Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в подготовительной к школе группе "Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в подготовительной к школе группе "Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Тема: «Ознакомление с новым жанром – басней.
Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Деятельность детей: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
Программное содержание: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией; воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.
Материалы и оборудование: басня «Стрекоза и муравей» иллюстрации к басне, портрет И. А. Крылова,
Планируемые результаты: знакомы с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 2 мин |
II | Основная часть | 26 мин | |
1 | Беседа о труде |
| 3 мин |
2 | Знакомство с басней | 2 мин | |
3 | Чтение басни | И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» | 3 мин |
4 | Беседа по содержанию басни | 4 мин | |
5 | Физкультминутка | «Стрекоза» | 2 мин |
6 | Повторное чтение басни | 3 мин | |
7 | Словарная работа | 3 мин | |
8 | Инсценировка басни | 6 мин | |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Приветствие
Воспитатель:
- Давайте поздороваемся.
Есть хорошая примета
Всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному…
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души! Здравствуйте!
Воспитатель:
- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения.
II. Основная часть
1. Беседа о труде.
Что означает слово - трудиться? (ответы детей)
- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?
(трудолюбивый, труженик …)
- Вспомните, какими словами говорят о людях, которые всё умеют делать очень хорошо.
(золотые руки, умелые руки, мастер своего дела, рукодельница …)
- Ребята, а вы знаете, что такое пословица? (народная мудрость)
- Какие пословицы о труде и трудолюбивых людях вы знаете?
(ответы детей)
Без труда не выловишь и рыбки из пруда;
Долог день до вечера, коли делать нечего;
Большой говорун – плохой работник;
Лениться да гулять – добра не видать;
Дело мастера боится;
В большом деле и маленькая помощь дорога.
- Чему учат нас эти пословицы? (ответы детей)
- Молодцы!
- Вы знаете уже много сказок. А назовите такие, в которых умелые и трудолюбивые герои сумели добиться своего счастья?! Назовите такие сказки.
(«Золушка», «Морозко», «Хаврошечка», «Мороз Иванович» …)
- Молодцы!
2. Знакомство с басней
- Сегодня я познакомлю вас с басней.
Басня – это короткая поучительная история. Басни, как и сказки, люди стали придумывать очень давно. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди.
- Послушайте басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» и догадайтесь, что и кто в ней высмеивается?
3. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
4. Беседа по содержанию басни
- О ком говорится в басне?
- О чём просила Муравья Стрекоза?
- Что ответил ей Муравей?
- Как вы думаете, а почему он так ответил?
Ответы детей
- Правильно, молодцы!
- В этой басне говорится о насекомых, но подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни?
(о трудолюбивом человеке, о труженике, о человеке, который любит и может трудиться…)
- А кого можно назвать Стрекозой?
(ленивого, легкомысленного, не работающего, а любящего только отдыхать и развлекаться человека)
- Басня – это поучительная история. Чему же нас учит басня «Стрекоза и Муравей»?
(трудолюбию; тому, что только своим трудом можно чего-то добиться…)
- Эту басню написал Иван Андреевич Крылов (демонстрация портрета). Он написал ещё много других басен, с которыми мы познакомимся позже. А сейчас мы немного отдохнём.
5. Физкультминутка «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась,
(потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
(потерли ладонями щеки)
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась,
(легкий бег на месте)
Над водою закружилась.
6. Повторное чтение басни воспитателем
Воспитатель: Садитесь поудобнее и послушайте басню «Стрекоза и Муравей» ещё раз.
- Что напоминает вам басня – рассказ, стихотворение или сказку? Объясните, почему вы так думаете.
- Молодцы!
7. Словарная работа
- Когда вы слушали басню, заметили ли в ней интересные, необычные выражения. Например, «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому? (ответы)
- «Помертвело чисто поле». Что означает слово «помертвело»? Почему так говорят?
Как сказать по-другому? (ответы)
- «Злой тоской удручена». Как сказать об этом по-другому? (ответы)
8. Инсценировка басни по ролям
- Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?
-Подумайте, каким голосом говорила Стрекоза, когда рассказывала о летних забавах?
-Каким голосом должен отвечать Стрекозе Муравей?
Предлагаю детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья. (Дети разыгрывают роли.)
III. Заключительная часть
- Сегодня мы познакомились с вами с новым жанром художественной литературы. С каким? (с басней)
- С какой басней познакомились?
- Какие недостатки людей здесь высмеиваются?
- В каких словах басни заключается мораль?
- Как вы понимаете эти строки?
- Все сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок»
Цель: развитие умения у детей узнавать знакомые сказки; развитие внимания, мышления, креативных способностей детей....
Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )
Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)
Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: "Животные - герои войны".
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме "Животные - герои войны" (чтение (восприятие) рассказа А. Митяева "Мешок овсянки"). Конспект разр...

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....

Конспект занятия по художественной литературе «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак»
Подготовительная группа...
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...
