Главные вкладки

    Конспект НОД " Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
    план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

    Балашова Ольга Михайловна

    Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл strekoza_i_muravey.docx17.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    " Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Тема: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Задачи:

    - Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями ;

    - Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

    - Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде;

    - Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;

    - Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся ,стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

    Предварительная работа

    - знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями;

    -чтение басни Л.Н. Толстого " Два товарища ";

    -чтение басни С.В. Михалкова " Завидное упорство "

    Материалы и оборудование :

    - портрет И.А.Крылова;

    - книга И. А. Крылов «Басни»;

    - раскраски , цветные карандаши;

    - небольшой мяч.

    Ход занятия :

    Организационный момент

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о баснях. Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Басни бывают в стихах и в прозе (в виде рассказов).

    Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Когда ему было 10 лет, умер его отец, и юному Ване пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде.  В четырнадцать лет Крылов переехал в культурную столицу – Петербург. В 1809 году вышла первая книга басен И. Крылова. Всего вышло 9 книг, которые включали в себя более 200 басен. 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет Крылов умирает от воспаления легких.

    Сегодня мы поговорим о одной из известнейших басен И. Крылова - я сейчас загадаю вам загадки, а вы мне назовете главных героев этой басни :

    На ромашку у ворот                                    

    Приземлился вертолёт,

    Серебристые глаза,

    Кто же это? … (Стрекоза)

    Он работник настоящий,

    Очень, очень работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом. (Муравей)

    Он - трудяга, не бездельник,

    Строит целый муравейник.

    Догадайся же скорей:

    "Кто строитель?" - (Муравей)

    Этот малый вертолёт,

    Отправляется в полёт,

    Зависает, не летит,

    Крылышками шевелит.

    Как стекло, они прозрачны,

    С виду, кажутся, невзрачны,

    Вот такая егоза,

    Эта наша,-...(Стрекоза.)

    Ну что, вы догадались ,как называется басня ? Правильно - " Стрекоза и Муравей "

    Попрыгунья Стрекоза

    Лето красное пропела;

    Оглянуться не успела,

    Как зима катит в глаза.

    Помертвело чисто поле;

    Нет уж дней тех светлых боле,

    Как под каждым ей листком

    Был готов и стол и дом.

    Все прошло: с зимой холодной

    Нужда, голод настает;

    Стрекоза уж не поет:

    И кому же в ум пойдет

    На желудок петь голодный!

    Злой тоской удручена,

    К Муравью ползет она:

    "Не оставь меня, кум милой!

    Дай ты мне собраться с силой

    И до вешних только дней

    Прокорми и обогрей!"

    "Кумушка, мне странно это:

    Да работала ль ты в лето?" -

    Говорит ей Муравей.

    "До того ль, голубчик, было?

    В мягких муравах у нас

    Песни, резвость всякий час,

    Так, что голову вскружило".

    "А, так ты..." - "Я без души

    "Ты все пела? это дело:

    Так поди же, попляши!"

    Беседа по басне:

    - Кто главные герои басни?

    -С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?

    -Почему Муравей отказал ей в помощи?

    -Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?

    -Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?

    -Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?

    -Чему нас учит басня?

    Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор ( бывает обычно в конце басни, 1но может быть и в начале )

     А теперь давайте с вами поиграем в игру " Назови ласково " - я буду кидать мяч, а вы будете отвечать.

    «Назови ласково»

    Стрекоза – стрекозка;

    Зима – зимушка;

    Лист – листочек;

    Стол – столик;

    Дом – домик;

    Муравей – муравьишка ;

    День – денек;

    Час – часок;

    Голова – головушка;

     А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:

    -Готовь сани летом, а телегу зимой;

    -Семь раз отмерь - один раз отрежь;

    - Хочешь есть калачи- не сиди на печи;

    -Делу - время, а потехе - час;

    -Кашу маслом не испортишь;

    -Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    А теперь расскажите мне своими словами – Муравей - он какой? (ответы детей)

    А Стрекоза какая? - беззаботная, беспечная, ленивая, легкомысленная, непрактичная.

    Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том ,что будет завтра. Как вы думаете, такие ситуации встречаются в жизни? На какого героя этой басни вы бы хотели быть похожи?

    Давайте с вами немного потрудимся и нарисуем иллюстрации к нашей басне, но вначале немного разомнемся

    Физминутка.

    Я большая стрекоза,

    Очень круглые глаза

    Я верчусь, как вертолёт

    Вправо, влево, взад, вперёд.

    Я летала и летала

    Устали не знала.

    На ромашке посидела и опять полетела.

    (Дети выполняют движения по тексту)

    Дети подходят к столу, где лежат распечатанные заранее раскраски по басне " Стрекоза и Муравей " и цветные карандаши.

    Заключительная часть:

    -  Что нового узнали?

    -Что было самым интересным? Скучным?

    -Вам понравились рисунки, которые мы нарисовали? Давайте сделаем из них книжку.

    - Сегодня в нашей групповой библиотеке  появится новая  гостья  –  книга с баснями  Крылова . И мы с вами познакомимся с разными героями басен, порассуждаем , прав ли был тот или иной герой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕМА: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ ЖАНРОМ – БАСНЕЙ. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».

    Материал предназначен для ознакомления детей с басней и её жанровыми особенностями....

    Конспект осеннего праздника в подготовительной группе по мотивам басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей".

    Удивительное путешествие по осеннему лесу, встреча с необыкновенными героями по мотивам басни Крылова "Стрекоза и муравей"...

    Знакомство с новым жанром - басня. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».

    Знакомство с жанром "Басня". Чтение басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей"...

    Конспект занятия: Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

    Задачи:Образовательные:Закреплять представления о жанрах художественной литературы;Продолжать знакомство с жанровыми особенностями басни;Подводить к пониманию идеи басни;Раскрыть значение пословиц о т...

    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа

    Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...

    Конспект НОД " Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Тема: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»Задачи:- Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями ;- Познакоми...