Конспект свободной деятельности в подготовительной группе. Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Чивелева Наталья Викторовна

Данный конспект поможет формированию представления детей о басне, ее жанровых особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svd_strekoza_i_muravey.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей города Кувандыка  

Кувандыкского района Оренбургской области»

Конспект свободной деятельности в подготовительной группе

Ознакомление с жанром басни.

Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Открытый показ к педсовету 25.11.2014г.

Выполнил:воспитатель,

первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»»

Трипольская Наталья Викторовна

Кувандык 2014

Свободная деятельность в подготовительной группе.

Ознакомление с жанром басни.

Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цель: формирование представления детей о басне, ее жанровых особенностях.

Триединая задача:

Образовательная: 

1.познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове

2. подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи

3. учить внимательно вслушиваться в литературный текст

Развивающая:

1. развивать интерес к художественной литературе

2. совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

3. поощрять самостоятельные суждения, проявление интереса к смыслу слова

Воспитательная: 

1.воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора, читателя делающего свои собственные выводы

2.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, закрепление понятий «труд-хорошо», «лень-плохо»

Материалы и оборудование: книга с баснями И. А. Крылова, телевизор, флеш - карта с мультфильмами «Маша больше не лентяйка» и «Стрекоза и Муравей», иллюстрации к басне «Стрекоза и Муравей».

Предварительная работа: чтение пословиц о труде, чтение сказок (рнс  «Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», славянская сказка «Двенадцать месяцев», туркменская народная сказка «Падчерица», Шарль Перро «Золушка» и др.), беседы о труде, трудолюбии, просмотр мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве», «Маша больше не лентяйка».

Доминирующая область: речевое развитие.
Интеграция:

1.социально-коммуникативное развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения;

2.познавательное развитие: закреплять знания детей о характерных признаках времен года и причинно-следственных связях между природными явлениями;

3.физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности

Методы и приемы: наглядные: демонстрация картин, использование ТСО (телевизор); словесные: беседы, чтение, вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, напоминание; игровые: физминутка, воображаемая ситуация; практические: моделирование ситуаций.

Ход свободной деятельности

I. Начало СвД

1.Организационный момент

- Ребята, а кто помнит какой мультфильм о труде и лени мы с вами недавно смотрели?

2.Введение в тему

Предварительный просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка».

- Если Маша станет теперь не лентяйкой, какой она будет девочкой?

- Что означает слово «трудиться»?

- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?

- Вспомните, какими словами говорят о людях, умеющих все делать очень хорошо.

- Какие пословицы о труде вы знаете? Чему они учат?

- Вы знаете уже много сказок, в которых герои умели и любили трудиться, поэтому они добивались своего счастья. Назовите такие сказки («Хаврошечка», «Золушка»,  «Василиса прекрасная», «Падчерица», «Царевна лягушка» и др.)

II. Основная часть СвД, на основе самовыбора вступления в деятельность

- Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу во всем разобраться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Он с детства жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова.

Показать портрет Крылова и фотографию памятника.

- Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем…

Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Название басни детям не дается.

- О ком говорится в басне?

- О чем Стрекоза просила Муравья?

- Что ответил Муравей?

- Как бы вы назвали эту басню? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему?

- А вот у Крылова басня называется «Стрекоза и Муравей».

 - Что напоминает вам она — рассказ, стихотворение или сказку?

Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил ».

- В басне встречается много интересных слов и выражений, например: «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому?

- «Помертвело чисто поле». Что значит, «помертвело»?

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм по басне Крылова «Стрекоза и Муравей».

- Подумайте, пожалуйста, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни?

- А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Опять у детей разные мнения: Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился, зато он будет сытый зимой. Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости. Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы, зато у него много варения.)

- Изобразите, как он работал летом.

- Мне почему-то и Муравья жалко!

- Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне, например, и того и другого.

- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

 III. Заключительная часть

1.Рефлексия

- Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

- И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

- Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе.

-И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать.

- Сегодня с нашей книжной полки уйдут сказки и освободят место новой гостье – басне. Крылов написал ведь очень много басен. Мы их с вами тоже почитаем.

2.Переход в иную деятельность детей.

- Мы сегодня потрудились с вами на славу! Вы, наверное, уже проголодались? Кто как работает, тот так и ест. Проверим пословицу о труде в действии?

Дети моют руки и проходят за столы на обед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию

Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию...

Познавательная деятельность детей подготовительной группы: ознакомление с окружающим Тема: Пришла весна! Прилетели птицы!

Познавательная деятельность детей: ознакомление с окружающимТема: Пришла весна! Прилетели птицы!...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами легоконструирования «Путешествие в Лего-страну»

Цель: Создание условий для формирования творческой познавательной деятельности детей посредством конструктора.Образовательные задачи:Вызвать интерес к конструктору лего. Способствовать обучению д...

ОД "СЕМЬЯ"Конспект комплексной образовательной деятельности в подготовительной группе Ознакомление с окружающим миром. Художественно-эстетическая деятельность.

ОД "СЕМЬЯ"Тема: Наша дружная семья        Цель: Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье..Задачи:Воспитательные:1. Воспитывать доброжелате...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»...

Конспект НОД в старше - подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Стрекоза»

Конспект НОД в старше - подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Стрекоза»Цель: закрепить умения вырезать разнообразные формы, располаг...