Художественное слово при формировании аналитико- синтетической активности
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Астафьева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Горы - Все горы здесь

        

Художественное слово при формировании

аналитико- синтетической активности

                                                         

                                                Работа по теме «речь»:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

 В нём есть и усмешка,

 И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки

– Страницы волшебных,

 Волнующих книг!

 Люби и храни

Наш великий язык!

Е.В.Федосюк

Мы живём в стране российской,
Признаем язык индийский,
Итальянский, датский, шведский
И японский признаем,
И английский, и французский.
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим

 На родном нам языке
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.

 С.Михалков

Работа над понятиями «слог,ударение»:

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром

Эй, невидимка молоток,

отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

А.Шибаев

слова- омографы

Мне слово чудно

Изменить не трудно:

Поставим ударение на О

-Исчезло чУдно

Родилось чуднО  (Я. Козловский)

Скорей, сестра.

На  рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окунИ,

Не бойся :это Окуни. (Я. Козловский)

Пересохла глина,

Рассердилась Нина.

Не мукА, а мУка,-

Поварам наука.(Я. Козловский)

кОсит косец,

А зайчишка косИт.

трУсит трусишка,

а ослик трусИт. (Я. Козловский)

                                                                                   Воспитатель  :Астафьева Н.В

слова- омографы

Иголка ходит вверх и вниз

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирИс.

А вышивает Ирис.

(Я. Козловский)

Живёт щегол здесь-

Первый щёголь.

и утром бЕлка

Из белкА

Ему сбивает гоголь- моголь. 

(Я. Козловский)

От удивленья ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилОк

Вскачь от ножей и вИлок.

(Я. Козловский)

Я увидел на заре

Чудный зАмок на горе.

Но войти в него не смог-

На дверях висит замОк.

У ворОт стрелок стоит

вОрот золотом расшит.(Л.Яхнин)

Работа над понятием «предложение»:

             «Заглавная буква»

Буква обычная выросла вдруг,

 Выросла выше всех букв – подруг.

 Буква расти не сама захотела,

 Букве поручено важное дело.

 Ставится буква у строчки в начале,

 Чтобы начало все замечали.

                              Е.Измайлов

     «Знаки препинания»

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак ,

Задаёт он всем вопросы

Кто? Кого? Откуда? Как?

Прибежал чудак

Восклицательный знак

 Никогда он не молчит

Оглушительно кричит:

-Ура !Долой !Караул !Разбой!

                                С.Маршак

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения!

         А.Шибаев

                 

«Восклицательный знак»

Бурным чувствам

нет конца :

Пылкий нрав

у молодца!

А. Шибаев

«Вопросительный знак»

Вечно думая над смыслом

Изогнулся коромыслом…

                   А. Шибаев

«Точка»

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

                 А. Шибаев

Горы - Все горы здесь

                           

 

Работа над понятием «предложение»:

«Повествовательные»

Повествовать придётся мне,

И я скажу: «Не дрался,не.

Свалился с дерева и вот…»

                  А. Шибаев

«Вопросительные »

Сейчас, когда приду домой,

Произнесёт их мама:

«Ты дрался ,да?

Ты что- немой?...

Ну , что молчишь упрямо?»

                  А. Шибаев

«Восклицательные»

Тут папа в комнату войдёт.

войдёт и скажет: «Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!..»

                  А. Шибаев

Работа над понятием «слово»: 

слова- синонимы

Слова- синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край-Отечество-Отчизна.

Как много в них священного для нас!      

 Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём...

Я иду… и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Под кустом сидит зайчишка

Робкий, маленький трусишка

Ото всех в лесу таится

Всех и всякого боится

Лаже шороха страшится

Он трясётся и дрожит

Если ёжик пробежит.

Страшен лес во время пожара!

Огонь разгорался ,пламя

перемешивалось с дымом

Жар стоял невыносимый.

Тот- бодрый, бравый малый,

А этот хилый, вялый

А.Шибаев

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мёрзнет в жару.

          И.Токмакова

слова- антонимы

Минус- плюс,

огонь-вода,

дерзкий- осторожный.

Все антонимы слова

всегда противоположны.

У мышонка длинный хвост,

Но ужасно малый рост.

У слона короткий хвост,

Но зато огромный рост.

                           Горы - Все горы здесь

слова- антонимы

Скажу я слово высоко,

а ты ответишь (низко)

Скажу я слово далеко,
 а ты ответишь (близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты (нашёл).

Скажу тебе я слово трус.

Ответишь ты (храбрец).

Теперь начало я скажу ,

ты отвечай (конец).

слова- паронимы

У Сони болит зуб,

 она ела суп.
Щиплет травушку коза, 

косит травушку коса.
У Зои длинная коса.

На лугу пасётся коза.

Игра «Наоборот»

С другом мы играли в чашки,

пили чай из белой шашки.

Вылезла из норки шишка,

На неё упала мышка.

Петухи ,затеяв шпоры,

Грозно поднимают споры.

Мы с сестрой посуду шили.

И наряды куклам мыли.

                       И.Лопухина

Малыш был очень мил:

Он с мылом руки мыл.

На шкафу много пыли.

Дети молоко пили.

Из трубы идёт много дыма.

Мальчика зовут Дима.

Птицы гнёзда вили.

Волки в лесу выли.

У велосипеда есть оси.

В саду летали осы.

Работа над понятием «слово»:

Ложка- это ложка

Ею суп едят;

Кошка- это кошка,

У кошки 5 котят.

Тряпка- это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошёл.

И.Токмакова

Слова бывают разные,

Хорошие ,простые.

Слова бывают праздные-

Ненужные, пустые.

                   А.Барто

Горы - Все горы здесь

Работа над понятием «слово»:

А я придумал слово-

Смешное слова «плим».

И повторяю снова «плим»,«плим»,«плим».

Прыгает и скачет

«плим»,«плим»,«плим».

И ничего не значит

«плим»,«плим»,«плим».

                     И.Токмакова

Говорю я брату:-Ох,

С неба сыплется горох!

-Вот чудак, смеётся брат,

-Твой горох ведь это…( град)

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит…(тень)

Вы конечно ,все словечки
Подсказали мигом!

Дорогие человечки

Закрываем …(книгу)

                            Е.Серова

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк ,как речка

Помоги ему чуть-чуть

Подскажи словечко.

Вот так чудо !Он со вкусом

Может кушать пыль и мусор!

И жужжит ,как сотня ос.

работяга…(пылесос)

Е.Серова

слова- омонимы

Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Полюбилася Андрюше.

Нам работа нипочём,

Отворили дверь ключом.

Во дворе родник проснулся,

Из под камня бьёт ключом.

Отрываясь от Земли

На большой ракете,

Взяли горсточку земли
На память о планете.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла

Норку в норке не нашла.

                      А.Шибаев

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.(
ручка)

                    О.Емельянова

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.(
лук)
                   О.Емельянова

 Горы - Все горы здесь

Работа над понятием «слово»:

слова- омонимы

На полу она – о, ужас! –
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.(
мышка)
                        О.Емельянова

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал, 
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.(
лист)
                       О.Емельянова

В магазине мама купит,
Сварит бабушка компот,
Сто раз в день боксер отлупит,
Доктор в кулаке сожмет
.(груша)
                              О.Емельянова

Есть на доме и вагоне,
А в отеле можно снять,
И набрать на телефоне,
И на сцене исполнять.(
номер)
                        О.Емельянова

Работа над понятием «звук»:

гласные- согласные

                  «Гласные»

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка

Но не желают свистеть и ворчать.

                                       В.Берестов

  Воздух свободно идёт через рот,

  Нет препятствий разных.

  Голос участвует, голос зовёт

  Звук получается гласный.

          «Согласные»

А согласные согласны

Шелестеть, шептать ,свистеть,

Даже фыркать и хрипеть,

Но не хочется им петь.

                                  В.Берестов

гласные

 Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

[А], [У], [О], [Ы], [Э],[И] –

Вот такие все они.

«А»

- [А]! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

 Звук [А] ушёл от нас вчера,

Ему наскучили слова.

Решил он спрятаться в кусты,

Но были те не так густы.

Мы отыскать его смогли,

Нам в этом гуси помогли.

Они кричали: «Га – га – га!»

А эхо вторило им: «А – а-а».

 

«О»

Округлив большие губы,

[О] прикрыл немного зубы.

«Ы»

[Ы] хоть гласный, но тихоня,

Всё зевает он спросонья.

     «У»

[У] надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

 Этот звук найдём в тру – у – бе,

На большущем корабле,

Что уйдёт сегодня в море.

«У – у-у!» - гудит он на просторе.

     

 Горы - Все горы здесь

Работа над понятием «звук»:

гласные

 «Э»

Вот в задумчивом сомнение

[Э] высказывает мнение:

«Э – э-э-э…. Не знаю, что сказать.

Может лучше помолчать?»

Горы - Все горы здесь

 «И»

[И] – улыба, весельчак,

Он смеётся звонко так! 

На звуке [И] улыбаемся мы

И вспоминаем без труда

На звуки [И] мы имена:

Иван, Илья и Инга,

Илона и Иринка.

твёрдые-мягкие

 

«Твёрдые»

Железо ,шайба и цемент-

Что будет твёрже? В чём секрет?

У Валюши и Витюши

Щёки словно шар воздушный.

А у Гены и у Гали-

Худенькими щёки стали.

Рассердились Сева, Саня,

сильно брови хмурить стали..  

« с-сь»

Села мышка в уголок,

съела бублика кусок.

«б- бь»

Бегемот разинул рот

булки просит бегемот.

«в-вь»

Волк войти боится в воду-

видно он не знает броду.

«д- дь»

Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

звонкие-глухие

Со звонким –я цветов царица.

с глухим лишь капелька воды.

                                  (роза-роса)

Со звонким- много времени пройдёт.

С глухим –он ест мышей и песенки поёт.

                                     (год – кот)

С глухим- траву она срезает.

Со звонким – листья объедает.

                                (коза- коса)

«г-к»

Очень зелены ,густы

В нашем садике…кусты.

Зреет красная калина

Соберёт её… Галина.

Ели красную икру.

Подарили нам игру.

Жаворонка слышен голос.

Зреет в поле спелый колос.

«з»

Мы со звонким ветерком

Звонко з-з-з произнесём.

з -заливисто звенит.

Звонко з в словах звучит.

«б-п»

В саду стояли с водой бочки.

На дереве распустились…почки.

В небе вижу звезды блеск.

В море слышу волны…плеск.

«в-ф»

Весной на полях много влаги.

На крышах домов развеваются…флаги.

В магазине продаётся софа.

Ночная птица –это …сова.

«з-с»

Посмотри -ка, Лизонька

Ах, какая лисонька!

«т-д»

По реке плывёт плот.

Каков корень ,таков и…плод.

«ж-ш»

Лена надела на голову шаль.

Ваза разбилась -очень …жаль.

Женя болеет ,у него жар.

Лера держит красный…шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей по формированию аналитико-синтетической активности у детей.

Данный материал призван совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей....

Художественное слово при формировании аналитико- синтетической активности

Обобщённый,систематизированный, практический материал для занятий по обучению грамоте....

Консультация для педагогов по теме: Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).

Консультация для педагогов дошкольной ступени образования по теме:Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)....

Статья на тему: «Система работы по формированию аналитико-синтетической активности детей как предпосылки к овладению грамотой у дошкольников с ОНР».

Автор: Песоцкая Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 267", г. о. СамараОписание материала: Предлагаю вам статью на тему: " Система работы по формированию а...

Консультация для педагогов по теме: Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

«Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)»

laquo;Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)»         Модернизация системы дошкольного образования в Росси...

Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы.

Работа по формированию аналитико-синтетической активности при подготовке детей к обучению грамоте начинается со 2-ой младшей группы....