Исследовательский проект "В гостях у сказки"
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Хисамова Ольга Владимировна

объект исследования русские народные сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_v_gostyah_u_skazki.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 90 «Подсолнушек»

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей

старшего дошкольного возраста «Открываем мир»

             Секция                                      Литература                                        

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

Тема: «В гостях у сказки»

Руководитель проекта (педагог): Хисамова Ольга Владимировна,

воспитатель

Воспитанник: Бузик Вероника, старшая  группа № 10

г. Нижнекамск, РТ

2015 г.


Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………….3
  2. Основная часть……………………………………………………………………..6
  3. Заключение…………………………………………………………………………9
  4. Список литературы……………………………………………………………….10

Введение.

Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в комплексе речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2015г.)

Ориентированность проекта: дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта: формировать устойчивый интерес к чтению книг через русские народные сказки.

        Задачи проекта:

  • Изучить историю происхождения сказки как предмета устного народного творчества;
  • Расширять представления детей о сказках, сказочных героях;
  • Формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои;
  • Развивать навыки творческого рассказывания, коммуникативные и художественные навыки;
  • Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам;
  • Развивать любознательность, активность, творческие способности;
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.          

        Актуальность проекта: в современном мире, в век информационных технологий дети большую часть свободного времени проводят у телевизора или компьютера, как показывает обследование, дети не знают названия сказок, не умеют рассказывать их, не интересуются книгами, все это в большой мере влияет на развитие связной речи детей и на такие психические процессы как воображение и фантазия.

         Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

        Язык сказки для детей наиболее понятен и доступен для их возраста. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

        Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь модели поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Объект исследования: русские народные сказки.

Предмет исследования: книги «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой мы предположили, что приобщение детей к слушанию и чтению сказки, совершенствуется ум ребёнка, он легче овладевает речью, познаёт окружающий мир, у него развивается устойчивый интерес к чтению книг. Образные выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства и яркие иллюстрации способствуют развитию выразительности речи.

       

Работа с детьми:

  • Беседа «Сказка - ложь, да в ней намек...»;
  • Изучение истории возникновения сказки;
  • Чтение и обсуждение русских народных сказок;
  • Пересказ прочитанных сказок («Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Маша и медведь»);
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам («Заюшкина избушка», «Три медведя»);
  • Загадки о сказках, героях сказок;
  • Драматизация сказки «Теремок»
  • Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ по сказкам.

Работа с родителями:

  • Домашние задания для родителей и детей («Как появилась сказка?», изготовление поделок, рисование иллюстраций к знакомым сказкам);
  • Чтение сказок с детьми;  
  • Помощь в изготовлении костюмов и декораций к театрализованной постановке;
  • Консультации для родителей «Нужны ли детям сказки?»

Ожидаемые результаты по проекту:

Знания:

  • сформирован интерес детей к русским народным сказкам;
  • знать названия сказок по программе старшей группы.

Умения:

  • пересказ знакомых сказок;
  • самостоятельно созданные иллюстрации к сказкам;
  • изготовление сказочных героев из пластилина.

Навыки:

  • сформированы навыки театрализованной деятельности (чтение отрывка, ролевое участие в драматизации).

Основная часть

Этапы реализации проекта:

I этап:           Подготовительный

  • вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
  • предложить детям принести в группу из дома книги (любимые русские народные сказки);
  • оформление книжного уголка в группе;
  • оформление уголка для родителей по мотивам русских народных сказок;
  • подбор наглядно-дидактического материала.

                                     

                                   

                                   

II этап: Основной

  • беседа с детьми «Что такое сказка?»
  • реализация плана проекта с детьми, родителями.
  • рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
  • чтение и рассказывание русских народных сказок («Теремок», «Колобок», «Три медведя»);
  • беседа по прочитанной сказке «Маша и медведь»;
  • проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
  • рисование персонажей из сказок;
  • отгадывание загадок по сказкам;
  • лепка «Лисичка сестричка и серый волк»
  • аппликация «Репка»
  • создание картотеки дидактических игр для закрепления русских народных сказок;
  • драматизация сказки «Теремок»
  • показ настольного театра

               

             

       

         

                                                     

III этап: Заключительный

  • подведение итогов проектной деятельности;
  • оформление выставки рисунков «В гостях у сказки»;
  • театрализованная постановка сказки «Теремок».   

              

Заключение:

В результате нашей исследовательской деятельности мы:

  • Познакомились с историей возникновения сказки.
  • Узнали, что сказки бывают:
  1. волшебные
  2. бытовые
  3. сказки о животных

  • Самостоятельно изготовила книгу-сказку «Маша и медведь».
  • Организовали показ сказки «Теремок».
  • Подтвердили гипотезу о том, что русские народные сказки представляют собой интерес для дошкольника, учат добру, состраданию и справедливости.
  • Произошло взаимопонимание благодаря совместной работе детей и родителей.

Список литература:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

  1. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

  1. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

  1. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

  1. сборники русских народных сказок, сборники сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проек по художественному творчеству «В гостях у сказки»

Цель проекта:-Влияние детской сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста.-Научить изображать любимого героя мультфильма.-Оформление лестничной площадки.Мотивация: В детском саду о...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Познавательно-исследовательская деятельность тема: «В гостях у сказки»

Цель: формирование связанной речи посредством дидактических игр и упражнений на основе сюжета русской народной сказки.Задача:- закрепить знания детей с обобщающими понятиями овощи, фрукты (классификац...

Краткосрочный познавательно – исследовательский проект по художественной литературе с детьми с 2-х до 3 – х лет. ТЕМА: "В гостях у сказки"

Краткосрочный познавательно – исследовательский проект по художественной   литературе с детьми с 2-х до 3 – х лет. ТЕМА:...