Загадки
материал по художественной литературе на тему

Загадки для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_po_eksp.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки

Вода.

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая?

К низу летит капельками, а к верху – невидимкою.

В жаркий день самой желанной бывает.

Мы говорим: она течёт; мы говорим – она играет; она бежит всегда вперёд, но никуда не убегает.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять.

Очень добродушная, я мягкая, послушная, но когда я захочу, даже камень источу.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Что бы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…

Вода

Воздух, ветер.

Чем мы дышим? Что мы не видим?

Чего в комнате, ни на улице не увидишь?

Ты без него не сможешь жить, ни есть, ни пить, ни говорить. И даже честно говоря, разжечь не сможешь ты огня.

Ни веса, ни цвета  у него нету!

Что вокруг нас всегда, но это мы не видим?

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда, мы им дышим без труда. Он без запаха, без цвета. Угадайте, что же это?

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но не видим он для нас.

Чего в комнате не видишь?

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.

Воздух

Красная девица под окном ходила, ключи обронила: месяц увидел – не сказал. А солнце увидало, на небо подняло.

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём.

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.

Роса

В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде.

По морю идёт, идёт, а до берега  дойдёт – тут и пропадёт.

Волны

Лёд, сосулька, снег, иней.

Он холодный и блестит, стукнешь – сразу захрустит. Из воды свой род берёт, ну конечно, это…

Вода по воде плавает.

С морозами, пургой и снегом Зима – волшебница придёт. И все речушки и озёра покроет скользкий толстый…

Когда зимой мороз и стужа, покрыты им и пруд, и лужа.

Голубой, как небосвод, на реке замёрзший…

Не драгоценный камень, а светится.

Лёд

Очень холодно, не так ли? Все дорожки замело. Лишь вчера была я каплей, а сегодня как стекло. Я снежинкина сестрица, затвердевшая водица.

Льдинка

Зима на крыши серые бросает семена – растит морковки белые под крышами она.

Снега первого я ждал, бегал, прыгал и играл. А теперь я пью микстурку, потому что съел…

У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.

Сосулька

Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке.

С неба падают зимою и кружатся над землёй лёгкие пушинки, белые…

С неба – звездой, на ладошку – водой.

Снежинка

Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце напекло – одеяло утекло.

Вился, вился белый рой, сел на землю – стал горой.

С неба звёзды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много, много звёздочек тонких, как стекло; звёздочки холодные, а земле тепло!

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает.

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.

Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. Он на солнышке румяный, под луною голубой. Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой. Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь.  Раскидай его лопатой, назови его, ответь!

Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом луг на лес. Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.

Бел, да не сахар, ног нет, а идёт.

На дворе – горой, а в избе – водой.

Лежал, лежал, да в реку побежал.

Снег

Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

Не колючий, светло – синий по кустам развешан…

Иней

Дождь, молния, радуга.

Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит, другого все слышат, да не видят.

Меня никто не видит, а всякий слышит, а спутницу мою, всяк может видеть, но никто не слышит.

Сверкнёт, мигнёт, кого – то позовёт?

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.

Гром и молния

Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

Раскалённая стрела дуб свалила у села.

Молния

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла. И сады и огороды всей округи и полила.

Гроза

Разноцветные ворота на лугу построил кто – то, но пройти в них нелегко, те ворота высоко. Постарался мастер тот, взял он красок для ворот. Не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать?

Что за чудо – красота! Расписные ворота появились на пути! В них не въехать, ни войти.

Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – рухнул мост, и щепок нет.

Крашеное коромысло над рекой повисло.

Через поля, через луга встала нарядная дуга.

Дождь прошёл, унынье бросьте, ведь ненастье минуло! К нам пришла цветная гостья и дугу раскинула.

Радуга

Ветер.

Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу. А меня не видать, кто я? Можешь угадать?

Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь его.

Бежал по тропинке луговой - кивали маки головой. Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой.

Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

Без рук, без ног, по свету рыщет, поёт, да свищет.

Для дыхания он нужен, с ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, не поймать его рукой!

Может он подуть, чуть – чуть всколыхнуть траву. Если станет сильно дуть – вихрем назову.

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

Ветер

Огонь.

На привале нам помог: суп варил, картошку пёк. Для похода он хорош, Да с собой не понесёшь…

Костёр

Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова?

Жевать – не жую, а всё пожираю.

Огонь

Солнце, тень.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все…

Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет, цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит.

Летом греет, зимой холодит.

Кто входит в окно и не раскрывает его?

Солнце

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне, я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

Солнечный луч

Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить.

От кого, мои друзья, убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит…

Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь.

Что с земли не подымешь?

Что само по себе тёмное, но сделано с помощью света?

По чужим шагам шагает, а своих не оставляет.

Ты упала мне под ноги, растянулась на дороге. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать. На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа.

Ты за ней, она от тебя. Ты от неё, она за тобой.

Тень

Земля, песок.

Она богаче всех не свете, по ней бегут, несутся дети. А по весне стоит вся в цвете, и так красива на рассвете. И кормит всех людей на свете. Что это? Скажите, дети! ( автор Ирис Ревю)

Кто в году четыре раза переодевается?

Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу.

Всех и вскормит и вспоит, и угодьем наделит.

Земля

Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой. Как намочишь ты его, так построишь хоть чего.

 ( Б.Заходер )

Он и жёлтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей, если хочешь, можешь брать и играть.

Петя замок строит ловко, Катя печёт ведёрком. Здесь, у моря на часок всех детей собрал…

Песок

Почки, семена.

В землю мы его зарыли, чистою водой полили. Пролетело времечко – проросло в верх…

Семечко

На ветках – плотные комочки. В них дремлют клёйкие листочки.

Почки

Мыльный пузырь, мыло.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, мыть, стирать не ленится.

Мыло

Кто я? Мыльнице родня, разноцветный, яркий. Любят выпускать меня  ребятишки в парке.

Мыльный пузырь

Зеркало.

Не смотрел в окошко - был один Антошка. Посмотрел в окошко - там второй Антошка! Что за окошко, куда смотрел Антошка?

Языка нет, а правду скажет.

Я молча смотрю на всех, и смотрят все на меня. Весёлые видят смех, с печальными плачу я. Глубокое, как река, я дома на вашей стене. Увидит старик – старика,. Ребёнок – ребёнка во мне.

Зеркало

Свет.

Белая кошка лезет в окошко.

Чего в коробку не спрятать и не запереть?

Свет

Соль.

От воды родится, воды боится.

Одну меня не едят, а без меня мало едят.

Соль

Сито.

Это тщетные труды – набирать в него воды. Лишь нальёшь, глядишь – пролито. Всюду дырки. Это…

Сито

Лейка.

В огород несём за ручку мы пластмассовую тучку. Эй, морковка, воду пей – кА!  Что за тучка? – Это…

Огородник тот с длинным носом живёт. Где носом качнёт, там вода потечёт.

Лейка

Весы.

Что за судья без языка?

Весы

Запах.

Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

Воздух

Воронка.

Сделана для жидкости, а жидкость в ней не держится.

Воронка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое загадка? Народная и литературная загадка.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....

Загадки.su - Загадки для детей и взрослых

На сайте загадки.su написаны авторские загадки, скороговорки, шарады, колыбельные, считалки,стихи разной тематики и жанров. Сайт интересен детям любого возраста и взрослым. Загадки.su...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

ЧЕЛОВЕК - ЗАГАДКА ВЕКА. ОН ЗАГАДКА И ОТВЕТ.

На применении ТРИЗ раскрыть сущность жизнедеятельности человека....

«Дети – мира нежные загадки, Где в самих загадках кроется ответ…»

В лекции пытаюсь  раскрыть сущность маленького человека - ребёнка....