«Вершки и корешки». Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь».
учебно-методическое пособие по художественной литературе (средняя группа) на тему

Миклухина Екатерина Аркадьевна

Вспомнить сказки, в числе персонажей которых встречается медведь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vershki_i_koreshki.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Вершки и корешки». Рассказывание русской народной сказки                      «Мужик и медведь».

Цель: воспитывать эмоционально-образное восприятие текста; продолжать развивать умение отгадывать загадки; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).

Ход занятия

Организационный момент

Дети, каких диких животных наших лесов вы знаете? (По очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.)

В гости приходит медведь:

-Здравствуйте, ребята! Я вам принес в подарок вот эту книгу… Ой, куда она подевалась?! Вспомнил!  Я ее дал почитать своему другу , собачке по имени Жужжа. Пойдемте в гости к нему, там и почитаем! По пути детям встречается ежик и объясняет: чтобы пройти через мост, надо отгадать загадки.

    Расту в земле на грядке я,                                Прежде чем его мы съели,

   Красная, длинная, сладкая. (морковь)             Все наплакаться успели. (лук)        

  Что за скрип? Что за хруст?                            Круглая, да гладкая,
Это что ещё за куст?                                          Откусишь-сладкая,
Как же быть без хруста,                                    Засела крепко
Если я …                                                             На грядке…… (репка)
(Капуста.)

Дети отгадали загадки и идут дальше. На пути им повстречался умный зайчик и говорит:    

- Чтобы  перейти поле нужно закончить фразу.                  

Закончи фразу

Медведь большойа мужик… (маленький).

Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы… (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы… (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

У пшеницы листья узкиеа у репы… (широкие).

У репы корень толстый, а у пшеницы… (тонкий).

Поле засевают веснойа урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки – тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку).

И вот дети дошли до домика Жужжи. Медведь предлагает послушать сказку «Мужик и медведь».

Задания

1. Совместный пересказ

(По указательному жесту, каждый ребенок говорит по 2-3 предложения, при этом выставляются декорации и фигурки персонажей, выполняются описываемые в сказке действия.)

2Вершки и корешки

У разных овощей бывают съедобные разные части: у репы, моркови – корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья и плоды).

Демонстрация рисунка «Овощи», показ этих частей у растений.

Подвижная игра с мячом «съедобное – несъедобное»

Вышли на лужок и сделайте кружок. ( Каждому ребенку, по- очереди, бросается мяч, называется какой-либо предмет или пища. Если это- продукт питания, он ловит мяч, если предмет несъедобен - не ловит.)

Помидор, дом, горох, лопата, баклажан и т.д.

4. Дорисуй и раскрась (самостоятельная работа)

Дети садятся за столы и получают индивидуальные листы с графическим заданием «Дорисуй репу, а потом её раскрась».

5. Что сначала, что потом?

Послушайте, ребята, внимательно, если вы, согласны со мной, вы будите говорить: «Да-да-да», а если фраза не верна, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да.)

Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да.)

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет.)

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет.)

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да.)

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет.)

Сначала репу едят, а потом её моют. (Нет-нет-нет.)

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да.)

Беседа по содержанию сказки:

-Как называется русская народная сказка, которую вы слушали?

-С чего начинается сказка «Мужик и медведь»?

-Что отдал мужик медведю, а что оставил себе?

- Что на другой год посеял мужик?

-Чем заканчивается сказка?

- Справедливо ли поступил мужик с медведем?

- Давайте придумаем другое окончание к этой сказки,  где мужик с медведем останутся друзьями.

- Сказка «Мужик медведь» является авторской или народной?

- Какие вы знаете сказки, где встречается медведь?

В конце занятия медведь и Жужжа прощаются с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» Подготовительная к школе логогруппа.

Конспект занятия по развитию связной речи.Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»Подготовительная к школе логогруппа....

Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и медведь"

Материал рассчитан на детей средней группы. Основной целью занятия является: воспитывать интерес к русским народным сказкам, закреплять знания детьми правил поведения в театре; а также познакомить дет...

Русская народная сказка " Мужик и медведь"

Цель: учить слушать сказки.Задачи: уметь анализировать поступки героев; развивать память, слух и голос; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;Материал и оборудование...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

ᅟПересказ ᅟрусской ᅟнародной ᅟсказки «Мужик и ᅟмедведь» (с ᅟэлементами ᅟдраматизации) (в подготовительной группе)ᅟЗадачи:1.      ᅟᅟОбучающая: -...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

Цель: Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм, развивать у детей умение распространять предложения определениями, развивать мыслительную деятельность, расши...

Организованная образовательная деятельность: Развитие речи Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

создание условия для развития умения детей  составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм...

Средняя группа.Чтение русской народной сказки " Мужик и медведь"

Чтение русской народной сказки " Мужик и медведь"...