Контрольная работа по теме: «Что такое отражение? Назовите его основные формы и черты»
методическая разработка

Шакирова Гульсара Маратовна

Содержание 

1. Общие понятия об отражении

2. Отражение в неживой и живой природе                                                            

3. Отражение в человеке

4. Эволюция форм отражения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_birsk.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дистанционное обучение при Бирском Филиале Башкирского Государственного Университета



 
 
 
 
                     

Контрольная работа   по  «Философии»
Тема : « Что такое отражение? Назовите его основные формы  и  черты »
 
 
 
 

 
     
                            Выполнила:
                            Студентка :  Шакирова Г М

                             ( воспитатель дошкольного учреждения)
                           
Педагогическое образование. Профиль                        

                             дошкольное образование" 1 Курс
                           
                            Дата сдачи  «17» января 2020года.

 
 
 
 

Содержание

Введение
Основная часть

1 Общие понятия об отражении
2. Отражение в неживой и живой природе                                                             3.Отражение в человеке

4. Эволюция форм отражения

Заключение
Список литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

 

 1. Введение
 
Отражение - способность  материальных систем в ходе взаимодействия с другими материальными системами  воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них материальных систем.  В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой  и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания.     Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Отражение человеком действительности отличается от отражения её животными как способом, так и предметом отражения, стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путём формирования гипотезы и её проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.
 

Основная часть.

 

Общие понятия об отражении . Отражение, всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. «... Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...» Любое отражение несёт в себе информацию об объекте отражения, способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации (например, отпечаток тела на песке), сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (например, термометр), отражение света, изменения электромагнитных волн (например, фотография), отражение звуковых волн (например, эхо), химических изменений (например, цвет лакмусовой бумаги), физиологических процессов (например, сужение зрачка при ярком свете и т.д.). Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об отражении как всеобщем свойстве материи.
     Отражение в марксистско-ленинской философии — всеобщее свойство материи, как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения», проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними. Приоритет в использовании категории отражения в диалектическом материализме принадлежит Ленину. Ленин внёс значительный вклад  в учение о познании как отражения в действительности поэтому диалектико-материалистическая теория отражения по праву носит название ленинской теории отражения. Ленинский принцип отражения подвергается нападкам со стороны некоторых ревизионистов и буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория отражения якобы ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее — то, чего ещё нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию отражения понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию отражения механистическим его пониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания; по его словам, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Но только на основе адекватного отражения объективного мира возможна творческая активность человека, преобразующего мир.
Принцип отражения —  краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие отражения входит в самоопределение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма.
        Хотя сам концепт отражения восходит к французскому материализму XVIII века, один из представителей которого Дени Дидро утверждал: «способность ощущения есть всеобщее свойство материи или продукт ее организованности». Частными и специфическими формами отражения являются информация, ощущение и сознание.
 
 
 
 

2. Отражение  в неживой и живой природе
 
Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.
Основные свойства отражения  в неживой природе:          а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка         б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов; 
Основные свойства отражения  в живой природе:          а) отражение активно;              б) оно всегда целенаправленно;                      в) оно может носить опережающий характер;                    г) оно несет функциональный характер.            Общие свойства отражения а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими  искажениями.
В неживой природе  формы отражения пассивны, им соответствует пассивная приспособляемость. Здесь активная роль принадлежит внешней среде. Например, кусок мокрой глины изменяет свою форму, если на него надавить. Это изменение определяется действующим на него объектом, отражение носит чисто внешний механический характер. Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным (отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.
В живой природе в  ответ на внешние действия возникает  активное противодействие живой  системы. Активность отражения живой  системы выражается в координированной приспособляемости, в основе которой лежит саморегуляция всей системы и различных уровней её организации; и заключается в выполнении координирующих функций приспособительного характера. В этом качественное различие форм отражения живой природы от неживой.
Первая форма отражения в органической материи наблюдается у одноклеточных живых систем – раздражимость (реакция на внешние раздражители изменениями положения, формы, химического состава  тела).
У многоклеточных животных возникают более высокие формы  отражения: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – живой  организм различает раздражения  не только по их интенсивности, но и  по качеству (свет, звук, запах и др.). Ощущение даёт живому организму информацию об отдельных свойствах раздражителя, оно является субъективным образом воздействующего раздражителя.
Восприятие является синтезом ощущений. Оно даёт целостный  образ  предмета, воздействующего на организм.
Представление – это  воспроизведение образа предмета, не действующего на органы чувств в данный момент. Представление возникает у живых с появлением механизмов памяти.
В целом образование  и развитие этих форм отражения связано  с образованием центральной нервной  системы и органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
 

         

 3. Отражение в человеке

 
     У человека происходит качественный скачок и возникает сознание. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком.
    Отражая действительность в сознании, человек осмысливает окружающий мир, при этом он оперирует чувственными образами и рассудочными формами отражения. Получаемые при этом знания позволяют ему ориентироваться во внешней среде, осознавать, что в этой среде он существует, и окружающие предметы он может использовать как во благо себе, так и во вред; запоминать, как вести себя в тех или иных ситуациях, в какой последовательности выполнять те или иные действия и т. п. В результате осмысления окружающего мира в структуре сознания накапливаются три основных вида знаний по их функциональному назначению: знание объективно-реального, аксиологическое знание, алгоритмическое знание. Знание объективно-реального – это констатация явления как факта, констатация его свойств и связей, причин, закономерностей. Аксиологическое знание – это оценочное знание, знание явления в его отношении к человеку (плохое или хорошее); оно составляет основу обыденного практического сознания. Алгоритмическое знание закрепляет то или иное действие человека, то или иное поведение в форме умений, навыков, стереотипов ситуационного характера. Система данных видов знаний, отражающих объективно существующий внешний мир, составляют сознание, которое называют предметным сознанием.
Но человек осмысливает, осознаёт и самого себя, отдавая отчёт в том, что делает, думает, чувствует. У него накапливаются знания о самом себе, которые отражают не только его физическое состояние, но и его внутренний духовный мир. Эта система знаний человека, отражающая его личные переживания, его чувства, настроения, физическое и духовное состояние, составляет сознание, которое называют самосознанием. Самосознание – это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
В процессе самосознания у человека складываются определённые этические и эстетические представления о своих действиях и поступках, формируется личностная система ценностей. Самосознание тесно связано с понятием саморефлексии. Саморефлексия – размышление личности о самой себе, когда личность вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. 
Говоря о сознании и самосознании, мы должны отметить такой их аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность основывается на самосознании  и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
 
 

4. Эволюция  форм отражения
 
Материя неоднородна  по своему строению, по уровню своей  организации. Следовательно, мы можем  сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, уровни в развитии самого отражения.
Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:
а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, животного на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;
б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла  под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или  сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;
в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.
Химическое взаимодействие и его результаты особенно важны  в том отношении, что именно в  них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, гд
и т.д...

 Заключение.

Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего в том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти окружающего мира и обретение свободы действий в нем.

Список литературы
Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев – М.: ТК Велби, 2003. – 554 с.
Бессонов, Б.Н. Философия: Курс Лекций / Б.Н.Бессонов.- М.: издательство Астрель, 2004. – 396 с.
Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ под общ. ред. И.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1989. – 458 с.
Гегель. Сочинения / Гегель.- Т.Х1.- М.: Политиздат,1992. 585 с.
Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин- Т. 29.- М.: Политиздат,1982.- 285 с.
Маркс, К. Соч. 2-е изд./ К. Маркс, Ф. Энгельс- Т. 23.-М.: Политиздат, 1963.- 385 с.
Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов./ А.Г. Спиркин — М.: Политиздат,1998. – 592 с.

Источник интернет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа на тему: "Сенсорное воспитание"

Эту контрольную работу можно использовать во время прохождения курсов....

Контрольная работа по теме "ЧС природного происхождения"

Контрольная работа включает в себя тематические планы всех классов, структура электронного учебника,...

Контрольная работа на тему :Методика обучения лепке детей

«Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»         Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он им...

Контрольная работа на тему: " Познавательно – речевое развитие детей в условиях ДОУ"

В работе рассмотрены особенности познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста  в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Контрольная работа по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»

Контрольная работа по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО» Дайте определение «Развивающая предметно-пространственная среда».Какие функции выполняет ра...