"Развитие речевой активности через все компоненты устной речи" Консультация для педагогов
консультация

Гущина Анна Юрьевна

Развитие речевой активности дошкольников во всех видах детской деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Консультация для педагогов Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Теремок» Гущина Анна Юрьевна Санкт-Петербург 2022 г. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 комбинированного вида Центрального района

Слайд 3

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Играя ребенок старается выстраивать диалог с окружающими детьми и взрослыми. Он будет использовать свою речь как можно качественней, пытаясь выражать свои мысли правильно и понятно. Перед ребенком стоит задача сказать так, чтобы его не только поняли, но и захотели вступить с ним в контакт. Когда малыш понимает для чего ему совершенствовать свою речь, тогда процесс развития речи проходит гораздо плодотворнее. Можно отметить, что игровые диалоги и монологи дети ведут в соответствии с выполняемыми ролевыми действиями. Это значит, что ребёнок постоянно обогащает свой словарь специальными терминами. Например, врач, медсестра, карта, справка, рецепт, шприц и т.д. Часто у детей по ходу игры возникают вопросы к взрослому, и снова познавательный интерес побуждает ребёнка к разговору, беседе, наблюдению, ребёнок всё чаще задаёт вопросы. В развитой коллективной сюжетно-ролевой игре на смену ролевым действиям приходят ролевая монологическая речь и ролевая беседа. Первая может быть представлена высказываниями, смысл которых связан с игровой целью самого ребёнка, а позднее и с игровой целью сверстника. Ролевая беседа всегда состоит из высказываний детей, по смыслу связанных с ролевыми высказываниями других играющих.

Слайд 4

РЕЧЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Большой интерес представляет развитие речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств речи, как доказательность, последовательность, четкость. Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать. Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в родном языке для выражения мыслей.

Слайд 5

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Речь и пение. Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках (например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.). Пение также имеет огромное значение и для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (например: игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке) Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии! Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Слайд 6

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ. Трудовая деятельность людей и породила речь. Для совместной охоты, например, нужно было подавать друг другу смысловые сигналы. За каждым сигналом закреплялось определенное значение - действие или предмет. С совершенствованием способов охоты число сигналов увеличилось, они должны были стать все более непохожи друг на друга, иначе была путаница - так возникли слова и появилось их правильное оформление в речь. При формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и элементов труда также целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и закреплению предметной и глагольной лексики (вода, мыло, мочалка, щетка, полотенце, одежда, умываться, мылить, вытирать, надевать), а также слов антонимов и приставочных глаголов (завязывать – развязывать, застегивать – расстегивать, одевать – раздевать, надевать – снимать, грязный – чистый, мокрый – сухой, наливать – выливать, полезно – вредно, холодная – горячая, мягкая – жесткая, тяжело – легко, чистюля – грязнуля) При осуществлении тех или иных видов деятельности у детей можно формировать представления и закреплять в речи необходимый словарный минимум. Дети могут назвать необходимые предметы, составить правильную фразу, соответствующую данной речевой ситуации. Очень важно использовать производимые ребенком действия для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов. Взрослые могут стимулировать переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных рассказов.

Слайд 7

ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ. Речь и движение тесно связаны, дополняют друг друга. При использовании речи с движением укрепляется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Развитие мозга ребёнка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь — средство развития интеллекта. Центр Брока – это участок мозгового вещества, ответственный за формирование и воспроизведение устной речи. В процессах понимания и произношения слов участвуют многочисленные отделы головного мозга , но речь не только ,высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт. Развивая двигательную систему, мы развиваем и речь . Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов ,поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Элементы логоритмических упражнений повышают эффективность логопедической работы, способствуют развитию речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, они являются одной из обязательной части занятия. Упражнения с мячом необходимы для развития пальцевой моторики, для коррекции мышечного тонуса, способствуют развитию координации движений, нормализации темпа и ритма речи. Мячи разных диаметров должны использоваться практически на каждом занятии.

Слайд 8

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ. Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться проуктивная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л.С.Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». В свою очередь, организованные занятия по изобразительной деятельности представляют эффективное средство развития речи у дошкольников. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: · происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас; · осуществляется становление и развитие речи как средства общения; · совершенствуется регулирующая функция речи.

Слайд 9

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЧЬ. На всех этапах развития ребенка его непосредственное взаимодействие с взрослым в процессе совместной деятельности осуществляется на разных уровнях: материальном (предметном), моторном (двигательном) и информационном (коммуникативном). Коммуникация как одна из сторон и функций общения в данном случае выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Благодаря коммуникации, ситуативным коммуникативным актам определяется смысловое поле межличностных отношений, обеспечивается взаимопонимание и взаимодействие при решении задач и достижений цели в различных видах совместной деятельности. Именно коммуникация, основным средством, которого является речь, выступает важнейшим механизмом становления ребенка как социальной личности. Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с нарушениями речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Речевое общение может осуществляться между многими, не­сколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

Доклад на МО Развитие речевой активности через народное творчество и игровую деятельность

Развитие речевой активности через народноетворчество и игровую деятельность...

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской экспериментальной деятельности.

Цель:Уточнение знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно следственных связей, через развития речевой активности и активизирование словаря по теме «Зима».Зад...

Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".

Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....

Развитие речевой активности через использование инновационных технологий

Развитие речевой активности через использование  инновационных технологий. Формирование связной речи посредством технологии«Сторителлинг» («рассказывание историй&raqu...

Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности».

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.Игра – это не только развлечение, ...