Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Богатыри Руси"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Богатыри Руси».

Доминирующая область: познавательное развитие

Взаимодополнение областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

  • Образовательные: 

-знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой;

- закреплять и расширять знания  детей о силе и славе богатырской Руси;

- расширять словарный запас детей.

  • Воспитывающие:

- формировать и воспитывать патриотическую память;

- воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков;

-воспитывать любовь к Родине,

-формировать желание подражать богатырям.

  • Развивающие: 

-развивать умение составлять описательный рассказ про богатырей по картине;

-развивать творческие способности детей, творческое воображение в процессе художественного творчества;

-закреплять умение выразительно читать стихотворения, пословицы и поговорки о богатырях;

-развивать внимание, память, мышление.

Формы работы: чтение былин «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович и Змей Горыныч», рассказывание пословиц и поговорок о богатырях, рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, их оружия и элементы одежды.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы.

Ход занятия:

1.Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите на карту (слайд 1), скажите,  пожалуйста, какая она – наша Родина.

Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.

Что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль, правда, то, что происходило на самом деле.

Былина – это русские народные песни – сказания. Создателями былин является народ. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной.

Кто является героями былин? (Героями былин являются богатыри, невиданной силой, безграничной храбростью. Их не страшат несметные силы врага, не страшит смерть).

Каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича.)

А какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети: -Богатырь умрёт, имя его останется;

- Богатыря узнаешь на поле брани;

-Славна богатырями земля русская;

 -Сам погибай, а товарища выручай.;

-Трудно в учение, легко в бою.;

-Жить – Родине служить.;

-Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

-Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

-Сражайся смело за правое дело.;

-Доброе братство милее богатства.;

-За правое дело стой смело.

-Не родом богатырь славен, а подвигом.;

-Кто смел, тот и на коня сел.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц.

Познакомлю вас еще с одной пословицей: «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?.

2. Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова (Слайд 2). Кто стоит в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.) Посмотрите, во что одеты богатыри (Слайд 3, 4), как называется часть одежды? (Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын (Слайд 5, 6). Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич (Слайд 7), известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа (Слайд 8). Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины (Слайд 9).

Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? (Слайд 10, 11). Это называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

Посмотрите на снаряжение богатырей и скажите как они называются? (Снаряжение — это оружие: булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч). (Слайд 12, 13, 14). Молодцы, правильно ответили!

А теперь давайте побудем богатырями. Физкультминутка (выполняются движения в соответствии со словами).

Дружно встанем — раз, два, три

— Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо —

Получается на славу.

3. Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи, а вы постарайтесь их отгадать.

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?

Дети: Кольчуга сделана из колечек.

  1. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

  1. Оружие- это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

  1. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Молодцы, ребята!!!

  1. Ребята, а теперь давайте проведем викторину по русским былинам, которые мы с вами читали (Слайд 15).

Вопрос №1. К какой былине можно отнести этот рисунок: (Слайд 16)
1) «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич»;
2) «Илья Муромец и Соловей Разбойник»;
3) «Алеша Попович и Змей Горыныч»?

Вопрос №2.  Каким недугом страдал Илья Муромец:
1) Не ходили ноги;
2) Был очень ленивым;
3) Не мог говорить?

Вопрос №3. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец?
1) 10 лет;
2) 23 года;
3) 33 года?

Вопрос №4. Угадайте, к какой былине относится эта иллюстрация?
1) Первый подвиг Ильи Муромца;
2) Добрыня Никитич с Чудещем;
3) Алеша Попович и Соловей Разбойник?

Вопрос №5. Почему Алешу называли Поповичем?
1) Поповский сын;
2) Так назвали его старые странники;
3) В честь богатыря Поповича?

Вопрос №6. Угадай, из какой былина эта иллюстрация?
1) Алеша Попович и Тугарин Змеевич;
2) Садко;
3) Добрыня Никитич и Змей Горыныч?

Вопрос №7. Почему Илью назвали Муромцем?
1) Родом из города Мурома;
2) Был мудрым;
3) В честь отца Мурома?

Вопрос №8. Кто помог исцелиться Илье Муромцу?
1) Соседи;
2) Врачи;
3) Странники перехожие?

Вопрос №9. Назовите отрицательных персонажей былин. (

Вопрос №10. Чем былины отличаются от других литературных произведений и есть ли у них авторы

Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев.

Послушайте стихотворение Т. Курбатовой, которое нам расскажет Гордей:

«Русь на воинов богата» —

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты…

— Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

5.Итог. Молодцы, ребята! Вы хорошо запомнили нашу тему и я хочу вам подарить раскраски с богатырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)

Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)

Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «В гостях у сказки». (занятие по развитию речи).

Цель занятия развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность...