Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Книг».
    план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

            Программные задачи:

    I Образовательные:

    1.  Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.

    2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

    3. Продолжать отрабатывать навыки  работы с пластилином, природным материалом.

    II. Развивающие:

    1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.

    2. Побуждать к выразительности в этюдах.

    3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).

    III. Воспитательные:

    1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и  др.)

    2. Воспитывать интерес к чтению.

    Словарь: иллюстрация, горюет, прищуриваться, присказка, лубяная и др.

    Оборудование: шапка, сапоги, палочка, клубочек, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен к сказкам, сказочные ворота, ковёр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_literature_srednyaya_gruppa.docx24.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  

     непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

    по ознакомлению с художественной литературой

    «Путешествие в Страну  Книг».

            Программные задачи:

    I Образовательные:

    1.  Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.

    2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

    3. Продолжать отрабатывать навыки  работы с пластилином, природным материалом.

    II. Развивающие:

    1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.

    2. Побуждать к выразительности в этюдах.

    3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).

    III. Воспитательные:

    1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и  др.)

    2. Воспитывать интерес к чтению.

    Словарь: иллюстрация, горюет, прищуриваться, присказка, лубяная и др.

    Оборудование: шапка, сапоги, палочка, клубочек, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен к сказкам, сказочные ворота, ковёр.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята ,вы любите путешествоать ?

    А на чем  можно отправится в путешествие ?

    Сегодня, наша Мудрая Сова, которая живет у нас в книжном уголке, предлагает

    отправиться в  путешествие по интереснейшему миру литературы. В страну книг.  

    Воспитатель.

    -Какие поговорки о книге вы знаете ?

    «Кто много читает, тот много знает.»

    «  Будешь книги читать - будешь много знать»

    «Книга мала да ума придала.»

    «Книга поможет в труде и выручит в беде.»

    - Молодцы!

    Ну ,а теперь скажите ,принимаем ли мы предложение нашей Совы?

    Тогда в путь ,в Страну Книг!

    А полетим мы  туда  на воздушном шаре. Согласны?

      Нас ждёт 4 остановки: в стране загадок,  в сказочном королевстве, в краю рассказов, и в мире стихов.

    Давайте надуем наш воздушный шар ,берите насосы («дети надувают шар»).

    Полетели.

    Мы летим под облаками

    Мы летим под облаками,

    А земля плывёт под нами:

    Роща, поле, сад и речка,

    И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)

    Мы летать устали что-то,

    Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.)

    Мы прилетели в страну загадок.

    И попали в болото , но это не беда, если мы отгадаем загадки ,то сможем выбраться из болота и продолжить свой путь. (После каждой отгадки появляется кочка ,по которой можно выбраться из болота)

    Вокруг нас и там и тут

    Сказки разные живут.

    На полянке есть загадки

    Отгадайте без подсказки

    Называйте, посмелей

    Этих сказочных друзей!

    Перед волком не дрожал,

    От медведя убежал,

    А лисице на зубок

    Всё ж попался.

    (Колобок из сказки «Колобок»)

    А вы помните, ребята от кого ушёл колобок в этой сказке?

    Дети: От медведя, волка, зайца

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    Возле леса, на опушке

    Трое их живёт в избушке.

    Там три стула и три кружки,

    Три кроватки и три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки?

    («Три медведя»)

    А помните, ребята, как зовут медведей в этой сказке?

    Дети: Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    У Алёнушки-сестрицы

    Унесли братишку птицы.

    Высоко они летят

    Далеко они глядят

    («Гуси-лебеди»)

    Всех важней она в загадке,

    Хоть и погребе жила

    Репку вытащить из грядки,

    Деду с бабкой помогла

    (мышка из сказки «Репка»)

    А назовите, ребята, всех героев этой сказки.

    Дети: дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка 

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    Ждали маму с молоком

    А пустили волка в дом.

    Кто же были эти

    Маленькие дети?

    (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»

    Ну-ка, ребята, подскажите, можно ли незнакомых в дом пускать?

    Дети: Нельзя!

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    Умён, изворотлив

    Усатый дружок

    И жить он не может

    Без красных сапог.

    («Кот в сапогах»)

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    Бабушка девочку очень любила

    Шапочку красивую ей подарила

    Девочка имя забыла своё

    А ну, подскажите имя её?

    («Красная шапочка»)

    Чтоб взлететь над землей,

    Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)

     Деревянный шалунишка

    Подружиться мог бы с книжкой.

    В театр кукол он попал,

    Куклам верным другом стал. (Буратино.)

     

    Любит мед, друзей встречает

    И ворчалки сочиняет,

    А еще - пыхтелки,

    кричалки, сопелки... Ух!

    Забавный медвежонок... (Пух).

     

     

     В Простоквашино живет.

    Все хозяйство там ведет.

    Адрес точный я не знаю,

    Но фамилия - морская. (Кот Матроскин.)

     Той девчонки нет прекрасней,

    Той девчонки нет умней.

    И Пьеро, ее вздыхатель.

    Целый день поет о ней. (Мальвина.)

     

     Озорной весельчак

    В окно влетает просто так.

    К Малышу попал он в дом

    И устроил там погром. (Карлсон.)

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    В этой книге - именины,

    Много было там гостей.

    Но на этих именинах

    Появился вдруг злодей.

    Он хотел убить хозяйку

    Чуть её не погубил

    Но коварному злодею

    Кто-то голову срубил.

    (К.Чуковский «Муха-цокотуха»)

    А вы помните, ребята, кто спас муху-цокотуху в этой сказке?

    Дети: Комар

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    Трое их – и до чего же

    Братья дружные похожи

    Носик круглый, пятачком

    Хвостик маленький крючком.

    («Три поросёнка»)

    А как зовут трёх поросят?

    Дети: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-нуф.

    Воспитатель: Молодцы, верно!

    Воспитатель Молодцы ребята, все загадки отгадали и вот мы и выбрались из болота. А перед нами волшебные ворота открывают  путь в страну сказок.

     Будем пальчики считать,

    Будем сказки называть

    Рукавичка, Теремок,

    Колобок - румяный бок.

    Есть Снегурочка - краса,

    Три медведя, Волк - Лиса.

    Не забудем Сивку-Бурку,

    Нашу вещую каурку.

    Про жар-птицу сказку знаем,

    Репку мы не забываем

    Знаем Волка и козлят.

    Этим сказкам каждый рад..

    А чем, ребята, сказка отличается от других литературных произведений. (Ответы детей)

    1. Сказка всегда начинается по-особому: жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; однажды…  и т.д.

    2. Некоторые сказки начинаются с присказки. А вы, ребята, какие присказки знаете?

    Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало. 

    Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

    За тридевять земель, в тридесятом государстве.

    Стали жить поживать, ума наживать, да добра наживать

    3. В сказках происходит то, чего не бывает в  обычной жизни. Звери умеют разговаривать,.

     4.В сказках – счастливый конец.

    5. Звери в сказках одеты как люди.

    6. В сказках бывает волшебство, люди пользуются волшебными предметами

     Поговорка «Сказка ложь ,да в  ней намек , добрым молодцам урок»

    Предметы волшебные в сказках бывают,

    Героев желанья они исполняют:

    Ковер-самолет - над миром подняться,

    Чудесный горшок - сладкой кашей питаться.

    А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,

    Волшебных предметов набрать кузовок.

    Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.

     Посмотрите сколько у нас предметов на столе. Но волшебными они станут только тогда, когда к ним добавят волшебное слово. (Например, сапоги-скороходы, шапка-неведимка, волшебная палочка, ковёр-самолётволшебный клубочек и т.д.)

     Посмотрите ,ребята ,а здесь коробочка лежит ,а на ней записка, «Расколдуй нас»

    Был Кощей вчера в гостях

    Что наделал, просто - Ах!

    Сказки все заколдовал.

    Чтоб никто их не узнал.

    Вы коробку открывайте

    Сказку правильно назвайте.!

    Д/И «Расколдуй сказки»

            

    Дидактическая игра «Чьи слова?»

            Детям предлагается  назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название сказки

    1.        «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл

    2.        «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»

    3.        «Печка-матушка, спрячь нас!»

    4.        «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубища – я никого не боюсь!»

    5.        «Как выскачу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

    6.       «Ваша мама пришла ,молочка принесла»

            

            Этюды на выражение эмоций.

    Сказка даст нам отдохнуть,

    Отдохнём и снова в путь!

            

    Этюд «Волк сердится» (показываем с помощью пантомимики выражение лица, позы, жесты);

    Этюд «Зайчик горюет» (ладошки к щекам, голову наклонить вниз);

    Этюд «Хитрая лиса» (прищуриваем глаза, поворачиваем туловище);

    Этюд «Доверчивая Красная Шапочка» (перешагиваем с ноги на ногу, открытый взгляд.)

    Дала нам сказка отдохнуть!

    Отдохнули?

    Снова в путь!

            А сейчас волшебный клубочек укажет нам дорогу дальше. Следующая наша остановка-  край рассказов   Ну вот мы и  прибыли.

     Давайте мы рассмотрим иллюстрации и постараемся вспомнить названия рассказов по картинкам.

            Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация?»

    1. «Кто сказал мяу?» В Сутеев
    2. «Тюпа маленький» Е. Чарушин
    3. «Волчишко» Е Чарушин
    4. «Томка» Е. Чарушин
    5. «Как  муравьишка домой спешил» В. Бианки
    6. «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носов
    7. «Фантазеры»
    8. «Страшный рассказ»
    9. «Огурцы» и т.д.

            Воспитатель Ребята, а чем отличаются рассказы от сказки (ответы детей- в рассказах речь идёт  о том, что было на самом деле)

      Клубок катится дальше .

    А теперь добро пожаловать в мир стихов.

    Как можно догадаться что вы слушаете стихи .

    - В стихах некоторые последние слова созвучны.

    Например,

    Светло-пушистая,

    Снежинка белая,

    Какая чистая!

    Какая смелая!

    В этих стихах созвучны последние слова – чистая, смелая, пушистая, белая. А сейчас  какие слова созвучны?

    А потом  позвонили мартышки:

    -Пришлите, пожалуйста, книжки!

    Дети:  Мартышки-книжки

    Воспитатель: Правильно ребята! Такие созвучные слова на концах строчек в стихах называют рифма.

    Д/ И «Рифмочки»

         

    Ну вот и закончилось наше путешествие . Пора отправляться обратно в детский сад. Построимся друг за другом.

    Мы шагаем друг за другом

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зелёным лугом.

    Крылья пёстрые мелькают,

    В поле бабочки летают.

    Раз, два, три, четыре,

    Полетели, закружились.

    И в  детском саду очутились .

     (При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)

    Сова:

    За ум и смекалку

    Сказать я спасибо хочу!

    Тем, кто трудился,

    Тем, кто старался

    Подарок свой  сейчас покажу.

            

    Вы  очень хорошо отвечали на все вопросы и правильно выполнили все задания,

    За это Сова приготовила  для вас вот эти книги . Мы их прочитаем вместе с вашими друзьями.

    Дополнительный материал .

    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Стала девочка котёнка спать укладывать

    Вот тебе под спинку

    Мягкую….перинку.

    Сверху на перинку

    Чистую…….простынку.

    Вот тебе под ушки

    Белые подушки.

                    («Усатый-полосатый» С Маршак)

    У Танюши дел не мало

    У Танюши много дел-

    Утром брату помогала,

    Он с утра конфеты….ел.

                    («Помощница» А. Барто)

    Мой весёлый, звонкий мяч,

    Ты куда помчался ……вскачь?

    Жёлтый, красный, голубой

    Не угнаться за………. тобой!

            («Мяч» С Маршак)

    Физкультминутка

    По дорожке ты шагай,

    Ноги выше поднимай.

    (Шаг с высоким подниманием колена).

    И немножко поскачи,

    Только, друг мой, не спеши.

    (Подскоки).

    На носочках ты шагай,

    Свою спинку выпрямляй.

    (Ходьба на носках, руки в стороны).

    И попрыгай по дорожке,

    Хороши пружинки – ножки.

    (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).

    Дальше веселей

     Игра

    «Карусель сказок»

    Мы отправляемся в сказочную страну «Лукоморье». Для этого вы надеваете на голову богатырский шлем, подвязываете на пояс меч-кладенец, запрягаете своего богатырского коня Сивку-Бурку. Конь запрокидывает голову, весело ржет и бьёт копытом.

               Вы вскочили в седло, свистнули, хлестнули коня плетью и галопом выехали со двора. Вы едете по темному непроходимому лесу. Вдруг с ветвей на вас капает огромная ….капля росы. Толстые колючие ветки преграждают вам путь, сквозь них очень трудно пробираться. Тогда вы громко кричите «Но»; конь прыгает и… благополучно приземляется на другой стороне оврага.

                Но вот лес, наконец-то, кончился. Перед вами – огромный дуб. И тут раздаётся оглушительный свист. Это свистит Соловей-Разбойник. Деревья склоняются к самой траве, пыль поднимается столбом, попадает вам в глаза. Ваш конь падает на колени. Сопротивляясь ветру, вы с трудом раскручиваете над головой огромную палицу и бросаете её в Соловья-Разбойника, А сами падаете без чувств.

    Аплодисменты!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».

    "Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в страну книг"

    Данное занятие является итоговым занятием  по ознакомлению с художественной литературой  детей средней группы ....

    Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида».      Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной ли...