Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Новокрещенова Тамара Ивановна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида».

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Новокрещенова Т.И.

 

 

 

 

Саранск 2015

Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.

 Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке.

Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей, д/и с элементами ТРИЗ; использование элементов проблемно - диалогической технологии.

Словарная работа: листопад; ненастная.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках, сбор листьев для осеннего гербария, чтение стихотворения К. Бальмонта «Поспевает брусника», слушание отрывков из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень».

 Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материал: схемы – модели к стихотворению И. Винокурова «Осень», два осенних пейзажа, украшение для театрального этюда (корзина с фруктами, желтый зонтик, красные бусы, розовый фартук,диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года.Октябрь, баночки с разноцветными листочками, одноразовые трубочки) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату и встают полукругом у доски.

Воспитатель:

                              «Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

                               Доброе утро солнцу и птицам,

                               Доброе утро улыбчивым лицам!»

Дети (улыбаются друг другу): «Доброе утро!»

Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?»

Ответы детей: «Нет!»

Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?»

Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие».

Воспитатель: «А почему осенью бывает хорошо?»

Ответы детей: «Осенью хорошо, потому, что на деревьях разноцветные листочки». (Потому что в лесу  вырастает много грибов. Потому,  что животные делают запасы на зиму.)

Воспитатель: «А почему осенью бывает плохо?»

Ответы детей: «Осенью бывает плохо потому, что часто идет холодный дождь». (Потому,   что дует сильный ветер. Потому , что  птицы улетают в теплые края)

Воспитатель: «Давайте, придумаем красивые слова для осени, осень какая?»

Ответы детей: «Золотая» (запасливая, дождливая, разноцветная, хмурая)

Воспитатель: «А как называется явление осенью, когда с деревьев падают листья?»

Ответы детей: Листопад.

Воспитатель: «Я предлагаю вам провести небольшой опыт, чтобы определить в какую погоду листопад бывает сильнее: в солнечную или ветреную?».

  Опыт «Листопад»:

(Воспитатель предлагает детям баночки с трубочками. Дети дуют в трубочку. Листья в баночке разлетаются.)

Воспитатель: «Как вы думаете, в какую погоду листопад сильнее?»

Ответы детей: «В ветреную».

Воспитатель: «А теперь я хочу подвести итог всему тому, что вы мне рассказали об осени. Если мои высказывания будут верными, вы мне скажите: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо», но, а если я ошибусь, вы посмеетесь надо мной: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». А потом исправите мою ошибку».

   Д/и «Хорошо – хорошо», или «Хи-хи-хи – ха-ха-ха».

Воспитатель: «Осенью часто льет холодный дождь».

Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо»

Воспитатель: «Осенью птицы собираются в большие стаи и отправляются в теплые края».

Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо»

Воспитатель: «Осенью дворники подметают опавшие листья и засыпают ими большие лужи.

Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Осенью дворники собирают опавшие листья в мешки и выбрасывают их в контейнер».

Воспитатель: «Осенью мы отмечаем самый долгожданный праздник Новый год».

Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Новый год мы отмечаем зимой».

Воспитатель: «Молодцы! Я рада, что вы были очень внимательными и не попались в мои хитрые ловушки, которые я для вас расставила. А теперь, давайте немного поиграем».

(Дети берут в руки осенние листочки и выполняют движения по тексту физминутки.)

 Физминутка «Мы листочки»

Мы листочки, мы листочки,

Мы – осенние листочки,

Мы на дереве сидели,

Ветер дунул, полетели,

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

(Дети садятся на стульчики)         

Воспитатель: «О красоте осенней природы поэты сочинили много стихов, а композиторы написали много музыки. Давайте послушаем с вами отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень».

(Воспитатель включает аудиозапись)

Воспитатель: «Сегодня, я хотела бы познакомить вас с новым стихотворением об осени, написал его поэт И. Винокуров».

(Воспитатель читает стихотворение наизусть)

И. Винокуров «Осень»

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки

Фартук розовый – осинке,

Бусы красные – рябинке,

Зонтик желтый – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

Воспитатель: «Понравилось вам это стихотворение?»

Ответы детей : «Да!»

Воспитатель (задает вопросы по прочитанному): «Где ходит осень?

Ответы детей : «В парке».

Воспитатель: «Что дарит осень осинке?»

Ответы детей : «Розовый фартук».

Воспитатель: «Что дарит осень рябинке?»

Ответы детей: «Красные бусы».

Воспитатель: «Что дарит осень тополям?»

Ответы детей : «Желтый зонтик».

Воспитатель: «Что дарит осень всем нам?»

Ответы детей : «Фрукты».

Воспитатель: «Сейчас я вам еще один раз прочитаю это стихотворение, а вы должны будете выбрать на мольберте один из двух пейзажей, который наиболее точно передает настроение».

(Воспитатель снова читает стихотворение.)

Ответы детей  (выбирают нужный пейзаж): «Я выбрал нижний пейзаж, так как на нем изображена разноцветная осень, как в стихотворении».

Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам сделать инсценировку этого стихотворения».

(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)   Инсценировка стихотворения.

Воспитатель (открывает схемы-картинки на доске): «Сейчас мы   прочитаем это стихотворение хором, а помогут нам в этом эти схемы-рисунки».

Дети (вместе с воспитателем читают хором стихотворение, опираясь на схемы-рисунки)

Воспитатель: «Теперь давайте прочитаем это стихотворение по цепочке, передавая друг другу вот этот осенний листочек».

(Дети передают осенний листочек и читают стихотворение построчно, опираясь на схемы.)

Воспитатель: «Кто из вас самостоятельно сможет прочитать это стихотворение по схемам?»

(Дети по желанию читают стихотворение)

Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались?»

Ответы детей : «Мы говорили об осени. Учили наизусть стихотворение по схемам».

Воспитатель: «Сейчас, те дети, которым понравилось стихотворение, поднимают красные осенние листочки. Те, кто испытывал трудности – желтые листочки».

(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)

Воспитатель: «Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали, вы порадовали нас знаниями об осени и за это я хочу угостить вас осенними витаминами».

Воспитатель раздает подарки осени (фрукты в корзинке).

(Направляет на последующую деятельность.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида».

Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени. Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»

Подготовила: воспитатель Новокрещенова Т.И.

Саранск 2015

Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.

 Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке. 

Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей, д/и с элементами ТРИЗ; использование элементов проблемно - диалогической технологии.

Словарная работа: листопад; ненастная.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках, сбор листьев для осеннего гербария, чтение стихотворения К. Бальмонта «Поспевает брусника», слушание отрывков из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень».

 Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материал: схемы – модели к стихотворению И. Винокурова «Осень», два осенних пейзажа, украшение для театрального этюда (корзина с фруктами, желтый зонтик, красные бусы, розовый фартук,диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года.Октябрь, баночки с разноцветными листочками, одноразовые трубочки) .

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату и встают полукругом у доски.

Воспитатель:

                              «Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

                               Доброе утро солнцу и птицам,

                               Доброе утро улыбчивым лицам!»

Дети (улыбаются друг другу): «Доброе утро!»

Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?»

Ответы детей: «Нет!»

Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?»

Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие».

Воспитатель: «А почему осенью бывает хорошо?»

Ответы детей: «Осенью хорошо, потому, что на деревьях разноцветные листочки». (Потому что в лесу  вырастает много грибов. Потому,  что животные делают запасы на зиму.)

Воспитатель: «А почему осенью бывает плохо?»

Ответы детей: «Осенью бывает плохо потому, что часто идет холодный дождь». (Потому,   что дует сильный ветер. Потому , что  птицы улетают в теплые края)

Воспитатель: «Давайте, придумаем красивые слова для осени, осень какая?»

Ответы детей: «Золотая» (запасливая, дождливая, разноцветная, хмурая)

Воспитатель: «А как называется явление осенью, когда с деревьев падают листья?»

Ответы детей: Листопад.

Воспитатель: «Я предлагаю вам провести небольшой опыт, чтобы определить в какую погоду листопад бывает сильнее: в солнечную или ветреную?».

  Опыт «Листопад»:

(Воспитатель предлагает детям баночки с трубочками. Дети дуют в трубочку. Листья в баночке разлетаются.)

Воспитатель: «Как вы думаете, в какую погоду листопад сильнее?»

Ответы детей: «В ветреную».

Воспитатель: «А теперь я хочу подвести итог всему тому, что вы мне рассказали об осени. Если мои высказывания будут верными, вы мне скажите: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо», но, а если я ошибусь, вы посмеетесь надо мной: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». А потом исправите мою ошибку».

   Д/и «Хорошо – хорошо», или «Хи-хи-хи – ха-ха-ха».

Воспитатель: «Осенью часто льет холодный дождь».

Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо»

Воспитатель: «Осенью птицы собираются в большие стаи и отправляются в теплые края».

Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо»

Воспитатель: «Осенью дворники подметают опавшие листья и засыпают ими большие лужи.

Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Осенью дворники собирают опавшие листья в мешки и выбрасывают их в контейнер».

Воспитатель: «Осенью мы отмечаем самый долгожданный праздник Новый год».

Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Новый год мы отмечаем зимой».

Воспитатель: «Молодцы! Я рада, что вы были очень внимательными и не попались в мои хитрые ловушки, которые я для вас расставила. А теперь, давайте немного поиграем».

(Дети берут в руки осенние листочки и выполняют движения по тексту физминутки.)

 Физминутка «Мы листочки»

Мы листочки, мы листочки,

Мы – осенние листочки,

Мы на дереве сидели,

Ветер дунул, полетели,

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

(Дети садятся на стульчики)        

Воспитатель: «О красоте осенней природы поэты сочинили много стихов, а композиторы написали много музыки. Давайте послушаем с вами отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень».

(Воспитатель включает аудиозапись)

Воспитатель: «Сегодня, я хотела бы познакомить вас с новым стихотворением об осени, написал его поэт И. Винокуров».

(Воспитатель читает стихотворение наизусть)

И. Винокуров «Осень»

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки

Фартук розовый – осинке,

Бусы красные – рябинке,

Зонтик желтый – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

Воспитатель: «Понравилось вам это стихотворение?»

Ответы детей : «Да!»

Воспитатель (задает вопросы по прочитанному): «Где ходит осень?

Ответы детей : «В парке».

Воспитатель: «Что дарит осень осинке?»

Ответы детей : «Розовый фартук».

Воспитатель: «Что дарит осень рябинке?»

Ответы детей: «Красные бусы».

Воспитатель: «Что дарит осень тополям?»

Ответы детей : «Желтый зонтик».

Воспитатель: «Что дарит осень всем нам?»

Ответы детей : «Фрукты».

Воспитатель: «Сейчас я вам еще один раз прочитаю это стихотворение, а вы должны будете выбрать на мольберте один из двух пейзажей, который наиболее точно передает настроение».

(Воспитатель снова читает стихотворение.)

Ответы детей  (выбирают нужный пейзаж): «Я выбрал нижний пейзаж, так как на нем изображена разноцветная осень, как в стихотворении».

Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам сделать инсценировку этого стихотворения».

(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)   Инсценировка стихотворения.

Воспитатель (открывает схемы-картинки на доске): «Сейчас мы   прочитаем это стихотворение хором, а помогут нам в этом эти схемы-рисунки».

Дети (вместе с воспитателем читают хором стихотворение, опираясь на схемы-рисунки)

Воспитатель: «Теперь давайте прочитаем это стихотворение по цепочке, передавая друг другу вот этот осенний листочек».

(Дети передают осенний листочек и читают стихотворение построчно, опираясь на схемы.)

Воспитатель: «Кто из вас самостоятельно сможет прочитать это стихотворение по схемам?»

(Дети по желанию читают стихотворение)

Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались?»

Ответы детей : «Мы говорили об осени. Учили наизусть стихотворение по схемам».

Воспитатель: «Сейчас, те дети, которым понравилось стихотворение, поднимают красные осенние листочки. Те, кто испытывал трудности – желтые листочки».

(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)

Воспитатель: «Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали, вы порадовали нас знаниями об осени и за это я хочу угостить вас осенними витаминами».

Воспитатель раздает подарки осени (фрукты в корзинке).

(Направляет на последующую деятельность.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Солнышко – колоколнышко» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Солнышко – колоколнышко»Воспитатель  Быченко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в страну книг"

Данное занятие является итоговым занятием  по ознакомлению с художественной литературой  детей средней группы ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»

Конспект открытого занятия  по  ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Книг».

      Программные задачи:I Образовательные:1.  Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Сказок».

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми средней группыпо ознакомлению с художественной литературой«Путешествие в Страну Сказок»....

Конспект НООД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой с использованием приёмов мнемотехники

Конспект НООД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой с использованием приёмов мнемотехникиТема: ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"

Цель: уточнение и закрепление у дошкольников представлений о Родине, о родном крае.Задачи:Образовательные задачи:- Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемот...