Проект рабочей программы «Пришли мне чтения доброго»
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Эрбист Любовь Леонидовна

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.

 

Эту проблему всего мира мы постарались решить в нашем детском саду. Я организовала кружок  «Пришли мне чтения доброго», где  постараюсь привить нашим детям любовь к художественной литературе, через различные виды совместной деятельности . Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishli_mne_chteniya_dobrogo.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развитии ребёнка – детский сад №32

Алтайский край г. Яровое

Проект рабочей программы

«Пришли мне чтения доброго»

(Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.)

Выполнила: Эрбист Любовь  Леонидовна  

Воспитатель первой

 квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с 32 «Солнышко»

        Г. Яровое 2014г

«Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя».

В. А. Сухомлинский

1.Пояснительная записка

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.

 

Эту проблему всего мира мы постарались решить в нашем детском саду. Я организовала кружок  «Пришли мне чтения доброго», где  постараюсь привить нашим детям любовь к художественной литературе, через различные виды совместной деятельности . Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 - Ф.З.»

2. Долгосрочная целевая программа «Развитее дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015г.

3. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от

  1. ноября 2009г.

     4. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к      устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»     вступил в действие с 01.10.2010г;

Цель рабочей программы:

  Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 1) Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способности к целостному восприятию художественных произведений разных жанров; обеспечить усвоение содержание произведения и эмоциональную отзывчивость на него.

2) Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.

3) Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

Предполагаемый результат:

 -   интересуются  книгой;

- знают истории возникновения и процесса создания книг на современном этапе;

- знают о многообразии видов бумаги, их особенностей и назначения;

- понимают, что книга служит источником знаний об окружающем мире, о жизни других людей;

- знанют о многообразии видов книг и жанров литературы;

- проявляют интерес к творчеству великих людей России: писателей, художников, композиторов;

-  бережно относятся к книге;        

-   используют полученные знания в разнообразных видах деятельности.

Тематическое-календарное планирование

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

1. Б.Житков «На воде». Аналитическое занятие

Познакомить детей с эпизодами биографии Б.Житкова и творческой историей создания рассказа «На воде» (1924 г.) Проанализировать рассказ, вызвать познавательный интерес детей к событию, описанному в произведении; показать какую роль в жизни человека играет опыт и умение пользоваться им. Обратить внимание детей на описание, как художественный прием

2. Тематическое занятие «Как создается книга»

Познакомить детей с процессом написания художественного произведения. Люди каких профессий принимают участие в том, чтобы книга попала в руки читателя.

3. Я. Тайц «По грибы»

(пересказ рассказа)

Закреплять умение строить связные монологические   высказывания. Познакомить детей с новым художественным произведением. Уточнить знания о частях текста: начало, середина, конец. Тренировать умение менять интонацию в соответствии с переживаниями героев.

4. «Новоселье»

Тематическое занятие

В преддверии праздника «Новоселье», познакомить детей с поэтическим творчеством детских поэтов. Заучивание наизусть стихотворений о детском саде.

ОКТЯБРЬ

1. Стихи русских поэтов об осени. (А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев)

Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма». Заучивание наизусть стихов об осени.

2. В. Чаплин «Питомцы зоопарка»

Тематическое занятие

Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое отношение человека к животным; расширять представление детей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе».

3. И.Гамазкова «Кто летает?»

Тематическое занятие

Ввести в круг чтения детей произведение современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширять знания детей об окружающем мире.

4. «Эти чудесные профессии»

Сочинение рассказа о профессии родителей

Закреплять в речи детей существительные с обобщающем понятием «профессии». Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными). Совершенствование построения простого и сложного предложения.

НОЯБРЬ

1. «Бабушкина игрушка»

Тематическое занятие № 1.

Развивать воображение детей, учить составлять небольшие рассказы про игрушки, которыми играли их бабушки, когда были совсем маленькими.

2. «Бабушкина игрушка»

Тематическое занятие № 2

Развивать воображение детей, его творческую самостоятельность. Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями А.Барто.

3. Н. Носов «Автомобиль».

Познакомить детей с жанром «юмористический рассказ». Прослушивание рассказа в аудиозаписи. Показать детям, как актер выделяет интонацией настроение и характер героев.

4. История в лицах и событиях

Тематическое занятие

Знакомство детей со страницами русской истории; готовить их к восприятию произведений, созданных «как отзвуки истории»; воспитывать историческое сознание детей. Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

ДЕКАБРЬ

1. Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица» и русская народная сказка «Морозко»

Путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказки, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам при их сопоставлении.

2. И.З.Суриков

Аналитическое занятие

Познакомить детей с новым поэтическим именем; показать особенности изображения детства И.З.Суриковым.

3. «Гипербола (приувеличение), как художественный прием».

Теоретическое занятие

Познакомить детей с гиперболой; учить распознавать гиперболу в художественном тексте. Чтение стихотворений их английской литературы в переводе С.Я.Маршака, стихи К.И.Чуковского, Е.Благининой, Ю.Владимирова.

4. К.И.Чуковский «Елка», Н.Носов «Бенгальские огни», стихи русских поэтов о Рождестве»

Создание новогоднего настроения у детей. Показать, что каждый автор по-разному изображает праздничную елку. Выяснить, какие чувства рождает у детей каждое произведение.

ЯНВАРЬ

1. «Проблема прекрасного в искусстве»

Аналитическое занятие

Познакомить детей с произведениями разных времен, народов, жанров, рассматривающих проблему прекрасного; проанализировать проблему на доступном для детей уровне; познакомить с понятием «Рассказ». Показать на примерах, чем рассказ отличается от сказки.

ФЕВРАЛЬ

1. «Русские былины и сказания»

Тематическое занятие

Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие былины от сказки.

2. «Песенное творчество русского народа»

Познакомить детей с жанром русская народная песня. Заучивание наизусть песен в обработке К.И.Чуковского и И.Карнауховой.

3. «Книжные иллюстрации к русским народным сказкам»

Творческое занятие

Ввести в разговорный словарь детей понятие «Иллюстрация». Обозначить основные критерии изображения русских народных героев и антигероев.

4. «Защитники Отечества»

Тематическое занятие

Познакомить детей с патриотическими произведениями литературы (Е.Благинина, А.Митяев). Воспитывать патриотические чувства. Показать на примерах, как по-разному относится автор к своим героям

МАРТ

1. «Милым мамам»

Тематическое занятие

Познакомить детей с рассказом Ю.Яковлева «Мама», стихотворением Г.Виеру «Мамин день». Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. На доступном языке познакомить детей с понятием «аллегория».

2. Поэты о весне

Познакомить детей с новыми поэтическими именами. Заучивание стихотворений о весне.

3. «Широкая масленица»

Тематическое занятие

Познакомить детей с потешками, прибаутками, зазывалочками, которые поются на Масленицу. Заучивание их наизусть. Знакомство с традициями русского народа по произведениям литературы.

4. «Книга – величайшее из чудес, созданных человеком»

Тематическое занятие

Показать значение книги в жизни человека, подвести итог по ранее пройденным темам.

АПРЕЛЬ

1. «Сказки Г-Х Андерсена»

Тематичекское занятие № 1

Подробно познакомить детей с биографией сказочника. Показать детям взаимосвязи, взаимопроникновения в художественном творчестве. Пересказ сказки «Оловянный солдатик».

2. «Сказки Г-Х Андерсена».

Тематическое занятие № 2

Познакомить детей с особенностями зарубежной авторской сказки, ее отличиями от русской народной сказки. Пересказ сказки Г-Х Андерсена «Русалочка». Пояснить, что сказки не всегда имеют хороший конец.

3. «Фантастическая литература»

Тематическое занятие

Познакомить детей с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров. Прочитать произведения русских писателей в этом жанре.

4. С.Я.Маршак «Пожар»

Анализ произведения. Учить детей выявлять главную мысль произведения, извлекать уроки, основываясь на ошибках вымышленных персонажей.

МАЙ

1. «День Победы»

Тематическое занятие

Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Советского периода. Учить самостоятельно, без наводящих вопросов, анализировать произведение.

2. Итоговое занятие по пройденным темам

Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С какими жанрами литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка.

Литература:

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий».

«Ребенок и книга» Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова.

  О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи»

Произведения детских авторов: С.Я. Маршак, А.Барто, С.В. Михалков, Н.Носов, Л. Н. Толстой, К.И. Чуковский и д.р.

Энциклопедии

Мониторинг результативности реализации рабочей программы.

Высокий уровень

 3 балла - литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен, интерес к книгам устойчивый, осознанный и мотивированный; предпочитает произведения определенного вида, жанра и тематики;  стремится объяснить свой выбор,  показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых.

Средний уровень

2 балла  - для ребенка характерно общеположительное, недостаточно осознанное отношение к литературе; читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированы;  ребенок и называет по 1-2 примера литературных текстов, знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные; в ходе выполнения заданий ребенок начинает интересоваться темой, стремиться  к совместному обсуждению.

Низкий уровень

 1 балл  - у ребенка отсутствует выраженный интерес к литературе, он с трудом называет знакомые книги, не знает жанров литературы;  различает сказку, рассказ, стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может; предпочтение отдает сказкам.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»
(подготовительная к школе группа №13 МБДОУ ЦРР-д\с №32 2013-2014уч. год)

№п/п

Фамилия, имя ребёнка

Знает 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, загадки.

 Различает жанры литературных произведений

Выразительно читает стихотворения, рассказывает сказку

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

январь

май

январь

май

январь

май

январь

май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пришли мне чтения доброго..."

Значение книги в жизни ребёнка. Начиная с раннего возраста, чтение и рассматривание книг является одной из важнейших форм взаимодействия взрослого с ребенком.Восприятие фольклорных и литера...

Встреча с родителями "Пришли мне чтенья доброго"...

советы для родителей как приобщать детей к миру художественной литературы,дополнительный материал в виде игры-викторины и презентация к викторине...

Консультация для родителей "Пришли мне чтения доброго"

Памятка как и что читать детям.Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения межд...

Консультация "Пришли мне чтения доброго..."

Консультация для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников...

Пришли мне чтения доброго

Какие книги полезно читать малышу дома...

Проект «Пришли мне чтения доброго…» (2015 год)

Если у ребёнка слёзы и капризы,Не берите, мамы в помощь телевизор.Сын не разберётся, что там, на экране,И добрей и лучше от него не станет.И не упустите в этой жизни мига:Покажите детям, что такое кни...