Контрольная работа по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»
план-конспект занятия (средняя группа)

Светлана Григорьевна Шарапова

Контрольная работа по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»

 

  1. Дайте определение «Развивающая предметно-пространственная среда».
  2. Какие функции выполняет развивающая предметно-пространственная среда?
  3. В чем состоит роль педагога при проектировании и организации развивающей предметно-пространственной среды?
  4. Определите алгоритм проектирования развивающей  предметно-пространственной среды в детском саду (этапы проектирования, обоснование этапов).
  5. В чем сущность трансформирования  развивающей  предметно-пространственной среды?
  6. В чем сущность многофункциональности развивающей  предметно-пространственной среды?
  1. Дайте определение «Развивающая предметно-пространственная среда».

Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.

  1. Какие функции выполняет развивающая предметно-пространственная среда?

     Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

    Стимулирующая - должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

    Развивающая - сочетание традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

  1. В чем состоит роль педагога при проектировании и организации развивающей предметно-пространственной среды?

             Роль педагога заключается в том, чтобы, используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

           Воспитатель должен сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно- развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

  1. Определите алгоритм проектирования развивающей  предметно-пространственной среды в детском саду (этапы проектирования, обоснование этапов).

Проектирование развивающей предметно – пространственной среды в детском саду осуществляется по следующим этапам:

- Насыщенность среды;

•Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

•Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

- Трансформируемость;

 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

-Полифункциональность;

•  Полифункциональность материалов предполагает:

•возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

•наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закрелённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

- Вариативность;

Вариативность среды предполагает:

•наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

•периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

-Доступность;

 Доступность среды предполагает:

•доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

•свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

-Безопасность;

 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает

 соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

  1. В чем сущность трансформирования  развивающей  предметно-пространственной среды?

        Сущность трансформируемости, обеспечивающей важность изменений 

предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести 

на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

           Необходимо иметь легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

 

  1. В чем сущность многофункциональности развивающей  предметно-пространственной среды?

            Среда должна давать легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.

          Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.

          Мягкие   модули обогащают детскую игру, обеспечивают многофункциональность, трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

           Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._rabota_po_rpps.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО»

  1. Дайте определение «Развивающая предметно-пространственная среда».
  2. Какие функции выполняет развивающая предметно-пространственная среда?
  3. В чем состоит роль педагога при проектировании и организации развивающей предметно-пространственной среды?
  4. Определите алгоритм проектирования развивающей  предметно-пространственной среды в детском саду (этапы проектирования, обоснование этапов).
  5. В чем сущность трансформирования  развивающей  предметно-пространственной среды?
  6. В чем сущность многофункциональности развивающей  предметно-пространственной среды?
  1. Дайте определение «Развивающая предметно-пространственная среда».

Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления.

  1. Какие функции выполняет развивающая предметно-пространственная среда?

     Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

    Стимулирующая - должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

    Развивающая - сочетание традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

  1. В чем состоит роль педагога при проектировании и организации развивающей предметно-пространственной среды?

             Роль педагога заключается в том, чтобы, используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

           Воспитатель должен сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно- развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

  1. Определите алгоритм проектирования развивающей  предметно-пространственной среды в детском саду (этапы проектирования, обоснование этапов).

Проектирование развивающей предметно – пространственной среды в детском саду осуществляется по следующим этапам:

- Насыщенность среды;

•Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

•Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

- Трансформируемость;

 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

-Полифункциональность;

•  Полифункциональность материалов предполагает:

•возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

•наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закрелённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

- Вариативность;

Вариативность среды предполагает:

•наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

•периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

-Доступность;

 Доступность среды предполагает:

•доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

•свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

-Безопасность;

 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает

 соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

  1. В чем сущность трансформирования  развивающей  предметно-пространственной среды?

        Сущность трансформируемости, обеспечивающей важность изменений 

предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести 

на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

           Необходимо иметь легкие конструкции, модули, ширмы, шатры, легкие скамейки, модульную мебель, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Например: воспитатель отодвинула занавеску, а там тема проекта с наглядностью, закрыла — и этот наглядный материал не мешает детям сосредоточенно конструировать и эту же занавеску дети легко могут оформить как «рекламный щит» для своей деятельности или использовать под выставку своих работ). Эти же конструкции дадут детям самостоятельно обустроить пространство по своему усмотрению, облюбовать, оборудовать или обжить его по своему усмотрению, построить свой маленький мирок. Это особенно касается творческих игр. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

  1. В чем сущность многофункциональности развивающей  предметно-пространственной среды?

            Среда должна давать легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.

          Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.

          Мягкие   модули обогащают детскую игру, обеспечивают многофункциональность, трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

           Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды группы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ в группе с новым набором (можно в новом помещении) АВГУСТРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИРемонт группыОформление стен групп...

Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...

Результативный практический опыт работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»

Результативный практический опыт   работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»...

Углубленная работа на тему «Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" как способ развития познавательно-творческого потенциала ребёнка 5-6 лет»

Я веду углубленную работу на тему «Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" как способ развития познавательно-творческого потенциала ребёнка 5-6 лет». Хочу п...

Представление опыта работы по оснащению развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе по теме недели : «Откуда хлеб пришел»

   Дети проводят в детском саду до 12 часов в день. Поэтому окружающее пространство группы должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно общаться со сверстникам...

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста»

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком имеют глобальное значение. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое ...

Сообщение из опыта работы тема: «Развивающая предметно – пространственная среда Экологического кабинета «Росток»

Формирование экологического сознания детей - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мир...