Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок.
Закреплять умение определять название сказки по высказыванию персонажа сказки; по иллюстрации, разгадывать кроссворд, составленный на основе литературных произведений. Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.
(в части решения задачи ФГТ - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по освоению образовательной области
«Чтение художественной литературы»
(подготовительная к школе группа)
Составила воспитатель:
Коробейникова Г.С.
специалист II кв. категории
Дата проведения: 18.02.13
Чебоксары, 2013
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок.
Закреплять умение определять название сказки по высказыванию персонажа сказки; по иллюстрации, разгадывать кроссворд, составленный на основе литературных произведений. Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.
(в части решения задачи ФГТ - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).
Закреплять умение составлять слова из предложенного набора букв.
Совершенствовать умение выполнять разнообразные физические упражнения в разных видах деятельности (подвижная, имитационная игры).
(интеграция с образовательной областью «Физическая культура» в части решения задачи ФГТ – накопление и обогащение двигательного опыта детей).
Развивающие задачи:
Развивать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.
Воспитательные задачи:
Побуждать в детях эмоциональную отзывчивость – желание прийти на помощь персонажу сказки.
Воспитывать доброжелательные отношения, навыки культуры поведения, взаимовыручку.
(интеграция с образовательной областью «Социализация» в части решения задачи ФГТ – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
Предварительная работа:
- чтение русских и чувашских народных сказок
- беседы о поступках героев сказок; их оценка;
- рассматривание тематических серии картин, иллюстраций к произведениям устного народного творчества;
- разгадывание кроссвордов по мотивам народных сказок;
- дидактические игры «Подбери правильно героев сказки», «Угадай какая сказка», «Определи, чей волшебный предмет»
- разучивание музыкальной игры «Бабка - Ежка»,
- разучивание роли Аленушки (диалог с педагогом)
- подбор музыкального сопровождения
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так, чтобы ваши слова не повторялись. Мы умеем здороваться на русском и чувашском языке (здравствуйте, доброе утро, рады вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться, ыра кун пултар, сыва-и, сывлах сунатпар)
(слышен плачь девочки.)
Воспитатель: Кто же там плачет? Девочка, как тебя зовут?
Аленушка: Аленушка.
Воспитатель: Почему ты плачешь, Аленушка? Что произошло?
Аленушка: Батюшка и матушка оставили меня следить за братцем, а сами уехали в город. Не послушалась я их, посадила братца на травку у окошечка и пошла гулять с подружками, заигралась, загулялась, да позабыла про него. Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях. Вернулась, а братца нет, уж я его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью - он не откликнулся.
(слышен голос Бабы-Яги)
Баба-Яга: Ишь, чего захотели! Доберетесь до меня, отдам Ванюшку! А путь - то, ох, какой нелегкий.
Воспитатель: Ребята, вы догадались из какой сказки наша, Аленушка?
Дети: Это сказка «Гуси- лебеди»
Воспитатель: Правильно. Кто ее написал?
Дети: Народ, это русская народная сказка.
(Аленушка продолжает плакать)
Воспитатель: Не плачь, Аленушка, посмотри, сколько у тебя друзей. Ребята, поможем девочке?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того, чтобы попасть в сказку, я предлагаю проговорить волшебные слова:
Вы глазки закрывайте,
За мною дружно повторяйте.
Раз, два, три - повернись!
Быстро в сказке очутись.
Вот мы и на полянке. Ой, ребята посмотрите, а что это такое?
Дети: Печка.
Воспитатель: Здравствуй, печка матушка!
Печка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Печка матушка, не подскажешь ли ты нам, куда гуси-лебеди полетели.
Печка: Скажу, только сначала выполните мое задание:
откройте заслонку и загляните внутрь.
Воспитатель: Ребята, я нашла диск, значит наше задание зашифровано на нем. Внимание на экран.
Ребята, вы должны по иллюстрации узнать из какой сказки эти герои.
(дети по изображениям определяют название сказки)
Печка: Справились, молодцы! А теперь я вам подскажу, гуси-лебеди полетели к яблоньке.
Воспитатель: А как нам добраться до яблоньки?
Печка: У меня есть волшебный клубочек, он вам укажет путь.
Воспитатель: Спасибо тебе печка-матушка (воспитатель и дети кланяются печке)
А мы с вами продолжим путь.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Мы старательно шагали,
не споткнулись, не упали.
Дружно, весело бежали
И нисколько не устали.
На поляночку пришли,
Чудо- яблоньку нашли.
Воспитатель: Здравствуй, яблонька! Не подскажешь ли ты нам, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: Здравствуйте! Подскажу, если вы сорвете по одному моему волшебному яблочку, а то ветки прогибаются, тяжело мне.
Воспитатель: Ребята, а яблочки - то оказывается не простые, а с заданиями.
Задания такие: какому сказочному персонажу принадлежат эти слова.
(дети срывают по одному яблочку)
Задания:
- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано (Корова).
2. Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)
3. А что, старуха, давай мы себе из снега дочку слепим. (Дед).
4. Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко).
5. Беда! Луна в колодец провалилась (Бабка).
6. Молочная река, кисельные берега, куда гуси- лебеди полетели
(Аленушка).
7. Оказывается я сильный человек, вместо того, чтобы заниматься
шитьем, не пойти ли мне в богатыри (Пуган)
8. Битый не битого везет, битый не битого везет (Лиса).
9. На, куколка, покушай, моего горя послушай! (Василиса
Прекрасная)
10. А я , окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные (Блин)
Яблонька: Молодцы, ребята! Гуси-лебеди полетели к молочной речке.
(воспитатель катит клубочек, дети идут змейкой друг за другом под фонограмму).
Воспитатель: Здравствуй, молочная речка - кисельные берега! Подскажи нам, пожалуйста, куда гуси- лебеди полетели?
Речка: Скажу, но чтобы перейти на другой берег, вам надо построить мостик. Но выстроить мостик не простой, а из букв. Сейчас я вам загадаю загадку, а слово- отгадку вы должны выложить буквами.
(звучит загадка в аудиозаписи)
«Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей»
(дети выкладывают из букв слово - «Царевна - лягушка»)
Воспитатель: Справились с заданием, молодцы! Теперь мы сможем речку перейти по мостику.
Сейчас речку перейдем,
На тот берег попадем.
К Бабе - Ежке мы придем,
И Ванюшку мы спасем.
Появляется Баба- Яга. Нюхает.
Баба- Яга: Фу- фу- фу. Это кто меня побеспокоил? Детским духом пахнет, ой, сколько вас много. Зачем явились? Я гостей не жду.
Воспитатель: Ой, Баба-Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя громкий и слова неприветливые.
Баба – Яга: Хватит разговоры разговаривать. Зачем явились?
Воспитатель: Мы пришли за Ванюшкой.
Баба – Яга: Ишь, чего захотели, я вам просто так его не отдам, Кощей прислал мне головоломку, я ничего разобрать не могу, вот поможете мне, а там посмотрим.
(достает из сумки свиток) совместное разгадывание кроссворда)
Воспитатель:
- Главный герой чувашской народной сказки «Лиса - плясунья» (лиса)
- Какой головной убор попросила Лиса у деда с бабкой? (тухья)
- На каком народном музыкальном инструменте играл дед во время пляски лисы? (гусли)
- Какое качество помогло лисе удалось обмануть стариков? (хитрость)
Баба-Яга: Да откуда ж вы такие умные попались, все знаете.
Отгадали весь кроссворд
Умный очень здесь народ
Приглашаю в круг всех встать,
С бабкой Ежкой станцевать.
Танец-игра «Баба - Ежка»
Аленушка: Баба-Яга нам пора возвращаться, скоро батюшка с матушкой вернутся домой, мы справились с твоим заданием, верни мне моего братца.
Баба- Яга: Ну, ладно, ваша взяла, забирайте своего Ванюшку (обиженно).
Воспитатель: Мне почему-то стало жаль Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Давайте мы сделаем Бабе Яге приятное, сорвем по цветочку и подарим ей.
(Дети собирают цветы, стучатся в дверь.
Выходит Б. Яга, дети ее поздравляют)
Влезь ко мне в одно ушко,
а в другое вылезь - все будет сработано
Не пей братец, козленочком станешь
А что, старуха, давай мы себе из снега
дочку слепим.
Тепло ли тебе девица,
тепло ли тебе красная?
Беда! Луна в колодец провалилась
Молочная река, кисельные берега,
куда гуси- лебеди полетели
Оказывается я сильный человек,
вместо того чтобы заниматься шитьем,
не пойти ли мне в богатыри
Битый не битого везет,
битый не битого везет.
На, куколка, покушай,
моего горя послушай!
А я, окунусь в горшок да вылезу –
вот щи и жирные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"
Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"
Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» во 2 младшей группе По теме: «Автомастерская»
Программное содержание : Обучение созданию шариков из пластилина путем скатывания его между ладошками ,сплющивание пальчиками .Развитие мелкой моторики ,воображения.Материал : Картинки с изображением ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе «Страна сказок А.С.Пушкина»
Развитие творческого потенциала (воображения, фантазии) каждого ребенка для решения проблемной задачи на основе организации его поисковой деятельности по подбору наиболее эффективных...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста Тема: «Птицы на нашей кормушке»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста тема: «Птицы на на...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка – барашек»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка ...