Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимний лес»
план-конспект занятия (старшая группа)

Громова Наталья Викторовна

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Зимний лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»

🖂: 192241, С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор2; 🕿: (812) 360-85-30, факс: (812) 361-04-14  

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Зимний лес»

Образовательная область: познавательное развитие; интегрируется: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

                                                     Подготовила: Громова Наталья Викторовна  

 воспитатель

высшей квалификационной категории


г. Санкт-Петербург

 2022

Цель: Обогащение знаний о зимней природе и лесных обитателях.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать и углублять представления детей старшего дошкольного возраста о зимних изменениях в природе, о лесе и его обитателях в зимний период. Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Развивающие: Развивать память, мышление, совершенствовать диалогическую речь, активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире. Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование).

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту. Прививать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Развивающая предметно-пространственная среда: Доски для лепки, пластилин, веточки для создания зимнего леса, основа из пенопласта (размер примерно 30*40), белая гуашь, кисти, сосновые шишки (по количеству детей), оборудование для показа презентации (экран, компьютер, флеш-карта), карточки с изображениями следов лесных зверей и зимующих птиц (на обратной стороне следа - загадка о животном).

Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, проблемные ситуации.

           

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, беседы о лесных животных и зимующих птицах, чтение стихотворений о зиме, рассматривание сюжетных картинок с изображениями зимней природы.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие ребята! Обычно каждый понедельник, когда вы приходите в детский сад утром, я вас спрашиваю о том, как вы провели свои выходные. И слышу от вас удивительные истории. Сегодня же мне хочется поделиться с вами впечатлениями об удивительном месте, в котором я побывала на выходных. Только вам придётся угадать, где же мне удалось побывать.

Наступила волшебная сказка,

Снег пушистый на ветках полёг,

И снежинок искристая шапка

Украшает деревьев чертог...

Здесь кругом белоснежные ели

И пушистых сугробов снега,

И лесные доверчиво звери

Приоткроют на зиму глаза...

Воспитатель: Как вы думаете, о каком месте сказано в стихотворении?

Дети: о зимнем лесе.

Основная часть

Воспитатель: Правильно, ребята. Слайд №1. Сегодня мы с вами заглянем в зимний лес. Многие художники и поэты восхищались красотой зимней природы.

Демонстрация презентации. Слайд №2

- Посмотрите каким изобразил лес Иван Иванович Шишкин, свою картину он так и назвал «Зима». Ребята, какими словами можно описать этот лес?

Дети отвечают. Лексический словарь: заснеженный лес; деревья, покрытые инеем; снеговые шапки; спящая природа; белоснежное покрывало и т.д.

- А вот как описал красоту зимней природы русский поэт Фёдор Тютчев:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Ребята, как вы думаете, о какой жизни в, казалось бы, «спящем» лесу говорит поэт?

Ответы детей. Слайд №3

- Оказывается, что несмотря на то, что растения и некоторые животные впадают зимой в спячку, но жизнь в зимнем лесу продолжается. Посмотрите на картинку, как вы думаете, кто здесь изображён?

Ответы детей.

- Правильно, ребята, это – лось. Своими широкими копытами лоси откапывают из-под снега вечнозеленые веточки брусники и черники, грызут кору рябины, осины, берёзы или едят хвойные ветви. Но не только лосей можно встретить зимой в лесу. Посмотрите, какие следы на снегу оставили дикие звери. Предлагаю вам пройти со мной по зимней тропинке.

Воспитатель заранее раскладывает на полу карточки с изображениями следов диких зверей (волка, лисы, зайца, а также зимующих птиц – синичек и снегирей). На обратной стороне следа загадка о животном. Дети вместе с воспитателем переходят от следа к следу, отгадывают загадки, на каждый правильный ответ, демонстрируется слайд из презентации.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?..(Волк)      Слайд №4

По снежку зимой бежала,

И следы все заметала.

Рыжий мех, а хвост – краса!

Подскажите, кто это ...(Лиса)        Слайд №5

В белой шубке меховой

Кто примчится в сад зимой,

Чтобы с яблони чуток

Сгрызть в обед коры кусок?..(Заяц)         Слайд №6

Он тайги хозяин строгий,

Любит спать зимой в берлоге,

А когда начнёт реветь,

Знай, поблизости...(Медведь)        Слайд №7

С ветки прыгает на ветку,

По земле гуляет редко.

Домик сделала в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле…(Белка)           Слайд №8

Пятнистая хищница, леса гроза,

На ушках по кисточке, злые глаза.

Живёт она в тёмной чащобе лесной

И лучше её обходить стороной.

По лесу скитается целую ночь.

Все звери спешат от разбойницы прочь.

На дерево может залезть без труда,

Для птиц зазевавшихся это беда.

Добычей зайчишка-беляк может стать,

Глухарь или рябчик, коль будут дремать.

Прогнать ты не сможешь её словом “брысь”.

Разбойница эта, конечно же…(Рысь)           Слайд№9

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя -

Любим птичку – …(Снегиря)            Слайд №10

Это маленькие ножки.

Их хозяйка любит крошки.

Яркая, как солнышко,

С желто-синим перышком.

Вам подсказка: это птичка.

А зовут ее …(Синичка)         И. Счастнева             Слайд №11

Последними на тропинке дети находят сосновые шишки

Сюрпризный момент:

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, нам лесные звери оставили подарки. Кто знает, что это?

Дети отвечают: шишки.

- Как вы думаете с какого дерева они упали?

Дети отвечают: сосна.

- Посмотрите, ребята, кто-то вытащил из шишек все орешки. Как вы думаете, кто мог их съесть?

Дети отвечают: белки, птицы.

- Есть в лесу удивительная птица, которая тоже очень любит грызть шишки. Слайд №12. Посмотрите на экран, чтобы удобнее было доставать из шишек семена, клювик у неё на кончиках перекрещивается, поэтому птицу назвали – клёст.

- А теперь, ребята, предлагаю с шишками поиграть, ручки себе размять.

Физкультминутка:

«Самомассаж сосновыми шишками»

Сосновую шишку возьму я в ладошку,

В ладошке ее покатаю немножко,

Кручу и катаю, катаю-кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу,

Я шишкой своей проведу по ладошке,

И сразу на ней остаются дорожки,

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,

Здоровье себе сохранить помогаю.

Воспитатель: - Ребята, если приглядеться к сосновой шишке, то можно заметить, что она похожа на дерево. Как вы думаете, на какое? (Подсказка: зимой и летом одним цветом).

Дети отвечают: ель.

- Друзья мои, у меня родилась идея. Давайте сделаем зимний лес своими руками. Я приготовила для вас белую полянку.

Воспитатель показывает лист пенопласта.

- Как же нам сделать на ней зимний лес?

Предложения детей: из шишек и веточек сделать деревья.

- Только, шишки и веточки у нас коричневые, а ведь зимой деревья покрыты инеем. Как сделать их белыми?

Дети отвечают: нужно их покрасить.

- Прекрасная идея! Ребята, только ведь настоящий зимний лес наполнен не только деревьями. Кто же ещё живёт в лесу?

Дети отвечают: животные, птицы.

- Ребята, чтобы сделать и деревья, и животных, и птиц – нам нужно объединиться в команды. Каждая группа будет выполнять своё задание. Работая вместе, мы сделаем красивый зимний лес!

Воспитатель помогает организовать группы детей (примерно по три человека). Каждая команда получает своё задание, дети-дежурные приносят на столы необходимые материалы (заранее приготовленные на подносах). Воспитатель оказывает помощь детям.

Задачи для команд:

1)        Создание деревьев (покрасить веточки белой гуашью, в основе из пенопласта проделать отверстия и вставить ветки, чтобы получился зимний лес);

2)        Создание ёлочек (покрасить сосновые шишки в зелёный цвет, прикрепить с помощью пластилина к основанию, посыпать «снежной крошкой»);

3)        Изготовление пенька (пробку от бутылки приклеить к основанию с помощью коричневого пластилина);

4)        Лепка спящего медведя, затем уложить его на основание, накрыть веточками и сверху «снежным одеялом» - кусочками синтепона или ваты);

5)        Лепка волка;

6)        Лепка лисички;

7)        Лепка зайчика:

8)        Лепка синичек;

9)        Лепка снегирей;

10)        Лепка белочки.

Воспитатель по мере того, как дети справляются с задачами, хвалит их за старание, аккуратность, творческий подход к делу. Когда коллективная поделка – макет зимнего леса завершён, воспитатель приглашает детей полюбоваться своей работой (рефлексия).

Заключительная часть

Анализ результатов деятельности.

Воспитатель: «Что хотели сделать? …Что получилось?»

Дети: Зимний лес своими руками

Подведение итогов.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним ребята где мы сегодня побывали?

Дети: в лесу.

Воспитатель: Что можно увидеть на снегу в лесу?

Дети: Следы лесных зверей и птиц.

Воспитатель: Кого можно повстречать зимой в лесу?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?

Дети высказывают свои впечатления.

Воспитатель: Сегодня мы научились с вами по следам узнавать лесных зверей. Из веточек и шишек создавать красивую поделку. Мне очень понравилась ваша групповая работа. Запомните, что, работая дружной командой и помогая друг другу, можно получить лучший результат, чем, когда вы работаете в одиночку. Благодарю вас за старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заняти с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экскурсия в мини-музей "Чудо-нить"

Закрепление знаний детей об экспонатах музея (государственной символике), о малой родине. Знакомство с творческими материалами музея вязанной игрушки ...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Буква и звук Ю».

Цель: создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.Задачи: - познакомить с буквой и звуком Ю;- продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;- закреп...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Полюбуйся, весна наступает».

Цель: создание условий для развития речи детей посредством включения их в игровую деятельность....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме " Птицы".

Конспект занятия с детьми в старшей группе дестского сада....