КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Сущностное содержание понятий «исследовательская деятельность дошкольников»
материал

Полещук Анастасия Анатольевна

Приоритетным направлением в деятельности дошкольного учреждения и воспитателя является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Исследовательский подход к приобретению знаний в настоящее время стал актуальным, что подтверждает новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нацеливающий на познавательно-исследовательское развитие «всех категорий воспитанников». Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_-_issled._deya-t.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

«Омская гуманитарная академия»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Сущностное содержание понятий «исследовательская

                деятельность дошкольников»

По учебной дисциплине: Формирование исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте

Выполнил(а): Полещук А.А.

                                                                                                                           

                                                                             Направление подготовки:

Педагогическое образование

                                                                              Форма обучения: заочная

                                                                                                                                     

Омск, 2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников…………………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………13

Введение

Приоритетным направлением в деятельности дошкольного учреждения и воспитателя является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Исследовательский подход к приобретению знаний в настоящее время стал актуальным, что подтверждает новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нацеливающий на познавательно-исследовательское развитие «всех категорий воспитанников». Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, четко выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Как отмечает Л.И. Савенков: «Первые проявления взаимной зависимости жизненной успешности и исследовательского поведения у человека можно наблюдать уже с детских лет. Даже в ходе обыденных наблюдений несложно заметить, что от уровня выраженности исследовательских устремлений ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном, и в психосоциальном развитии».

Исследование – это, в первую очередь, поиск истины в стремлении понять мир вокруг себя, поэтому, несомненно, оно присутствует в жизни дошкольника.

Для ребенка дошкольного возраста исследовательская деятельность является естественным состоянием, привычным каждодневным занятием, в котором находит действенную и продуктивную реализацию его природное любопытство: что, почему и как? Многие детские исследования начинаются с мысли: «Что будет, если я сделаю вот так?», и соответственно, попытки самостоятельного исследования с выбранным объектом.

Исследовательская деятельность рассматривалась, и изучалась многими исследователями: Л.Н. Прохоровой, А.И. Савенковой, О.К. Тихомировым и др.

Анализ литературы показывает, что данное явление не рассматривается однозначно, существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность».

Сущность понятия «исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников

Понятие «исследовательская деятельность», несмотря на широкое распространение в современной отечественной педагогике, не имеет однозначного толкования.

Рассмотрим различные формулировки определения понятия «Исследовательская деятельность, которые в наибольшей мере отражают сущность данного понятия.

Исследовательскую деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать: «Как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова: «Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъект деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий».

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова исследовательская деятельность объясняется как специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.

Таким образом, что исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Для выявления сущности исследовательской деятельности дошкольников обратимся, прежде всего, к анализу сущности исследовательской деятельности, к историко-педагогической стороне вопроса.

«XIX в. А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития».

По мнению, Овида Декроли, «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемую инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей».

Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы».

В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев – исследовательская деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам».

Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность – как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях.

Таким образом, в XIX в. психологической основой активности ребенка признаются его способности, стремления и потребности к деятельности. Общественники-демократы рассматривали активность ребенка в познании окружающего мира как природное свойство, которое определяло социальное и эстетическое проявления. Весьма характерным для психолого-педагогической мысли XIX века было рассмотрение личности в ее взаимосвязи с обществом. На первом мести, таким образом – личность, её цели, её действительность, моральное содержание, которое зависит от общественных отношениях.

Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин выдвигали теорию, что исследовательская деятельность формирует самостоятельный перенос знаний и умений в знакомую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.

П.Ф. Каптерев подчеркивал, что в состоянии исследовательской деятельности ребенок более или менее, но всегда активен. Первооснова развития исследовательской деятельности – врожденные органические свойства человека: хорошее зрение, тонкий слух, общая врожденная впечатлительность к внешним проявлениям».

А. Ферьер – исследовательская деятельность – как активатор разнообразных чувств ребенка в процессе познания через игровую деятельность, как стимул умственной деятельности. Путь развития детской исследовательской деятельности – от бессистемности до целенаправленных действий.

Представители педагогики и психологии XX века обращаются к личностным особенностям ребенка, конкретизируют этапы его развития в соответствии с биогенетическими законами. Отмечают, что стремление ребенка к развитию лежит в его природе. Организм существует, приспосабливаясь к окружающей среде, и это его неотъемлемое свойство. В этот период были заложены предпосылки изучения проблемы познавательной деятельности как стимула умственной активности. Анализ исторического наследия ученых показывает, что в представлении идеи развития ребенка соотносились с понятием педагогического процесса, совершенствующего детские возможности и накопление индивидуального опыта в деятельности.

Таким образом, различные по глубине и значению мысли ученых XVII - XX вв. заложили основу системного изучения развития исследовательской деятельности у детей и ее использование в педагогическом процессе.

В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.

Рассмотрим трактовки изучаемого понятия, представленные в различных концепциях.

Исследователи характеризуют исследовательскую деятельность как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека (Н.Ф. Добрынин), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон), с активно познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (Н.Г. Морозов) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В. Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности. Несомненно, что отмеченные характеристики исследовательской деятельности выделены авторами на разных основаниях и объединены с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, все это говорит о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.

В своих научных трудах Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозов, А.И. Сорокина и др. доказали, что исследовательская деятельность является главным побудителем для формирования волевых качеств личности ребенка.

Какое бы ни было проявление исследовательской деятельности, оно однозначно связано с познавательной стороной детей, но это не значит, что вся познавательная деятельность обязана быть исследовательской.

Понятие исследовательская деятельность имеет своеобразные особенности. Остановимся на некоторых из них.

Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся по мнению Савенкова А.И.:

- интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

- эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;

- волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность.

В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н. Мясищева, Н.Г. Морозовой, А.И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;

- творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности.

Основываясь на изученные материалы Л.А. Венгера, Н.С. Лейтеса сделаем вывод, что именно исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Итак, исследовательская деятельность дошкольников порождается естественными познавательными мотивами, заложенными на уровне безусловного ориентировочного рефлекса, обеспечивает психику ребенка непрерывным потоком новой информации, содействуя ее развитию. Исследовательская деятельность ребенка дошкольного возраста имеет сложное, многокомпонентное содержание, схожа структурно с исследовательской деятельностью взрослого человека. Это идет вразрез с поверхностным представлением о ней и ошибочным мнением, что ребенок дошкольного возраста не способен заниматься исследовательской деятельностью и что она не важна для развития ребенка. Напротив, анализ научной литературы дает нам представление об исследовательской деятельности дошкольников как о неотъемлемом условии психического развития ребенка.

Значение исследовательской деятельности трудно переоценить, она дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, считается одним из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и его родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. В дальнейшем такой человек, будучи самостоятельной личностью, сможет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. И, несомненно, всю жизнь будет находить в окружающем мире и обществе, в котором он проживает, что-нибудь интересное и необычное.

Заключение

Таким образом, изучив мнения различных авторов-исследователей относительно сущности понятия «исследовательская деятельность» детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что данная категория рассматривается с разных позиций: как познавательная активность ребенка, как его интеллектуально-творческая деятельность, как самостоятельная особая деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, как фактор для развития познавательной и личностной сфер ребенка, как аспект личностно-ориентированного образования культурологического типа, как средство развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, следует придерживаться трактовки понятия «исследовательская деятельность», представленной в виде совокупности указанных подходов: исследовательская деятельность – это один из видов активности ребенка, который, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Список литературы

  1. Ачисова Н.И. Исследовательская деятельность дошкольников / Н.И. Ачисова // Globus. – 2020. – № 6 (52). – С. 28-29
  2. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 336 с.
  3. Гаврилова О. Я., Комарова Н. М. Исследовательская деятельность дошкольников: Методическая разработка по развитию исследовательских способностей дошкольников / под ред. А. С. Обухова. – М.: Национальный книжный центр. – 2017 – 48 с. – Библиотека журнала «Исследователь/Researcher»
  4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. –  96 с. – (Мир, в котором я живу)
  5. Комарова Т. Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников / Т. Б. Комарова. – М.: Просвещение. – 2016. – 194с.
  6. Коньшина Н.Р. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста / Н.Р. Коньшина // Совушка. – 2018. – N1(11). – URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/  (дата обращения: 01.04.2024)
  7. Микерина А. С. Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Вестник ЮУрГГПУ. – 2017. – №10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-issledovatelskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta  (дата обращения: 02.04.2024)
  8. Минуллина, Р. Ф. Организация поисковой деятельности дошкольников / Р. Ф. Минуллина, Р. В. Рыжманова // Образование и воспитание. – 2020. – № 1 (27). – С. 11-12. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4848/  (дата обращения: 27.03.2024)
  9. Поддьяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей: учебное пособие для студентов факультетов психологии / А.Н. Поддьяков. –  М.: Российское психологическое общество. –  1998. – 85 с.
  10. Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: методическое пособие для педагогов ДОУ и НОО / Г. В. Яковлева, Т. А. Сваталова, Н. Е. Скрипова [и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО. – 2019 – 96 с.
  11. Стативка И.Н. Философско-психологические и педагогические основы развития исследовательнской деятельности старших дошкольников / И.Н. Стативка. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – №4 (31). – С.1-10. – URL:https://moluch.ru/th/archive/601/5034/ (дата обращения: 26.03.2024)
  12. Трифонова Е.В. Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций. Методические рекомендации. Электронное издание. – Москва: ВОО «Воспитатели России». –  2021. – Текст: электронный
  13. Трифонова, Е.В. Развитие исследовательской деятельности в дошкольном возрасте как процесс поступательной дифференциации ее компонентов / Е.В. Трифонова // Исследователь/Researcher. – 2020. – № 2 (30). – С. 137-155
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от 21.01.2019г, 8.11.2022г.  – https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf 
  15. https://studbooks.net/1807949/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_osnovy_formirovaniya_issledovatelskoy_deyatelnosti_starshih_doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Контрольная работа на тему: "Сенсорное воспитание"

Эту контрольную работу можно использовать во время прохождения курсов....

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

Контрольная работа по теме "ЧС природного происхождения"

Контрольная работа включает в себя тематические планы всех классов, структура электронного учебника,...

• Контрольная работа по теория и методике развития речи дошкольников

Составление предложений с многозначными словами (- О ком или о чем можно сказать идет? - Человек идет, дождь идет, время идет)...