Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Книг».
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

        Программные задачи:

I Образовательные:

1.  Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.

2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

3. Продолжать отрабатывать навыки  работы с пластилином, природным материалом.

II. Развивающие:

1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.

2. Побуждать к выразительности в этюдах.

3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).

III. Воспитательные:

1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и  др.)

2. Воспитывать интерес к чтению.

Словарь: иллюстрация, горюет, прищуриваться, присказка, лубяная и др.

Оборудование: шапка, сапоги, палочка, клубочек, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен к сказкам, сказочные ворота, ковёр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature_srednyaya_gruppa.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

 непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие в Страну  Книг».

        Программные задачи:

I Образовательные:

1.  Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.

2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

3. Продолжать отрабатывать навыки  работы с пластилином, природным материалом.

II. Развивающие:

1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.

2. Побуждать к выразительности в этюдах.

3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).

III. Воспитательные:

1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и  др.)

2. Воспитывать интерес к чтению.

Словарь: иллюстрация, горюет, прищуриваться, присказка, лубяная и др.

Оборудование: шапка, сапоги, палочка, клубочек, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен к сказкам, сказочные ворота, ковёр.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята ,вы любите путешествоать ?

А на чем  можно отправится в путешествие ?

Сегодня, наша Мудрая Сова, которая живет у нас в книжном уголке, предлагает

отправиться в  путешествие по интереснейшему миру литературы. В страну книг.  

Воспитатель.

-Какие поговорки о книге вы знаете ?

«Кто много читает, тот много знает.»

«  Будешь книги читать - будешь много знать»

«Книга мала да ума придала.»

«Книга поможет в труде и выручит в беде.»

- Молодцы!

Ну ,а теперь скажите ,принимаем ли мы предложение нашей Совы?

Тогда в путь ,в Страну Книг!

А полетим мы  туда  на воздушном шаре. Согласны?

  Нас ждёт 4 остановки: в стране загадок,  в сказочном королевстве, в краю рассказов, и в мире стихов.

Давайте надуем наш воздушный шар ,берите насосы («дети надувают шар»).

Полетели.

Мы летим под облаками

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.)

Мы прилетели в страну загадок.

И попали в болото , но это не беда, если мы отгадаем загадки ,то сможем выбраться из болота и продолжить свой путь. (После каждой отгадки появляется кочка ,по которой можно выбраться из болота)

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался.

(Колобок из сказки «Колобок»)

А вы помните, ребята от кого ушёл колобок в этой сказке?

Дети: От медведя, волка, зайца

Воспитатель: Молодцы, верно!

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя»)

А помните, ребята, как зовут медведей в этой сказке?

Дети: Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка

Воспитатель: Молодцы, верно!

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(«Гуси-лебеди»)

Всех важней она в загадке,

Хоть и погребе жила

Репку вытащить из грядки,

Деду с бабкой помогла

(мышка из сказки «Репка»)

А назовите, ребята, всех героев этой сказки.

Дети: дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка 

Воспитатель: Молодцы, верно!

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»

Ну-ка, ребята, подскажите, можно ли незнакомых в дом пускать?

Дети: Нельзя!

Воспитатель: Молодцы, верно!

Умён, изворотлив

Усатый дружок

И жить он не может

Без красных сапог.

(«Кот в сапогах»)

Воспитатель: Молодцы, верно!

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красивую ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите имя её?

(«Красная шапочка»)

Чтоб взлететь над землей,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)

 Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино.)

 

Любит мед, друзей встречает

И ворчалки сочиняет,

А еще - пыхтелки,

кричалки, сопелки... Ух!

Забавный медвежонок... (Пух).

 

 

 В Простоквашино живет.

Все хозяйство там ведет.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия - морская. (Кот Матроскин.)

 Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель.

Целый день поет о ней. (Мальвина.)

 

 Озорной весельчак

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон.)

Воспитатель: Молодцы, верно!

В этой книге - именины,

Много было там гостей.

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку

Чуть её не погубил

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(К.Чуковский «Муха-цокотуха»)

А вы помните, ребята, кто спас муху-цокотуху в этой сказке?

Дети: Комар

Воспитатель: Молодцы, верно!

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи

Носик круглый, пятачком

Хвостик маленький крючком.

(«Три поросёнка»)

А как зовут трёх поросят?

Дети: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-нуф.

Воспитатель: Молодцы, верно!

Воспитатель Молодцы ребята, все загадки отгадали и вот мы и выбрались из болота. А перед нами волшебные ворота открывают  путь в страну сказок.

 Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка - краса,

Три медведя, Волк - Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад..

А чем, ребята, сказка отличается от других литературных произведений. (Ответы детей)

1. Сказка всегда начинается по-особому: жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; однажды…  и т.д.

2. Некоторые сказки начинаются с присказки. А вы, ребята, какие присказки знаете?

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало. 

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

За тридевять земель, в тридесятом государстве.

Стали жить поживать, ума наживать, да добра наживать

3. В сказках происходит то, чего не бывает в  обычной жизни. Звери умеют разговаривать,.

 4.В сказках – счастливый конец.

5. Звери в сказках одеты как люди.

6. В сказках бывает волшебство, люди пользуются волшебными предметами

 Поговорка «Сказка ложь ,да в  ней намек , добрым молодцам урок»

Предметы волшебные в сказках бывают,

Героев желанья они исполняют:

Ковер-самолет - над миром подняться,

Чудесный горшок - сладкой кашей питаться.

А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,

Волшебных предметов набрать кузовок.

Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.

 Посмотрите сколько у нас предметов на столе. Но волшебными они станут только тогда, когда к ним добавят волшебное слово. (Например, сапоги-скороходы, шапка-неведимка, волшебная палочка, ковёр-самолётволшебный клубочек и т.д.)

 Посмотрите ,ребята ,а здесь коробочка лежит ,а на ней записка, «Расколдуй нас»

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все заколдовал.

Чтоб никто их не узнал.

Вы коробку открывайте

Сказку правильно назвайте.!

Д/И «Расколдуй сказки»

        

Дидактическая игра «Чьи слова?»

        Детям предлагается  назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название сказки

1.        «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл

2.        «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»

3.        «Печка-матушка, спрячь нас!»

4.        «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубища – я никого не боюсь!»

5.        «Как выскачу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

6.       «Ваша мама пришла ,молочка принесла»

        

        Этюды на выражение эмоций.

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова в путь!

        

Этюд «Волк сердится» (показываем с помощью пантомимики выражение лица, позы, жесты);

Этюд «Зайчик горюет» (ладошки к щекам, голову наклонить вниз);

Этюд «Хитрая лиса» (прищуриваем глаза, поворачиваем туловище);

Этюд «Доверчивая Красная Шапочка» (перешагиваем с ноги на ногу, открытый взгляд.)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

        А сейчас волшебный клубочек укажет нам дорогу дальше. Следующая наша остановка-  край рассказов   Ну вот мы и  прибыли.

 Давайте мы рассмотрим иллюстрации и постараемся вспомнить названия рассказов по картинкам.

        Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация?»

  1. «Кто сказал мяу?» В Сутеев
  2. «Тюпа маленький» Е. Чарушин
  3. «Волчишко» Е Чарушин
  4. «Томка» Е. Чарушин
  5. «Как  муравьишка домой спешил» В. Бианки
  6. «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носов
  7. «Фантазеры»
  8. «Страшный рассказ»
  9. «Огурцы» и т.д.

        Воспитатель Ребята, а чем отличаются рассказы от сказки (ответы детей- в рассказах речь идёт  о том, что было на самом деле)

  Клубок катится дальше .

А теперь добро пожаловать в мир стихов.

Как можно догадаться что вы слушаете стихи .

- В стихах некоторые последние слова созвучны.

Например,

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая!

Какая смелая!

В этих стихах созвучны последние слова – чистая, смелая, пушистая, белая. А сейчас  какие слова созвучны?

А потом  позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста, книжки!

Дети:  Мартышки-книжки

Воспитатель: Правильно ребята! Такие созвучные слова на концах строчек в стихах называют рифма.

Д/ И «Рифмочки»

     

Ну вот и закончилось наше путешествие . Пора отправляться обратно в детский сад. Построимся друг за другом.

Мы шагаем друг за другом

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

И в  детском саду очутились .

 (При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)

Сова:

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой  сейчас покажу.

        

Вы  очень хорошо отвечали на все вопросы и правильно выполнили все задания,

За это Сова приготовила  для вас вот эти книги . Мы их прочитаем вместе с вашими друзьями.

Дополнительный материал .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котёнка спать укладывать

Вот тебе под спинку

Мягкую….перинку.

Сверху на перинку

Чистую…….простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

                («Усатый-полосатый» С Маршак)

У Танюши дел не мало

У Танюши много дел-

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты….ел.

                («Помощница» А. Барто)

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался ……вскачь?

Жёлтый, красный, голубой

Не угнаться за………. тобой!

        («Мяч» С Маршак)

Физкультминутка

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

(Шаг с высоким подниманием колена).

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

(Подскоки).

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

(Ходьба на носках, руки в стороны).

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки – ножки.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).

Дальше веселей

 Игра

«Карусель сказок»

Мы отправляемся в сказочную страну «Лукоморье». Для этого вы надеваете на голову богатырский шлем, подвязываете на пояс меч-кладенец, запрягаете своего богатырского коня Сивку-Бурку. Конь запрокидывает голову, весело ржет и бьёт копытом.

           Вы вскочили в седло, свистнули, хлестнули коня плетью и галопом выехали со двора. Вы едете по темному непроходимому лесу. Вдруг с ветвей на вас капает огромная ….капля росы. Толстые колючие ветки преграждают вам путь, сквозь них очень трудно пробираться. Тогда вы громко кричите «Но»; конь прыгает и… благополучно приземляется на другой стороне оврага.

            Но вот лес, наконец-то, кончился. Перед вами – огромный дуб. И тут раздаётся оглушительный свист. Это свистит Соловей-Разбойник. Деревья склоняются к самой траве, пыль поднимается столбом, попадает вам в глаза. Ваш конь падает на колени. Сопротивляясь ветру, вы с трудом раскручиваете над головой огромную палицу и бросаете её в Соловья-Разбойника, А сами падаете без чувств.

Аплодисменты!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в страну книг"

Данное занятие является итоговым занятием  по ознакомлению с художественной литературой  детей средней группы ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»

Конспект открытого занятия  по  ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...

Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида».      Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной ли...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.

Тема: «Рукавичка»Программное содержание:- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Сказок».

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми средней группыпо ознакомлению с художественной литературой«Путешествие в Страну Сказок»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой "Произведения Н.Н. Носова"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой "Произведения Н.Н. Носова"...