Контрольная работа на тему:"Основные показатели ,характеризующие учебную деятельность дошкольника"
консультация (младшая группа) на тему

Чебыкина Наталья Борисовна

Характеристика учебной деятельности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

По теме: «Основные показатели ,характеризующие учебную деятельность дошкольника»

Выполнила: Чебыкина Наталья Борисовна

Детский сад № 43

Златоуст,2014 год

Характеристика учебной деятельности дошкольника

К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.

Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.

Познавательные интересы формируются в процессе:


1.Содержания обучения;

2.Познавательной активности ребёнка;

3.Усвоения материала в форме дидактической игры;

4.Понимания ребенком характера вопросов.

Именно познавательные интересы  являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.

Умение учиться  проявляется в навыках ребёнка:


1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);

3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;

4.Достигает результата;

5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.


Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:

•    создавать условия ребенку для его активных действий;

•    вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

•    ставить вопросы проблемного характера;

•    разнообразить учебную деятельность;

•    показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);

•    предлагать задания трудные, но посильные;

•    планировать достижение результата, положительно оценивать;

•    предлагать эмоциональный учебный материал.

Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.


Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:

а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);

в) контролирует себя в процессе выполнения задания;

г) достигает результата;

д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.

3 УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок слушает указания.


1.   Слушают указания, руководствуются ими в работе.

В случае непонимания задают вопросы.

 Правильно оценивают работу других.

Правильно оценивают свою работу.

Достигают нужных результатов.

2. Слушают указания, условно придерживаются их в работе.

  Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других  детей.  

  При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.

 Результаты условны.

3.   Слушают указания, но как бы,  не слышат их.

Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.

Результата не достигают.

    

Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.


Учебная деятельность, её структура и условия, психологические вопросы формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте

Общая характеристика учебной деятельности  дошкольника.

            Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

         Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

        Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

        Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями , которые могут приобрести дети, но и  с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

                                Структура учебной деятельности.

          Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

-учебную задачу

-учебные действия

-контроль

-оценку

                 Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

             Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

                              Становление элементов учебной деятельности.

 Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

        В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

-умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

-самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

-умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

         Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

        Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

        Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых  и направляет их на овладение знаний, умений.

       Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова  с тем, чему его обучают.

           Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

              Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

               Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых , умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

Методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.

 формирование отдельных элементов  учебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;

- дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;

- в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;

- детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;

- дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;

- важно привить детям стремление к познанию нового, интерес  к учению, к школе.

 Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.


Схема, характеризующая учебную деятельность

Показатели учебной деятельности

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.


Афоризмы об учебной деятельности

  • «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». 
    Б. Шоу  (Ирландский драматург, философ и прозаик. 1856 1950.) 

  • «Способности проявляются в деятельности и в ней же формируются». 
    С. Л. Рубинштейн  (Российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. 1889 - 1960.) 

  • Высшим результатом образования является терпимость

(Хелен Келлер)


Литература

1. Акулина, Н. Н. Влияние общего  интеллекта иль мотивации на успешность  усвоения знания [Текст]: учеб, пособие / Н.Н.Акулина.-CПБ.: Питер,1999.

2. Букатов,В . Школа и детский сад [Текст] / В.Букатов //  Дошкольное воспитание .-1992.

 3. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. -1995.

4. Гордиец, А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст]: учеб, пособие / А.В. Гордиец.-Р-на-Д.: Феникс, 2006.

5. Ильин, Е.П.  Мотивация и мотивы [Текст]:учеб, пособие /  Е.П. Ильин. – СПБ.:  ПИТЕР, 2000.

6. Маханева, М. Проблема преемственности между детским садом и школой [Текст]  /  М.Маханева  // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9.

7. Дубровина,И.В.  Психологическая готовность к школьному обучению  [Текст] : учеб, пособие / И.В. Дубровиной. – М.

8. Смирнова, Н.А. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания [Текст].: под ред. Н. А. Смирновой. – Дубна, 1995.

9. Ермолаева, М.В. Развитие личности дошкольника [Текст] / М.В. Ермолаева // Психология развития. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

Контрольная работа по дисциплине: «Теория и методика игровой деятельности». Тема: « Виды дидактических игр, их структура.

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Классификация дидактических игр.Основные особенности дидактической игры, её структура....

Основные показатели и результаты деятельности в части взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников

В нашем учреждении работа с семьями строится по четырем направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами детского сада, работа с субъекта...

Основные показатели и результаты деятельности в части приобщения детей к общечеловеческим ценностям

При планировании воспитательно-образовательного процесса учитываются воспитательный потенциал социального окружения учреждения, традиционные праздники учебного года, события, факты, связанные с жизнью...

Основные показатели и результаты деятельности в части развития у детей социально-личностных качеств

  Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста  понимается нами, какцеленаправленно - организованный процесс формирования ценностного отношения к себеи окружающему миру,...

Основные показатели и результаты деятельности в части развития познавательных и творческих способностей детей

Полноценное развитие личности возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте  в равной мере формируется познавательные  и творческие способности ребенка в процессе разнообразных ви...

Контрольная работа по теме: «Что такое отражение? Назовите его основные формы и черты»

Содержание 1. Общие понятия об отражении2. Отражение в неживой и живой природе                                 ...