Сказки Пушкина
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Александрова Юлия Николаевна

беседа по сказкам Пушкина. игра на  интерактивной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_posledniy_variant.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 города Ельца «Дружные ребята»

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

(Область: речевое развитие

Деятельность: коммуникативная

Вид: восприятие художественной литературы и фольклора)

Составила:

воспитатель первой категории

Александрова  Юлия Николаевна

Елец 2016

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Образовательная область: речевое развитие

Деятельность: коммуникативная

Вид: восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: развивать интерес детей к творчеству А. С. Пушкина.

Задачи: - развивать интерес детей к сказкам;

- развивать умение чувствовать красоту и выразительность родного языка, чуткость к поэтическому слову;

-формировать умение объяснять и давать определение сказке и стихотворению, как литературным жанрам;

- совершенствовать художественно – исполнительские навыки при чтении отрывков из сказок А. С. Пушкина;

- продолжать формировать навыки работы с интерактивной доской.

Материалы и оборудование: иллюстрированная книга сказок А. С. Пушкина, интерактивная доска, ноутбук, цветные фишки, картинки к сказкам, атрибуты для инсценировки сказок : шлем и меч для королевича Елисея, зеркальце и корона для царицы.

Предварительная работа: чтение русских – народных сказок, чтение и заучивание стихов и сказок А. С. Пушкина, игры на интерактивной доске, конструирование из бумаги в технике оригами.

Словарь: рифма

Ход занятия:

Входят дети, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, послушайте меня очень внимательно. «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…». Как вы думаете, где чаще всего встречаются эти слова? (в сказках). А какие сказки вы помните и знаете?

Воспитатель: А как вы думаете, что такое сказка? (придуманное, вымышленное произведение, где разговаривают предметы и животные, происходят волшебные превращения, где добро всегда побеждает зло.)

Воспитатель: Итак, сказка-это литературный жанр, в основе которого лежат фантастические события и герои, часто с участием волшебных явлений и предметов, где добро всегда побеждает зло.

Воспитатель: А сейчас подходите ко мне, давайте посмотрим на экран.(смотрят отрывок)

Воспитатель: Вам знакомы эти строки? Кто их автор? (А. С. Пушкин)  

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю  вам вспомнить любимые сказки А.С. Пушкина. А поможет нам в этом, вот эта чудесная книга сказок. Подходите ближе и начнем ее рассматривать. (Воспитатель открывает первую страницу)

Воспитатель: Иллюстрацию к какой сказке мы видим на первой странице? (Сказка о рыбаке и рыбке)

-Кто главные герои этой сказки? (Старик, золотая рыбка, старуха)

-О чём эта сказка? (старик поймал золотую рыбку и по её просьбе он её отпустил, а рыбка исполняла за это желания, только это были не его желания , старик просил за старуху)

- Как вы думаете, почему старик отпустил золотую рыбку? (он был добрым и ему стало жалко ее)

- А кто помнит как рыбка просила старика  ее отпустить?

- Я вам помогу, послушайте и вместе повторим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь»

- Ребята, а как вы считаете, почему рыбка не стала больше выполнять желания старухи? (старуха стала просить слишком много и рыбке это надоело)

- Да, нельзя просить многого, надо быть благодарными за малое.

-Чем она закончилась? (Старуха остаётся ни с чем)

- Молодцы, вы хорошо знаете  эту сказку.

Воспитатель: Ребята, а сейчас подходите ко мне и на минутку мы с вами превратимся в золотых рыбок. (Дети выполняют движения за воспитателе)

Воспитатель:  А мы продолжаем листать книгу.

-Иллюстрацию к какой сказке вы видите? (Сказка о царе Салтане, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ)

-Каких героев  этой сказки вы помните? (Царь Салтан, князь Гвидон, царевна Лебедь, царица, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

-Что происходило в сказке? (Сёстры царицы обманули царя Салтана и отправили по морю в бочке царицу с сыном, потому что завидовали ей и хотели быть на её месте, но царица с сыном оказались на острове Буяне.Там царь Гвидон спас царевну Лебедь от злого коршуна и за это она отплатила ему добром, сотворила для него 4 чуда)

-Ребята, как вы думаете почему сестры царевны решили погубить ее и сына, бросить в бочке в море? (они хотели быть на ее месте, завидовали ей)

- Дети, а как вы считаете, почему царевна – Лебедь стала помогать князю Гвидону? (он спас ее от злого коршуна и она была ему благодарна за это)

- Вот как автор описывает эту сцену:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду.

- ДА, ребята, всегда надо стараться делать добрые дела, и за это окружающие будут благодарны вам.

 -Чем закончилась сказка? (Царь Салтан встретился с сыном и женой и стали жить вместе, а сестёр царицы они простили за обман).

- Конечно, ребята, надо стараться прощать своих обидчиков.

Воспитатель: К этой сказке в книге есть несколько иллюстраций.

- Что изображено на этой картинке? (гости плывут к царю Салтану)

- А что изображено на этой иллюстрации? (белка песенки поет, да орешки все грызет)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас немного отдохнем и поиграют в игру, которая называется «Собери картинку». Для этого нам надо разделиться на 3 группы. Сейчас каждый возьмет фишку любого цвета и подойдет к столу с такой же фишкой. Вам надо будет собрать иллюстрацию к этой сказке из разрезных картинок. (дети выполняют).

Воспитатель: Что получилось у вас? А что получилось у вас? А у вас?

Воспитатель: – Молодцы, ребята, как быстро вы справились. А мы листаем книгу дальше.  Скажите иллюстрацию к какой сказке вы видите? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

- Каких героев из этой сказки вы помните? (злая Царица, молодая царевна, семь богатырей, королевич Елисей.)

-Что за события происходили в этой сказке? (злая мачеха хотела погубить падчерицу, потому что завидовала её красоте и доброте, но у неё ничего не получилось, т.к. королевич Елисей спас молодую царевну)

- Дети, как выдумаете, почему злая мачеха хотела погубить царевну? (она завидовала ее красоте, молодости, доброте)

- Вот как автор описывает царицу:

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

- Да, ребята, зависть это плохое качество.

- А кто помогал Елисею, спасти царевну? (Солнце, месяц, ветер)

- Помогать необходимо всем, иногда любая помощь может спасти чью-то жизнь.

Воспитатель – Как закончилась эта сказка? (Королевич Елисей и молодая царевна остались вместе и жили долго и счастливо)

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам побыть героями этой сказки. Подходите ко мне. Какие предметы вы видите? (зеркало, корона,  меч, шлем) Ребята, как вы думаете, кому могут они принадлежать? (шлем и меч королевичу Елисею, зеркало и корона Царице)

- Дети, может быть кто – то из вас вспомнит как королевич Елисей обращался к ветру. Месяцу или солнцу, а я вам помогу. Но помните, что слова мы должны говорить четко, громко, выразительно и эмоционально.

Воспитатель: А кто из девочек хочет поговорить с зеркальцем как Царица? Но помните её слова вы должны говорить  четко, выразительно:

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо с правились с заданием. А сейчас я закрываю нашу чудо книгу. Давайте еще раз скажем, кто автор этих сказок? (А. С. Пушкин)

- Ребята, а ещё я хочу вам сказать, что в этих сказках есть одна особенность. Все они написаны в стихах.

- Ребята, а вы знаете, что такое стих?

- Стихотворение – это литературное произведение, написанное в рифме.

- Может кто – то из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов, слова похожие друг на друга по звучанию, например, бочка - кочка, подушка – игрушка, дом – сом, день – пень)

Воспитатель: Итак, стихотворение – это  литературный жанр, написанный в рифме. Поэтому они легко читаются и запоминаются.

Воспитатель: Ребята,  я предлагаю вам поиграть в игру на  интерактивная доске. Игра называется «Убери лишнее» . На этой доске могут появляться, исчезать и передвигаться картинки. Для этого надо взять специальную палочку и слегка дотронуться до экрана.

- Ребята, вам надо убрать предметы или героев, какие не встречаются в сказках А. С. Пушкина. Какие картинки вы видите?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень ловко справились с этой игрой. Сегодня мы вспомнили сказки, которые написал великий русский писатель А.С. Пушкина. Но на этом ваше знакомство с творчеством А.С. Пушкина не  заканчивается. Скоро вы пойдете в школу, и сами будете читать его произведения. Александра Сергеевича называют «солнцем русской поэзии». И его замечательные произведения будут с вами каждый день, также как каждый день всходит на небе солнце. Спасибо  вам большое за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

"Путешествие по сказкам Пушкина"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе...

сравнение русской народной сказки"Жадная старуха" и сказки Пушкина "О рыбаке и рыбке"

продолжать развивать монологическую речь детей и коммуникативные навыки...

Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Викторина по сказкам Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Викторина может быть использована воспитателями групп для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий театральной постановки " Сказка о царе Салтане" по сказке Пушкина А.С.

Сценарий театральной постановки " Сказка о царе Салтане" по сказке Пушкина А.С....