Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок.

      Закреплять умение определять название  сказки по высказыванию персонажа сказки; по иллюстрации, разгадывать кроссворд, составленный на основе литературных произведений. Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.

(в части решения задачи ФГТ -      приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по освоению образовательной области

 «Чтение художественной литературы»

 (подготовительная к школе группа)

                                                                     Составила воспитатель:

                                                                     Коробейникова Г.С.

                                                                     специалист II кв. категории

                                                                     Дата проведения: 18.02.13

Чебоксары, 2013

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

       Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок.

      Закреплять умение определять название  сказки по высказыванию персонажа сказки; по иллюстрации, разгадывать кроссворд, составленный на основе литературных произведений. Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя. 

(в части решения задачи ФГТ -      приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).

  Закреплять умение  составлять слова из предложенного набора букв.

    Совершенствовать умение выполнять разнообразные физические упражнения в разных видах деятельности (подвижная, имитационная игры).

(интеграция с образовательной областью «Физическая культура» в части решения задачи ФГТ – накопление и обогащение двигательного опыта детей).

Развивающие задачи:

     Развивать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.

 Воспитательные задачи:

    Побуждать в детях эмоциональную отзывчивость – желание прийти на помощь персонажу сказки.

    Воспитывать   доброжелательные  отношения,  навыки  культуры   поведения, взаимовыручку.

(интеграция с образовательной областью «Социализация» в части решения задачи ФГТ – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).

         Предварительная работа:

  • чтение русских и чувашских народных сказок
  • беседы  о поступках героев сказок; их оценка;
  •  рассматривание тематических серии картин, иллюстраций к   произведениям устного народного творчества;
  • разгадывание кроссвордов по мотивам народных сказок;
  • дидактические игры «Подбери правильно героев сказки», «Угадай какая сказка», «Определи, чей волшебный предмет»
  • разучивание музыкальной  игры «Бабка - Ежка»,
  • разучивание роли Аленушки  (диалог с педагогом)
  • подбор музыкального сопровождения

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так, чтобы ваши слова не повторялись. Мы умеем здороваться  на русском и чувашском языке (здравствуйте, доброе утро, рады вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться, ыра кун пултар, сыва-и, сывлах сунатпар)

(слышен плачь девочки.)

Воспитатель: Кто же там плачет? Девочка, как тебя зовут?

Аленушка: Аленушка.

Воспитатель: Почему ты плачешь, Аленушка? Что произошло?

Аленушка: Батюшка и матушка оставили меня следить за братцем, а сами уехали в город. Не послушалась я их, посадила братца на травку у окошечка и пошла гулять с подружками, заигралась, загулялась, да  позабыла про него. Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях. Вернулась, а братца нет, уж я его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью - он не откликнулся.

(слышен голос Бабы-Яги)

Баба-Яга: Ишь, чего захотели! Доберетесь до меня, отдам Ванюшку! А путь - то, ох, какой нелегкий.

Воспитатель: Ребята, вы догадались из какой сказки наша, Аленушка?

Дети: Это сказка  «Гуси- лебеди»

Воспитатель: Правильно. Кто ее написал?

Дети: Народ, это русская народная сказка.

(Аленушка продолжает плакать)

Воспитатель: Не плачь, Аленушка, посмотри, сколько у тебя друзей. Ребята, поможем девочке?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того, чтобы попасть в сказку, я предлагаю проговорить волшебные слова:

Вы глазки закрывайте,

За мною дружно повторяйте.

Раз, два, три - повернись!

Быстро в сказке очутись.

Вот мы и на полянке. Ой, ребята посмотрите, а что это такое?

Дети: Печка.

Воспитатель: Здравствуй, печка матушка!

Печка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Печка матушка, не подскажешь ли ты нам, куда гуси-лебеди полетели.

Печка: Скажу, только сначала выполните мое задание:

откройте заслонку и загляните внутрь.

Воспитатель: Ребята, я нашла диск, значит наше задание зашифровано на нем. Внимание на экран.

Ребята, вы должны по иллюстрации узнать из какой сказки эти герои.

(дети по изображениям определяют название сказки)

Печка: Справились, молодцы! А теперь я вам подскажу, гуси-лебеди полетели к яблоньке.

Воспитатель: А как нам добраться до яблоньки?

Печка: У меня есть волшебный клубочек, он вам укажет путь.

Воспитатель: Спасибо тебе печка-матушка (воспитатель и дети кланяются печке)

 А мы с вами продолжим путь.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Мы старательно шагали,

не споткнулись, не упали.

Дружно, весело бежали

И нисколько не устали.

На поляночку пришли,

Чудо- яблоньку нашли.

Воспитатель: Здравствуй, яблонька! Не подскажешь ли ты нам, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька: Здравствуйте! Подскажу, если вы сорвете по одному моему волшебному яблочку, а то ветки прогибаются, тяжело мне.

Воспитатель: Ребята, а яблочки - то оказывается не простые, а с заданиями.

                         Задания такие: какому сказочному персонажу  принадлежат эти слова.

                        (дети срывают по одному яблочку)

Задания:

  1. Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано  (Корова).

                   2.   Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

                   3.   А что, старуха, давай мы себе из снега дочку слепим. (Дед).

                   4.  Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко).

                   5.   Беда! Луна в колодец провалилась (Бабка).

                   6.   Молочная река,  кисельные берега, куда гуси- лебеди полетели

                         (Аленушка).

                  7.    Оказывается я сильный человек, вместо того, чтобы заниматься

                         шитьем, не пойти ли мне в богатыри  (Пуган)

                  8.    Битый не битого везет, битый не битого везет (Лиса).

                  9.    На, куколка, покушай, моего горя послушай! (Василиса

                         Прекрасная)

                 10.   А я , окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные (Блин)

Яблонька: Молодцы, ребята! Гуси-лебеди полетели к молочной речке.

(воспитатель катит клубочек, дети идут змейкой друг за другом под фонограмму).

Воспитатель: Здравствуй, молочная речка - кисельные берега! Подскажи нам, пожалуйста, куда гуси- лебеди полетели?

Речка: Скажу, но чтобы перейти на другой берег, вам надо построить мостик. Но выстроить мостик не простой, а из букв. Сейчас я вам загадаю загадку, а  слово- отгадку вы должны выложить буквами.

(звучит загадка в аудиозаписи)

«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей»   

        (дети выкладывают  из букв слово -  «Царевна - лягушка»)

Воспитатель: Справились с заданием,  молодцы! Теперь мы сможем  речку перейти  по мостику.  

Сейчас речку перейдем,

На тот берег попадем.

К Бабе - Ежке мы придем,

И Ванюшку мы спасем.

          Появляется Баба- Яга. Нюхает.

Баба- Яга: Фу- фу- фу. Это кто меня побеспокоил? Детским духом пахнет, ой, сколько вас много. Зачем явились? Я гостей не жду.

Воспитатель: Ой, Баба-Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя громкий и слова неприветливые.

Баба – Яга: Хватит разговоры разговаривать.  Зачем явились?

Воспитатель: Мы пришли за  Ванюшкой.

Баба – Яга: Ишь, чего захотели, я вам просто так его не отдам, Кощей прислал мне головоломку, я ничего разобрать не могу, вот поможете мне, а там посмотрим.

(достает из сумки свиток) совместное разгадывание кроссворда)

Воспитатель:

  1. Главный герой чувашской народной сказки «Лиса - плясунья» (лиса)
  2. Какой головной убор попросила Лиса у деда с бабкой? (тухья)
  3. На каком народном  музыкальном инструменте играл дед во время пляски лисы? (гусли)
  4. Какое качество помогло  лисе удалось обмануть стариков? (хитрость)

Баба-Яга: Да откуда ж вы такие умные попались, все знаете.

Отгадали весь кроссворд

Умный очень здесь народ

Приглашаю в круг всех встать,

С бабкой Ежкой станцевать.

Танец-игра «Баба - Ежка»

Аленушка: Баба-Яга нам пора возвращаться, скоро батюшка с матушкой вернутся домой, мы справились с твоим заданием, верни мне моего братца.

Баба- Яга: Ну, ладно, ваша взяла, забирайте своего Ванюшку (обиженно).

Воспитатель: Мне почему-то стало жаль  Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится?  Давайте мы сделаем Бабе Яге приятное, сорвем по цветочку и подарим ей.

(Дети собирают цветы, стучатся в дверь.

Выходит Б. Яга, дети ее поздравляют)

Влезь ко мне в одно ушко,

а в другое вылезь - все будет сработано  

Не пей братец, козленочком станешь

А что, старуха, давай мы себе из снега

дочку слепим.

Тепло ли тебе девица,

   тепло ли тебе красная?

Беда! Луна в колодец провалилась

                          Молочная река,  кисельные берега,

                          куда гуси- лебеди полетели

                    Оказывается я сильный человек,

                    вместо того  чтобы заниматься  шитьем,

                     не пойти ли мне в богатыри  

Битый не битого везет,

битый не битого везет.

На, куколка, покушай,

моего горя послушай!

                 

А я, окунусь в горшок да вылезу –

вот щи и жирные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"

Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры   посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"

Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» во 2 младшей группе По теме: «Автомастерская»

Программное содержание : Обучение созданию шариков из пластилина путем скатывания его между ладошками ,сплющивание пальчиками .Развитие мелкой моторики ,воображения.Материал : Картинки с изображением ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе «Страна сказок А.С.Пушкина»

Развитие творческого потенциала (воображения, фантазии) каждого ребенка для решения  проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности   по подбору наиболее эффективных...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста Тема: «Птицы на нашей кормушке»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста тема: «Птицы на на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка – барашек»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка ...