Проект "Театр и дети"
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Фурсова (Постовалова) Елена Александровна

Проект в старшей группе "Театр и дети"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное

 учреждение д\с «Алёнка».

Проект

в старшей группе №12«Радуга».

Тема: «Театр и дети»

                             

Исполнитель: воспитатель группы

Постовалова Е.А.  

г. Советский

февраль 2014г.

Пояснительная записка

Жизнь-это театр, а

 люди в нём актёры.

(Д.Б.Шоу)

   Театр  как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театральной деятельностью, посредством спектаклей - сказок, праздников, кукольных представлений или занятий с элементами драматизации позволяют ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта честность, смелость и д.р.

Исходя из этого, данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности, что способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.  

Вид проекта: творческий, групповой.

Длительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта:  дети старшей  группы, родители и воспитатели  детского сада.

Целью проекта определили:

Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности.

Для достижения этой цели поставили задачи:        

-Составить совместный перспективный план работы на 2недели.

-Подобрать художественную литературу о театре, иллюстрации по сказкам, соответствующую  возрасту детей.

-Познакомить детей и родителей с историей театра и видами театральной деятельности в детском саду.
-Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
-Привлечь родителей к изготовлению разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

-Развивать творческие и коммуникативные способности, речевую активность и актуализировать словарь.

Гипотеза:

Реализуя проект мы предполагали, что у детей:

-Расширятся и углубятся знания  о театре,

-Пополниться их словарный запас,

-У детей появится интерес и любовь к русским народным сказкам, разовьется желание участвовать в спектаклях, инсценировках.

В работе с детьми поставили задачи:

-Развивать интерес к театру.

-Развивать потребность детей в получении информации о видах театров.

-Развивать умение определять добро и зло, поступки героев сказок.

-Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Организация работы над проектом:

Проблема:

Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной деятельности. В городе нет театра.

Обоснование проблемы:

  1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

Мы для этого разработали перспективный план работы с детьми на 2 недели, подобрали художественную литературу, иллюстративный материал, соответствующий возрасту детей, пополнили театрализованный уголок разными видами театров, вовлекли в участие проекта родителей, пополнили библиотеку энциклопедиями о театре. На НОД и в совместной деятельности взрослого и детей мы читали и рассказывали о театре, использовали слайдовые презентации, показывали инсценировки, загадывали загадки, читали стихи, потешки, разучивали песенки о театре.

Совместно с родителями оформили выставку рисунков на тему: «Наши любимые сказки!»,

оформили дидактические игры: «Угадай, что есть в театре?», «Театральные профессии.», «Сказки перепутались.»

                                                       

Направленность развития деятельности:

Комплексная (познавательно - речевая, театрализованная).

Предполагаемые итоги реализации проекта:

       1. Создание условий для театрализованной деятельности.

       2. Внедрение новых форм работы с детьми.

       3. Положительная динамика развития этических норм и правил поведения  в процессе театрализованной деятельности.

       4. Умение применять накопленные практические навыки для социализации детей в обществе.

       5. Развитие коммуникативно-речевых навыков.

       6. Разработка конспектов занятий по театрализованной деятельности с этическим содержанием.

       7. Повышение уровня развития речевого этикета.

       8. Развитие у детей познавательной активности, творческих интересов.

 Результатом работы над проектом стало:

-Презентация «Мы любим театр!»

-Пополнение театрального уголка разными видами театров.

- Дети  и родители познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

-Увлечённое использование театрального уголка  детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей.

 

План работы с проектом:

Что сделать?

Кто отвечает?

Что нужно?

  1. Подбор иллюстраций о театре, фото о театре, подбор материала для
  2. презентации

Воспитатели

Иллюстрации, методическая литература, сделать слайдовую презентацию

  1. Слайдовая презентация для ребят «Знакомство с театром, видами театра»

Воспитатели

Слайдовая презентация , иллюстрации.

  1. Консультация для родителей      

(Уголок для родителей)

«Театральная деятельность в детском саду»(О видах театра)

 

Воспитатели

Методическая литература

  1. Папка- передвижка  для  родителей «Поиграйте с нами!»

Воспитатели

Методическая литература

        5 . Чтение сказки  и показ   слайдовой  презентации,

 «Два медвежонка»

Воспитатели

Сделать слайдовую презентацию по сказке, подобрать картинки

      6.  Провести открытое занятие

по развитию речи  с элементами драматизации

по мотивам венгерской сказки

«Два медвежонка»

Воспитатели

Методическая литература, костюмы (шапочки для героев)

  7.Создание игровой среды для самостоятельной  театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров)

Воспитатели

Бумага ,клей, карандаши, нитки , ножницы, цветной принтер.

      8. Обыгрывание этюдов,

потешек,   мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.

Воспитатели

Методический материал

 

9. Знакомство с театром теней

     Сказка «Что всего  вкуснее?»

Воспитатели

Методический материал, сказка, проектор для показа сказки

 10. Просмотр настольного  кукольного спектакля:

 « Красная шапочка»

и беседа об увиденном.

Воспитатели

Подобрать  методический материал, сделать совместно с родителями  и ребятами настольную сказку «Кот в сапогах»

Разделы программы

Формы и методы работа

1

2

«Физическая культура»

1.Подвижные игры «Море волнуется», «Сделай фигуру»

«Здоровье»

1. Тренинги «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный», «Комплимент».

«Безопасность»

1. Моделирование ситуаций:

- незнакомый человек нуждается в помощи.

«Социализация»

1. Моделирование ситуаций:

- товарищ дразнит, обзывает, не хочет делиться игрушками;

- кто-то сердито кричит;

- не приветствует и не прощается с детьми и взрослыми.

2. Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Комплименты», «Дерево добра»

3. Сюжетно-ролевые игры «Два жадных медвежонка», «Поездка в автобусе», «Магазин».

4. Игровые упражнения «Угадай настроение», «Сотворение чуда»

«Труд»

1. Составление фотоальбомов:

- «Театр дома и в детском саду»;

- «Книга добрых дел»;

- «Школа изящных манер»

2. Изготовление вымпела и эмблемы группы

3. Изготовление макета «Доска настроений»

«Познание»

- « За кулисами» . Знакомство с театральными профессиями.

4. Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

5. Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Под грибком», «Ховрошечка»

6. Просмотр и обсуждение мультфильма «Снежная королева»

7. Инсценировка и драматизация «Теремок», «Царевна-лягушка», «Золушка»

8. Обучение ориентировке по схеме «Город добрых дел», «Моя улица»

«Коммуникация»

1.Составление творческих рассказов:

а/ «Сочиняем добрую сказку»;

б/ «В тесноте, да не в обиде»;

в/ «Приключения девочки Маши в стране добрых дел»;

г/ «Мои добрые поступки»

2. Скороговорки на развитие дикции.

3. Упражнения на интонирование.

4.Обученин детей разговору по телефону и умению вести ролевой диалог

5.Работа по картинам «В театре», «На сцене театра», «За кулисами театра».

6. Обсуждение тем «Как можно доставить радость добрыми делами», «Сказка ложь, а в ней намек», «Почему люди бывают добрыми и злыми».

«Чтение художественной литературы»

1. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»; ненецкой сказки «Кукушка»

2. Чтение и обсуждение рассказов и стихов «Стать добрым волшебником»

«Художественное творчество»

1.Выставка детских рисунков

«Музыка»

1.Пение: В.Шаинский «В мире много сказок», Е.Шварц «Добрый жук»

2. Слушание: К.Чайковский «Болезнь куклы»

Работа с родителями

1. Беседы о важности  этического воспитания дошкольников

2. Составление фотоальбома «Семейный театр»

3. Изготовление атрибутов для инсценировок

4. Консультации:

- «Театр дома».

Последовательное разворачивание проекта

1неделя

Понедельник  27.01.2014

Утро: 

  1. Беседа и загадывание загадок на тему « Мы любим театр!».

Цель: продолжать формировать представления о театре и о видах театра.

  1. Рассматривание иллюстрации по сказке «Красная шапочка».

Цель: вызвать интерес к произведению, уточнить знания о характерных особенностях героев сказки.

Прогулка:

  1. П.и. «Кот и воробушки» (с использованием масок-шапочек)

Цель: продолжать учить выразительно передавать характерные движения животных и птиц, действовать по сигналу.

Вечер:

Работа с родителями: Беседа с родителями о содержании  проекта, об оказании помощи в изготовлении атрибутов для проекта.

Вторник 28.01.2014

Утро:

  1. Рассказывание детям сказки «Золушка».

Цель: закрепить знания детей о сказке, о персонажах, воспитывать любовь к животным.

Вечер:

  1. Лепка на тему: « Золотой ключик».

Цель: вызвать интерес к лепке, закрепить круговые движения при лепке.

Среда 29.01.2014

Утро:

  1. Чтение и обсуждение рассказов и стихов «Стать добрым волшебником».

Цель: формировать представления о том, как стать добрыми, закреплять представления о доброте, о волшебстве.

  Прогулка:

  1. П. и. «Лиса и зайцы».

Цель: развивать ловкость, умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

 

Вечер:

  1. Д.и. «Угадай, кто из какой сказки?»

Цель: развитие мышления, внимания, памяти.

Четверг 30.01.2014

Утро:

  1. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с использование настольного театра.

Цель: вызвать интерес к сказке, слушать внимательно, запоминать отрывки по содержанию.

Вечер:

  1. Рисование красками «Мы с мамой в театре».

Цель: закрепить умение рисовать прямоугольниками и квадратами.

Пятница 31.01.2014

Утро:

  1. Имитация движений животных (медведя, зайца, белочки).

Цель: передавать четкие характерные движения животных.

Прогулка:

  1. Загадывание загадок о сказочных героях.

Цель: развитие мышление, памяти, речи, умение по признакам определять героев сказок.

  Вечер:

  1. Работа с родителями. Предложить нарисовать с детьми рисунки на выставку: «Театр».

Цель: вызвать желание выполнить совместную работу.

2неделя

Понедельник 3.02.2014

Утро: 

  1. Рассматривание иллюстрации по сказке «Три поросенка».

Цель: помочь детям выполнить содержание сказки, описать действия героев сказки.

Прогулка:

  1. Предложить детям слепить из снега «Волшебную палочку».

Цель: развивать интерес к лепке, оказывать помощь в нужный момент героям сказке.

Вечер: Спеть с детьми  песенку: «Бабушкина сказка».

Цель: закрепить умение выразительно передавать образ бабушки.

4.02.2014 Вторник

Утро: 

  1. Д.и. «Сказки перепутались». («Золушка» и «Красная шапочка»)

Цель: закреплять знания у детей содержания сказок, умения отбирать героев одной сказки.

Прогулка:

  1. Чтение потешек о животных.

Цель: развивать выразительность речи.

Вечер: Индивидуальная консультация для родителей «Театр дома!».

Цель: донести до родителей о значении художественной литературы и народного творчества в жизни ребенка.

5.02.2014 Среда

Утро: 

  1. Беседа о видах театра.

Цель: продолжать знакомство с видами театров,  вызвать интерес детей, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Вечер: Консультация для родителей «Способы изготовления театров».

Цель: вовлечь родителей в оказании помощи группе, для изготовления театров (пальчиковый, настольный, кукольный…)

6.02.2014 Четверг

Утро: 

  1. Пение песни «Сказки».

Цель: учить выразительно передать мелодию песни, четко проговаривать слова в песне. 

Прогулка:

  1. П. и. «Кот и мыши».

 Цель: формировать умение подражать действиям животного.

Вечер: коллективная аппликация «Путешествие по театрам».

Цель: закрепить знания детей о персонажах сказок, учить выполнять коллективную работу, радоваться полученному результату.

7.02.2014 Пятница

Вечер: презентация проекта: «Мы любим театр!».

Цель: обобщить полученные знания детей о театрах, создать радостное настроение.

        

IV этап. Презентация проекта

Презентация: « Мы любим театр!»

(Украшение зала: выставка детских работ по сказкам, мини-музей «Различные виды театров», выставка детских книг.)

(Дети входят в зал под песню «Бабушкина сказка», садятся на стульчики)

В1: Добрый день! Я рада видеть вас в нашей театральной гостиной. Я сегодня хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие, куда? Вы догадаетесь сами…

В1: Послушайте стихотворение:

Уж полон зал. Вот-вот начало,

Надет костюм, наложен грим.

И ты готов, к восторгу зала,

К нему прийти совсем уже другим!

Оваций шум и крики «Браво!»

Приятны, что уж там таить?!

Но все же главное - не слава,

Когда выходишь ты на сцену жить!

                                                                            А. Степанцев

-Да, вы угадали. Это театр.

-Ребята, а вы были в театре?

А в нашем городе есть театр?

-А что для вас означает слово «Театр»?

(радость, праздник, сказки, волшебство.)

-Да, действительно. Театр - это место встречи с необыкновенными, волшебными сказками. Открою вам секрет - сегодня к нам в гости обещала приехать сама Фея сказок!  

В2: (В дверь стучат, воспитатель подходит к двери, забирает конверт.)

- Ребята, нам принесли письмо, говорят, что «срочное». Интересно, от кого? (Читает.)

        «Здравствуйте, ребята! К сожалению, не могу приехать к вам, заточил меня в своем замке Злой Волшебник. Не любит он театр, а наши любимые сказки порвал на мелки кусочки! Помогите их собрать, только тогда я смогу освободиться! Ребята что-то еще в конверте есть. Вы догадались? Что это?(ответы детей) Это любимый цветик-семицветик Феи Сказок. И он нам поможет».

      Ребята, беда-то какая случилась! Как вы думаете, сможем ли мы одолеть Злого Волшебника? Хватит ли у нас сил?

Решено! Будем бороться за Фею Сказок! Ой, ребята, на каждом лепестке цветка что-то написано.

В1:

1лепесток: Презентация мультимедиа: «Что мы знаем о театре».

-Давайте поиграем в игру «Вопрос – ответ».

1. Как называли в старину первых актеров на Руси. (скоромохи)

2. Объявление в театре? (афиша)

3. Что нужно приобрести, для того чтобы посмотреть спектакль?

     Где?

4. С чего начинается театр?

5. Что выдают в гардеробе?

6. Как узнать когда начало спектакля?

7. Где находится зрители во время спектакля?

8.Правила поведения в театре.

9. Главное место в театре?

10. Как называется шторы в театре?

11. Кто выступает на сцене? (актеры)

12. Как называется перерыв во время спектакля?

13. Закончено представление. (аплодисменты)

14. Как зритель благодарит актеров?

15. А когда спектакль окончен? (занавес закрывается)

В2:  2 лепесток: а сейчас мы с вами окажемся в поэтической гостиной, послушаем стихи о театре .(Дети читают стихи.)

1реб: Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
И чудо рождается здесь  и восторг.

2реб: Поднялся занавес и вот

На сцене Золушка живет.

Грустит, смеется и поет

И после бала принца ждет.

Мы замираем чуть дыша

И музыка так хороша.

Счастливый близится конец,

Венчает Золушку венец.

Щелкунчик бъется как герой.

Он за друзей стоит горой.

Зло строит козни вновь и вновь,

Но побеждает все любовь.

Кружится в танце балерина,

Летит по ветру пелерина

И так изящна, так стройна,

Что сразу видно - влюблена.

Но тает в угольях печи

Как воск на пламени свечи

Любимый и желанный

Солдатик оловянный.

А сказки длятся - дальше, дальше

В них только выдумка - нет фальши.

Они нас учат честно жить,

Любовью, дружбой дорожить.

3реб:У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

В1:  3лепесток: упражнение - пантомима (показ детьми сказочных персонажей-этюды.) (гости угадывают героев сказок).(Песня «в гостях у сказки»)

В2: 4 лепесток: А сейчас я вас приглашаю пройти в мини-музей «Виды театров». Музей: кукольный, пальчиковый, теневой, настольный.

- Дети рассказывают о видах театров и как их использовать.

1реб: я вам хочу показать настольный театр, его можно изготовить из любого бросового материала , найти любые баночки, коробочки, вырезать картинки с героями сказок и наклеить их. Показывать нужно театр на столе.

2реб: обратите внимание, это пальчиковый театр, фигурки героев сказок, нужно надевать на пальцы и показывать сказку, очень интересно и весело.

3реб: представляю для вас театр кукольный. Для показа кукольного театра нужна ширма и куклы, которые надевают на руку, это очень увлекательно.

4реб: представляю для вас театр на фланелеграфе. Для показа нужен фланелеграф, его может сделать для вас папа, обтянут он тканью, которая называется фланель, фигурки героев сказок можно вырезать из бумаги и наклеить их на фланелевую ткань. Фигурки героев располагают по ходу рассказа сказки на фланелеграфе. Это очень интересно.

-Какие ребята вы молодцы, как много вы нам рассказали о театрах. Большое спасибо.

В1: 5 лепесток: А сейчас я вас приглашаю в игровую гостиную. Предлагаю поиграть в игру «Мы веселые мартышки». Имитация движений животного.

Задание для ребят:

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

М в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках…

И друг другу даже язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

Оттопырим хвостик, ушки на макушке,

Шире рот откроем, гримасы все состроим.

- Звучит песня «Чунга-чанга», дети изображают танцующих мартышек.

В1: 6 лепесток: а сейчас мы с вами попадем в сказочную гостиную, вам нужно будет угадать героев сказок.

Презентация мультимедиа  «Угадай из какой сказки».

-Нам нужно угадать из какой сказки герои. (Презентация по сказкам.)

- Ребята, посмотрите у нас остался всего один лепесток. (Звучит музыка)(Песня для Феи Сказок)

Приходит Фея Сказок.

Фея Сказок: Здравствуйте, ребята! Вы – мои спасители, потому что знаете театры и столько хороших сказок! А это значит, что вы вырастете добрыми и отзывчивыми людьми. Я очень хочу посмотреть интересную сказку. Покажите мне.

В1: 7лепесток: А сейчас представляем вашему вниманию мини-сценку «Как мишка стал спортсменом».

-Представление начинается:

- Ведущий:

Просыпаются зверята

И лисята, и зайчата

На зарядку все встают

Фрукты овощи жуют.

(выбегают детки в масках лисят и зайчат, потягиваются.)

Ведущий:

Но живет в лесу Мишутка

Любит спать он не на шутку,

На кроватке поваляться

И не любит он размятся.

На зарядку не встает

Он конфеты лишь жует.

(Выходит мишка с подушкой и ложится. Остальные делают зверята зарядку)

Белочка:

- Мишенька, пойдем на зарядку.

Мишка:

- Лучше тут я полежу и подушку подержу.

Белочка:

-Ну тебя лентяй!

Зайчик:

- Мишенька, скушай яблочко.

Мишка:

- Я конфету уже ем,

Фрукты не люблю совсем.

Ведущий:

Но в один прекрасный день

Миша сильно заболел.

Мишка:

- У меня живот болит,

У меня наверно грипп…

Ведущий:

Нужен доктор, несомненно,

Айболита позовем.

(Все зовут Айболита. Выходит Ребенок в белом халате.)

Айболит:

- Где больной? И что случилось?

У тебя живот болит?

- Вижу вовсе тут не грипп.

(Показывает на фантики от конфет)

Айболит:

- Ты, Мишутка, поднимайся,

На зарядку отправляйся.

Скушай яблоко и грушу,

А конфеты ты не кушай!

Будешь ты тогда здоров,

Не тревожа докторов!

Ведущий:

С той поры Мишутка наш

Стал спортсменом высший класс.

Если хочешь быть здоров –

Слушай наших докторов.

На зарядку выходи,

Ручки, ножки разомни.

(Проводится физ. минутка. Все детки делают упражнения)

Ножкой топни:

Раз, два, три!

И другой ты повтори

Раз, два, три!

Ручки хлопают:

Раз, два.

И кивает голова:

Раз, два.

В1: На этом и сказки конец, а кто слушал молодец!(Поклон детей.)Занавес.

-Фея Сказок: я очень рада, что побывала у вас в гостях, я вижу что сейчас вы уже многое знаете о театре и думаю, что правильно будете себя вести и обязательно побываете на разных спектаклях. И за это я дарю вам в подарок эту книгу с волшебными сказками. Желаю вам удачи. Но мне пора отправляться обратно в сказочный мир. До свидания! (Фея уходит)

Песня про театр. (Дети уходят.)

Используемая литература:

М.Б. Зацепина  « Развитие ребёнка в театрализованной деятельности» М-2010год.

Т.С.Григорьева Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. М-2012год.

М.М.Безруких: пособие для педагогов «Сказка как источник творчества детей»М-2001год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебный мир театра

Слайд 2

Афиша

Слайд 3

* Театральная касса * Билет

Слайд 4

Гардероб

Слайд 8

Зрительный зал

Слайд 9

Сцена театра

Слайд 10

Занавес

Слайд 12

Аплодисменты


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...