Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в подготовительной к школе группе "Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по "Чтению художественной литературы" в подготовительной к школе группе "Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chhl_3.odt48.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Тема: «Ознакомление с новым жанром – басней.

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

Программное содержание: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы о труде, связывать значение пословицы с  определенной ситуацией; воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Материалы и оборудование: басня «Стрекоза и муравей»  иллюстрации к басне, портрет И. А. Крылова,
Планируемые результаты:
знакомы с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

2 мин

II

Основная часть

26 мин

1

Беседа о труде

 

3 мин

2

Знакомство с басней

2 мин

3

Чтение басни

И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

3 мин

4

Беседа по содержанию басни

4 мин

5

Физкультминутка

«Стрекоза»

2 мин

6

Повторное чтение басни

3 мин

7

Словарная работа

3 мин

8

Инсценировка басни

6 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 30 минут

  1. Ход занятия

I. Вводная часть

Приветствие
Воспитатель: 

- Давайте поздороваемся.

Есть хорошая примета

Всем с утра дарить приветы.

Солнцу красному…

Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души! Здравствуйте!
Воспитатель: 

- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу радостного настроения.

II. Основная часть

1. Беседа о труде.

Что означает слово - трудиться? (ответы детей)

- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?

(трудолюбивый, труженик …)

- Вспомните, какими словами говорят о людях, которые всё умеют делать очень хорошо.

(золотые руки, умелые руки, мастер своего дела, рукодельница …)

- Ребята, а вы знаете, что такое пословица? (народная мудрость)

- Какие пословицы о труде и трудолюбивых людях вы знаете?

(ответы детей)

Без труда не выловишь и рыбки из пруда;
Долог день до вечера, коли делать нечего;
Большой говорун – плохой работник;
Лениться да гулять – добра не видать;
Дело мастера боится;
В большом деле и маленькая помощь дорога.
- Чему учат нас эти пословицы?  (ответы детей)

- Молодцы!

- Вы знаете уже много сказок. А назовите такие, в которых умелые и трудолюбивые герои сумели добиться своего счастья?! Назовите такие сказки.

 («Золушка», «Морозко», «Хаврошечка», «Мороз Иванович» …)

- Молодцы!

2. Знакомство с басней

- Сегодня я познакомлю вас с басней.

   Басня – это короткая поучительная история. Басни, как и сказки, люди стали   придумывать очень давно. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди.

-  Послушайте басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» и догадайтесь, что и кто в ней высмеивается?

3. Чтение басни  И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

4. Беседа по содержанию басни

- О ком говорится в басне?

- О чём просила Муравья Стрекоза?

- Что ответил ей Муравей?

- Как вы думаете, а почему он так ответил?

Ответы детей

- Правильно, молодцы!

- В этой басне говорится о насекомых, но подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни?

 (о трудолюбивом человеке, о труженике, о человеке, который любит и может трудиться…)

- А кого можно назвать Стрекозой?

(ленивого, легкомысленного, не работающего, а любящего только отдыхать и развлекаться человека)

- Басня – это поучительная история. Чему же нас учит басня «Стрекоза и Муравей»?

(трудолюбию; тому, что только своим трудом можно чего-то добиться…)

- Эту басню написал Иван Андреевич Крылов (демонстрация портрета). Он написал ещё много других басен, с которыми мы познакомимся позже. А сейчас мы немного отдохнём.

5. Физкультминутка «Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась,

(потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,

(потерли ладонями щеки)

Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела,

помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,

(легкий бег на месте)

Над водою закружилась.

6. Повторное чтение басни воспитателем

Воспитатель: Садитесь поудобнее и послушайте басню «Стрекоза и Муравей» ещё раз.      

- Что напоминает вам басня – рассказ, стихотворение или сказку? Объясните, почему вы так думаете.

- Молодцы!

7. Словарная работа

- Когда вы слушали басню, заметили ли в ней интересные, необычные выражения. Например, «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому?   (ответы)

- «Помертвело чисто поле». Что означает слово «помертвело»? Почему так говорят?

Как сказать по-другому?     (ответы)

- «Злой тоской удручена». Как сказать об этом по-другому?  (ответы)

8. Инсценировка басни по ролям

- Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью?

-Подумайте, каким голосом говорила Стрекоза, когда рассказывала о летних забавах?

-Каким голосом должен отвечать Стрекозе Муравей?

Предлагаю детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья. (Дети разыгрывают роли.)

III. Заключительная часть

 - Сегодня мы познакомились с вами с новым жанром художественной литературы. С каким? (с басней)

- С какой басней познакомились?
- Какие недостатки людей здесь высмеиваются?
- В каких словах басни заключается мораль?
- Как вы понимаете эти строки?
- Все сегодня молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок»

Цель: развитие умения у детей узнавать знакомые  сказки;  развитие внимания, мышления, креативных способностей детей....

Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: "Животные - герои войны".

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме "Животные - герои войны" (чтение (восприятие) рассказа А. Митяева "Мешок овсянки"). Конспект разр...

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия сказка по народным сюжетам «Мальчик с пальчик»план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)...