Знакомство с новым жанром - басня. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Наседкина Ирина Сергеевна

Знакомство с жанром "Басня". Чтение басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basnya_strekoza_i_muravey.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ ЖАНРОМ – БАСНЕЙ.

ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями;

- подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

- учить: понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определённой ситуацией;

- воспитывать чуткость к образному строению басни, к её героям.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- чтение сказок: «Золушка», «Хаврошечка», «Мороз Иванович» и др.; разучивание пословиц о труде.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: - «зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «злой тоской удручена».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: - активизация речи детей.

МАТЕРИАЛ: - басня «Стрекоза и муравей», иллюстрации к басне, пословицы о труде, атрибуты к инсценировке басни .

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 ЧАСТЬ:

- Что означает слово - трудиться? (ответы детей)

- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?

        (трудолюбивый, труженик …)

- Вспомните, какими словами говорят о людях, которые всё умеют делать очень хорошо.

        (золотые руки, умелые руки, мастер своего дела, рукодельница …)

- Ребята, а вы знаете, что такое пословица? (народная мудрость)

- Какие пословицы о труде и трудолюбивых людях вы знаете? (ответы детей)

- Чему учат нас эти пословицы?  (ответы детей)

2 ЧАСТЬ:

- Вы знаете уже много сказок. А знаете ли вы такие, в которых умелые и трудолюбивые, герои сумели добиться своего счастья?! Назовите такие сказки. («Золушка», «Морозко», «Хаврошечка», «Мороз Иванович» …)

- Сегодня я познакомлю вас с басней.

   Басня – это короткая поучительная история. Басни, как и сказки, люди стали   придумывать очень давно. В баснях часто говориться о животных, а подразумеваются люди.

-  Послушайте басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и догадайтесь, что и кто в ней высмеивается?  (чтение басни)

- О ком говориться в басне?

- О чём просила Муравья Стрекоза?

- Что ответил ей Муравей?

- Как вы думаете, а почему он так ответил?

- В этой басне говориться о насекомых, но подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни? (о трудолюбивом человеке, о труженике, о человеке, который любит и может трудиться…)

- А кого можно назвать Стрекозой? (ленивого, легкомысленного, не работающего, а любящего только отдыхать и развлекаться человека)

- Басня – это поучительная история. Чему же нас учит басня «Стрекоза и Муравей»?  (трудолюбию; тому, что только своим трудом можно чего-то добиться…)

- Эту басню написал Иван Андреевич Крылов (демонстрация портрета). Он написал ещё много других басен, с которыми мы познакомимся позже. А сейчас мы немного отдохнём.

3 ЧАСТЬ: ФИЗМИНУТКА.

Стрекоза летела, На цветочек села. Крыльями махала, Облака считала.

Раз, два, три, четыре, пять, Надоело мне считать. Лучше дальше полечу, Песенку свою спою.        

4 ЧАСТЬ:

- Садитесь поудобнее и послушайте басню «Стрекоза и Муравей» ещё раз.        (повторное чтение басни воспитателем)

- Что напоминает вам басня – рассказ, стихотворение или сказку? Объясните, почему вы так думаете.

- Когда вы слушали басню, заметили ли в ней интересные, необычные выражения. Например, «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому?   (ответы)

- «Помертвело чисто поле». Что означает слово «помертвело»? Почему так говорят?

Как сказать по-другому?     (ответы)

- «Злой тоской удручена». Как сказать об этом по-другому?  (ответы)

5 ЧАСТЬ:

Воспитатель обращает внимание детей на атрибуты для инсценировки басни.

- Давайте попробуем разыграть басню по ролям. Но чтобы роль получилась, необходимо правильно выбрать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.

- Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?

- Каким голосом отвечал ей Муравей?

Педагог проводит интонационное упражнение, предлагая детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья.

- Молодцы!

6 ЧАСТЬ:

- Сегодня мы познакомились с вами с новым жанром художественной литературы. С каким?     (с басней)

- На этом наше знакомство не заканчивается. В течение года мы прочтём с вами ещё много интересных и поучительных басен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема НОД: "Знакомство с басней Крылова "Стрекоза и муравей". Образовательная область "Чтение художественной литературы"

Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей». Цели: Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».Задачи:Развивающие: Развивать умение детей выр...

ТЕМА: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ ЖАНРОМ – БАСНЕЙ. ЧТЕНИЕ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».

Материал предназначен для ознакомления детей с басней и её жанровыми особенностями....

Конспект свободной деятельности в подготовительной группе. Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Данный конспект поможет формированию представления детей о басне, ее жанровых особенностях....

План-конспект в подготовительной группе по восприятию художественной литературы "Знакомство с новым жанром- басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»"

План-конспект в подготовительной группе по восприятию художественной литературы по блочно-модульной модели....

Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»" Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Ромашка» комбинированного вида...