасатель, водолаз);
• Помогает слепым людям (поводырь).

6. Доклады родителей и детей с презентацией
Воспитатель: Называем Имя Отчество мамы и про какую собаку будут рассказывать.

7. Художественное творчество.

Воспитатель: Ребята, перед тем,  как начнем рисовать давайте приготовим наши пальчики. Слушаем внимательно и повторяем.

Гимнастика для рук. «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

а) сжатая в кулак ладонь;

б) положение ладони ребром на плоскости стола;

 в) распрямленная ладонь на плоскости стола.

 Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе.  (Сначала медленно потом можно увеличить темп. Повторяем 10 раз).

 Воспитатель:  Пальчики мы приготовили, начнем разукрашивать медальки. На столе перед вами лежат заранее приготовленные из соленого теста  медали  в форме звездочек и кругов с лентой Российского триколора.  Нам надо их раскрашивать. ( Дети разукрашивают медали в форме звёздочек и кругов с лентой Российского триколора).

(Звучит музыка минусовка « Журавли») 

(Дети раскладывают свои готовые работы на одном столе и любуются ими.)

8. Рефлексия.

Воспитатель: Какие профессии осваивали собаки на войне? Ответы детей (Ездовые и санитарные, связисты, разведчики, истребители танков, миноискатели.)

Воспитатель: Почему люди поставили памятники фронтовым собакам? Ответы детей (Чтобы помнить подвиги собак.)

Воспитатель: Ребята, какие чувства возникли у вас после нашей беседы? Ответы детей (Собаки были героями. Они умные. Я горжусь собаками. Мне их жалко.)

Воспитатель: Как бы вам хотелось относиться к собакам? Ответы детей (Уважительно, по дружески, с состраданием .)

Воспитатель: Собаку  называют другом человека, потому что она разделяет с нами самые трудные и опасные жизненные ситуации. Они и по сей день служат бок обок с человеком, помогают в самых опасных и сложных профессиях.

9. Воспитатель: Предлагаю встать и почтить память этих героических собак минутой памяти.

Минута памяти

 10. Экскурсия по залу (для детей и родителей)

11.   Сюрпризный момент. Награждение детей и самых активных родителей шоколадными медалями под музыкальное сопровождение «День Победы» (минусовка).

Литература

  1. Картотека по художественной  литературе ( Старшая группа) Стихи о Великой отечественной войне для дошкольников. Автор В. Степанов
  2. Блокадный пес Трезор Автор - Александр Смирнов, г. Санкт-Петербург 
    Журнал «Невыдуманные истории», январь 2020 г.
  3. Образовательная социальная сеть (nsportal.ru )
  4. Фото « Собаки на войне», ссылка  (yadex.ru )
  5. Музыка, ссылка (youtube.com)
  6. Физминутка, сылка (boshkolnik.net )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"

-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об  оружии  древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотическое воспитание ребёнка, как основа формирования будущего гражданина."

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искрен...