Литературный досуг
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Литературный досуг - викторина для детей старшего возраста по сказкам К.И.Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_dosug.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Литературная викторина по творчеству К.И.Чуковского»

        

        Цель: уточнить знания детей о творчестве К.И.Чуковского, развивать интерес к литературе.

        

        Задачи:

  1. Обобщить знания детей о творчестве К.И.Чуковского
  2. Развивать мышление
  3. Учить работать в команде, оказывать помощь товарищу
  4. Развивать воображение

        

        Материал: портрет с К.И.Чуковского, репродукции картин с героями  творчества писателя, Чудо-дерево, канат, игрушечный бегемот, кочки (12 штук), 6 обруча, 2-ое прыгалок, фишки, буквы для составления слов «Айболит», «Мойдодыр», иллюстрации к сказкам «Айболит», «Федорино горе», «Муха – цокотуха», «Мойдодыр», карточки с загадками, 2 листа ватмана, 2 шапочки с красным крестом и 2 белых «докторских» халата для взрослых.

        Предварительная работа: повторить произведения К.И.Чуковского, придумать название своей команды

Ход досуга

        Дети двух подготовительных групп входят в игротеку и садятся на стулья по группам.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами для проведения викторины по творчеству К.И.Чуковского. Произведения К.И.Чуковского знают и любят многие поколения – на них росли и взрослели ваши бабушки и дедушки, мамы и папы и вы уже подружились с доктором Айболитом, Мухой-цокотухой, Мойдодыром и многими другими персонажами его сказок. Вот, например,  один из персонажей творчества Чуковского (показывает на Чудо-дерево):

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

словно яблоки!

        Сегодня наша викторина пройдет в виде соревнования 2 команд. Победит та команда, которая после конкурсных испытаний правильно и быстрее команды соперника соберет из букв слово из произведения К.И.Чуковского. Буквы нужно заработать правильными ответами в ходе конкурсов. В дополнение к буквам также можно заработать специальные подсказки, которые вам смогут помочь при отгадывании слова.

        А сейчас я попрошу команды громко и дружно произнести свое название

Представление команд

Ведущий: Первое задание заключается в том, чтобы выбрать  из четырех предложенных слов то, которое, по вашему мнению, не подходит к трем другим, так как  три оставшихся слова живут в одной из сказок К.И.Чуковского, а в какой вам предстоит вспомнить и назвать.

Например:

«Воробей, медведи, гоголь-моголь, волки» - лишнее гоголь-моголь, а остальные слова из сказки «Тараканище».

Сейчас мы подбросим монетку и решим, кто из команд начинает.

Букву получает команда, только в том случае, если правильно ответит на все три вопроса.

Конкурс «Подбери слова к сказке»

  1. «Умывальник, комарик, клякса, крокодил» - «Мойдодыр»
  2. «Именинница, мочалка, паук,  самовар» - «Муха – цокотуха»
  3. «Солнце, корыто, крокодил, медведь» - «Краденное солнце»
  4. « Слон, калоши, телеграмма, мартышки» - «Телефон»
  5. «Африка, бронхит, качели-карусели, Лимпопо» - «Айболит»
  6. «Сито, кочерга, крокодил, болото» - «Федорино горе»

Подведение итогов конкурса

Ведущий: Второе задание заключается в том, чтобы с помощью пантомимы изобразить героев загаданной сказки. Каждая из команд должна будет выбрать по три представителя. Этим ребятам будет показана иллюстрация к одной из сказок К.И.Чуковского, им надо будет договориться и решить, как им лучше изобразить героев данной сказки. Потом они будут изображать героев, а ребята из их команды будут отгадывать. На подготовку ребятам дается 20 секунд.

В этот раз первыми начинает команда, которая в прошлый раз была второй. Представитель команды должен выйти и вытянуть иллюстрацию. Команды по очереди выполняют задания.

Конкурс «Узнай героя»

  1. «Айболит»
  2. «Федорино горе»
  3. «Муха – цокотуха»
  4. «Мойдодыр»

Подведение итогов конкурса

Ведущий: А сейчас физкультминутка. Встаньте в круг и повторяйте все движения за мной.

Дети встают в круг и выполняют движения по показу. Ведущий сопровождает движения текстом стихотворения К.И.Чуковского

 «Жил на свете человечек»

Жил на свете человечек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченной домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она.

Сидя у окошка.

Физкультминутка повторяется два раза

Ведущий: Ребята, послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского:

Звонок!

- Кто говорит?

- Носорог.

- Что такое?

- Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

- В чем дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото…

- Провалился в болото?

- Да!

И ни туда, ни сюда!

О. если вы не придете, -

Он утонет, утонет в болоте,

Умрет, пропадет

Бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!

Если смогу, помогу!

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

         Ребята, из какой сказки  этот несчастный бегемот? Правильно, из сказки «Телефон».

Третье задание будет заключаться в том, чтобы вытащить бегемота из болота. У вас будет три попытки, за каждую попытку будет даваться очко выигравшей команде. Кто наберет больше очков, тот и получит букву.

На полу разложен канат, в середине которого привязанный игрушечный бегемот. Под канатом лежит обруч – «болото», расположенный так, чтобы бегемот оказался в центре. По команде ведущего ребята начинают тянуть бегемота. Та, команда, которая вытянет бегемота, (бегемот пересечет обруч с их стороны) получает очко.

Подведение итогов конкурса

Ведущий: К.И. Чуковский сочинял не только сказки и стихи, переводил с английского языка песенки, он любил сочинять и загадки. Но так как он был поэтом, то и загадки у него рифмованные.

Четвертое задание заключается в отгадывании загадок, сочиненных К.И.Чуковским. Сейчас мы подбросим монетку и решим, кто из команд начинает. Букву получает команда, только в том случае, если правильно отгадает все три загадки.

  1. Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Гребешок

  1. Я одноухая старуха,

          Я прыгаю по полотну,

     И нитку длинную из уха,

     Как паутинку, я тяну.

    Игла

  1. Если бы сосны да ели

     Бегать и прыгать умели,

     Они от меня без оглядки умчались бы

     И больше со мной никогда не встречались бы,

     Потому что _ скажу вам, не хвастая, -

     Я стальная и злая, и очень зубастая.

     Пила

  1. Мудрец в нем видел мудреца,

     Глупец – глупца,

     Баран – барана,

     Овцу в нем видела овца,

      И обезьяну – обезьяна,

      Но вот подвели к нему Федю Саратова,

      И Федя неряху увидел лохматого.

      Зеркало

  1. Всюду, всюду мы вдвоем

    Неразлучные идем.

    Мы гуляем по лугам,

    По зеленым берегам,

    Вниз по лестнице сбегаем,

    Вдоль по улице шагаем.

    Но чуть вечер на порог,

   Остаемся мы без ног,

   А безногим – вот беда! –

   Ни туда и ни сюда!

   Что ж? Полезем под кровать,

   Будем там тихонько спать,

   А когда вернутся ноги,

   Вновь поскачем по дороге.

Детские ботинки

  1. Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

     А что я такое – скорей догадайтесь.

     И знайте: большая была бы беда,

     Когда бы не я да вода, -

     На грязной, немытой шее

     У вас жили бы гадкие змеи

     И ядовитыми жалами

     Кололи бы вас, как кинжалами.

     А в каждом невымытом ухе

     Засели бы злые лягухи,

     И если б вы, бедные, плакали,

     Они бы смеялись и квакали.

     Вот, милые дети, какая беда

     Была бы, когда бы не я да вода.

     Берите меня, умывайтесь, купайтесь,

     А что я такое – скорей догадайтесь.

Кусок мыла

Подведение итогов конкурса

Ведущий: Для следующего конкурса мне потребуется два участника от каждой группы, один из которых воспитатель, а другой мальчик из группы (воспитатель выбирает себе помощника).

Ребята, вы помните, какой трудный путь пришлось преодолеть Айболиту, чтобы попасть в Африку, где в нем нуждались больные звери?! Его путь лежал через поля, луга, леса, море, горы. И Айболит не добрался бы до Африки, если бы не помощь зверей. Ему помогали и волки, и кит, и орлы.

Пятое конкурсное испытание заключается в том, что бы помочь Айболиту преодолеть путь в Африку. Айболитом будет воспитатель, а помощником ребенок.

Воспитатель перевоплощается в доктора Айболита, надев шапочку и сумку с красным крестом. Айболит из чьей группы быстрее дойдет до Африке, та команда и победила и получает букву.

На полу разложены 3 кочки, прыгалки и 3 обруча на каждую из соревнующихся команд.

Участники преодолевают болото (кочки), узкую тропу над горным обрывом и пробираются сквозь джунгли.

Подведение итогов конкурса

*** Оценивается не только быстрота, но и помощь ребенка и умение воспитателя принять ее.

Ведущий: Последнее шестое конкурсное испытание заключается в проверке знания произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».

Участникам команд за 30 секунд необходимо будет схематично изобразить как можно больше предметов, о которых говориться в этом произведении автора. Чем больше предметов изобразит команда, тем больше фишек она получит, и следовательно выиграет этот конкурс. Внимание! Повторы не засчитываются, поэтому до начала работы следует договориться, кто и какой предмет будет изображать. По команде ведущего,  участники приступают к работе. На столе разложены листы ватмана, дети встают вокруг стола и приступают к работе.

Подведение итогов конкурса

Ведущий: Ребята, мы подошли к финалу нашего праздника-соревнования. Перед вами добытые в нелегких испытаниях буквы и подсказки. Теперь , по моей команде, ваша задача собрать из этих букв название одного из произведений К.И.Чуковского.

Дети выполняют задание.

Подведение итогов соревнований.

        В заключении досуга дети встают в круг и по показу выполняют танец под песню из кинофильма «Про Красную шапочку».

        

 

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

словно яблоки!

«Чудо-дерево»

 

Конкурс «Подбери слова к сказке»

Например: «Воробей, медведи, гоголь-моголь, волки» - лишнее гоголь-моголь, а остальные слова из сказки «Тараканище».

  1. «Умывальник, комарик, клякса, крокодил» - «Мойдодыр»

  1. «Именинница, мочалка, паук,  самовар» - «Муха – цокотуха»

  1. «Солнце, корыто, крокодил, медведь» - «Краденное солнце»

  1. « Слон, калоши, телеграмма, мартышки» - «Телефон»

  1. «Африка, бронхит, качели-карусели, Лимпопо» - «Айболит»

  1. «Сито, кочерга, крокодил, болото» - «Федорино горе»

 

«Жил на свете человечек»

Жил на свете человечек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченной домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки.

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она.

Сидя у окошка.

Отрывок из произведения К.И.Чуковского «Телефон»

Звонок!

- Кто говорит?

- Носорог.

- Что такое?

- Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

- В чем дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото…

- Провалился в болото?

- Да!

И ни туда, ни сюда!

О. если вы не придете, -

Он утонет, утонет в болоте,

Умрет, пропадет

Бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!

Если смогу, помогу!

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

 

   

     Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Гребешок

 

     

      Я одноухая старуха,

          Я прыгаю по полотну,

     И нитку длинную из уха,

     Как паутинку, я тяну.

 Игла

 

     

     Если бы сосны да ели

     Бегать и прыгать умели,

     Они от меня без оглядки умчались бы

     И больше со мной никогда не встречались бы,

     Потому что - скажу вам, не хвастая, -

     Я стальная и злая, и очень зубастая.

     Пила

   

  Мудрец в нем видел мудреца,

     Глупец – глупца,

     Баран – барана,

     Овцу в нем видела овца,

      И обезьяну – обезьяна,

      Но вот подвели к нему Федю Саратова,

      И Федя неряху увидел лохматого.

      Зеркало

    Всюду, всюду мы вдвоем

    Неразлучные идем.

    Мы гуляем по лугам,

    По зеленым берегам,

    Вниз по лестнице сбегаем,

    Вдоль по улице шагаем.

    Но чуть вечер на порог,

   Остаемся мы без ног,

   А безногим – вот беда! –

   Ни туда и ни сюда!

   Что ж? Полезем под кровать,

   Будем там тихонько спать,

   А когда вернутся ноги,

   Вновь поскачем по дороге.

Детские ботинки

    Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

     А что я такое – скорей догадайтесь.

     И знайте: большая была бы беда,

     Когда бы не я да вода, -

     На грязной, немытой шее

     У вас жили бы гадкие змеи

     И ядовитыми жалами

     Кололи бы вас, как кинжалами.

     А в каждом невымытом ухе

     Засели бы злые лягухи,

     И если б вы, бедные, плакали,

     Они бы смеялись и квакали.

     Вот, милые дети, какая беда

     Была бы, когда бы не я да вода.

     Берите меня, умывайтесь, купайтесь,

     А что я такое – скорей догадайтесь.

Кусок мыла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект литературного досуга на тему "Моя Родина- Россия".

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...

Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.

В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса п...

Литературный досуг Саша Черный

Путешествие по биографии, выразительное чтение и инсценировка стихов Саши Черного....

Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина

Досуг проводится в подготовительной группе по сказкам Пушкина.Образовательные:учить детей проявлять интерес к сказкам; закреплять знания детей; участвовать в коллективной работе; слушать собеседника, ...

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества. "В гости к сказочнице Арине"

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми средней группы в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества: "В гости к сказочнице Арине" Этот материал по...

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Литературный досуг по А. Барто "Игрушки"

познакомить детей с советской писательницей Агнии Барто, развивать эмоциональности и образность восприятия прочтении стихотворений....