Проект рабочей программы «Пришли мне чтения доброго»
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.
Эту проблему всего мира мы постарались решить в нашем детском саду. Я организовала кружок «Пришли мне чтения доброго», где постараюсь привить нашим детям любовь к художественной литературе, через различные виды совместной деятельности . Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prishli_mne_chteniya_dobrogo.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развитии ребёнка – детский сад №32
Алтайский край г. Яровое
Проект рабочей программы
«Пришли мне чтения доброго»
(Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.)
Выполнила: Эрбист Любовь Леонидовна
Воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ ЦРР д/с 32 «Солнышко»
Г. Яровое 2014г
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя».
В. А. Сухомлинский
1.Пояснительная записка
Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.
Эту проблему всего мира мы постарались решить в нашем детском саду. Я организовала кружок «Пришли мне чтения доброго», где постараюсь привить нашим детям любовь к художественной литературе, через различные виды совместной деятельности . Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 - Ф.З.»
2. Долгосрочная целевая программа «Развитее дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015г.
3. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от
- ноября 2009г.
4. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» вступил в действие с 01.10.2010г;
Цель рабочей программы:
Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способности к целостному восприятию художественных произведений разных жанров; обеспечить усвоение содержание произведения и эмоциональную отзывчивость на него.
2) Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
3) Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
Предполагаемый результат:
- интересуются книгой;
- знают истории возникновения и процесса создания книг на современном этапе;
- знают о многообразии видов бумаги, их особенностей и назначения;
- понимают, что книга служит источником знаний об окружающем мире, о жизни других людей;
- знанют о многообразии видов книг и жанров литературы;
- проявляют интерес к творчеству великих людей России: писателей, художников, композиторов;
- бережно относятся к книге;
- используют полученные знания в разнообразных видах деятельности.
Тематическое-календарное планирование
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
СЕНТЯБРЬ | 1. Б.Житков «На воде». Аналитическое занятие | Познакомить детей с эпизодами биографии Б.Житкова и творческой историей создания рассказа «На воде» (1924 г.) Проанализировать рассказ, вызвать познавательный интерес детей к событию, описанному в произведении; показать какую роль в жизни человека играет опыт и умение пользоваться им. Обратить внимание детей на описание, как художественный прием |
2. Тематическое занятие «Как создается книга» | Познакомить детей с процессом написания художественного произведения. Люди каких профессий принимают участие в том, чтобы книга попала в руки читателя. | |
3. Я. Тайц «По грибы» (пересказ рассказа) | Закреплять умение строить связные монологические высказывания. Познакомить детей с новым художественным произведением. Уточнить знания о частях текста: начало, середина, конец. Тренировать умение менять интонацию в соответствии с переживаниями героев. | |
4. «Новоселье» Тематическое занятие | В преддверии праздника «Новоселье», познакомить детей с поэтическим творчеством детских поэтов. Заучивание наизусть стихотворений о детском саде. | |
ОКТЯБРЬ | 1. Стихи русских поэтов об осени. (А.С.Пушкин, С.Есенин, А.Плещеев) | Знакомство детей с произведениями поэтов об осени. Показать, как они по-разному передают нам свое отношение к этому времени года. Познакомить детей с понятием «рифма». Заучивание наизусть стихов об осени. |
2. В. Чаплин «Питомцы зоопарка» Тематическое занятие | Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое отношение человека к животным; расширять представление детей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Животные в неволе». | |
3. И.Гамазкова «Кто летает?» Тематическое занятие | Ввести в круг чтения детей произведение современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширять знания детей об окружающем мире. | |
4. «Эти чудесные профессии» Сочинение рассказа о профессии родителей | Закреплять в речи детей существительные с обобщающем понятием «профессии». Уточнять и расширять словарный запас по этой теме. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными). Совершенствование построения простого и сложного предложения. | |
НОЯБРЬ | 1. «Бабушкина игрушка» Тематическое занятие № 1. | Развивать воображение детей, учить составлять небольшие рассказы про игрушки, которыми играли их бабушки, когда были совсем маленькими. |
2. «Бабушкина игрушка» Тематическое занятие № 2 | Развивать воображение детей, его творческую самостоятельность. Познакомить детей с ранее не знакомыми произведениями А.Барто. | |
3. Н. Носов «Автомобиль». | Познакомить детей с жанром «юмористический рассказ». Прослушивание рассказа в аудиозаписи. Показать детям, как актер выделяет интонацией настроение и характер героев. | |
4. История в лицах и событиях Тематическое занятие | Знакомство детей со страницами русской истории; готовить их к восприятию произведений, созданных «как отзвуки истории»; воспитывать историческое сознание детей. Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | |
ДЕКАБРЬ | 1. Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица» и русская народная сказка «Морозко» | Путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет». Проанализировать сказки, обращая внимание на элементы содержания, которые помогут нам при их сопоставлении. |
2. И.З.Суриков Аналитическое занятие | Познакомить детей с новым поэтическим именем; показать особенности изображения детства И.З.Суриковым. | |
3. «Гипербола (приувеличение), как художественный прием». Теоретическое занятие | Познакомить детей с гиперболой; учить распознавать гиперболу в художественном тексте. Чтение стихотворений их английской литературы в переводе С.Я.Маршака, стихи К.И.Чуковского, Е.Благининой, Ю.Владимирова. | |
4. К.И.Чуковский «Елка», Н.Носов «Бенгальские огни», стихи русских поэтов о Рождестве» | Создание новогоднего настроения у детей. Показать, что каждый автор по-разному изображает праздничную елку. Выяснить, какие чувства рождает у детей каждое произведение. | |
ЯНВАРЬ | 1. «Проблема прекрасного в искусстве» Аналитическое занятие | Познакомить детей с произведениями разных времен, народов, жанров, рассматривающих проблему прекрасного; проанализировать проблему на доступном для детей уровне; познакомить с понятием «Рассказ». Показать на примерах, чем рассказ отличается от сказки. |
ФЕВРАЛЬ | 1. «Русские былины и сказания» Тематическое занятие | Познакомить детей с новым жанром литературы. Выяснить, в чем отличие былины от сказки. |
2. «Песенное творчество русского народа» | Познакомить детей с жанром русская народная песня. Заучивание наизусть песен в обработке К.И.Чуковского и И.Карнауховой. | |
3. «Книжные иллюстрации к русским народным сказкам» Творческое занятие | Ввести в разговорный словарь детей понятие «Иллюстрация». Обозначить основные критерии изображения русских народных героев и антигероев. | |
4. «Защитники Отечества» Тематическое занятие | Познакомить детей с патриотическими произведениями литературы (Е.Благинина, А.Митяев). Воспитывать патриотические чувства. Показать на примерах, как по-разному относится автор к своим героям | |
МАРТ | 1. «Милым мамам» Тематическое занятие | Познакомить детей с рассказом Ю.Яковлева «Мама», стихотворением Г.Виеру «Мамин день». Показать, что каждый писатель и поэт в своем творчестве обращается к этой теме. На доступном языке познакомить детей с понятием «аллегория». |
2. Поэты о весне | Познакомить детей с новыми поэтическими именами. Заучивание стихотворений о весне. | |
3. «Широкая масленица» Тематическое занятие | Познакомить детей с потешками, прибаутками, зазывалочками, которые поются на Масленицу. Заучивание их наизусть. Знакомство с традициями русского народа по произведениям литературы. | |
4. «Книга – величайшее из чудес, созданных человеком» Тематическое занятие | Показать значение книги в жизни человека, подвести итог по ранее пройденным темам. | |
АПРЕЛЬ | 1. «Сказки Г-Х Андерсена» Тематичекское занятие № 1 | Подробно познакомить детей с биографией сказочника. Показать детям взаимосвязи, взаимопроникновения в художественном творчестве. Пересказ сказки «Оловянный солдатик». |
2. «Сказки Г-Х Андерсена». Тематическое занятие № 2 | Познакомить детей с особенностями зарубежной авторской сказки, ее отличиями от русской народной сказки. Пересказ сказки Г-Х Андерсена «Русалочка». Пояснить, что сказки не всегда имеют хороший конец. | |
3. «Фантастическая литература» Тематическое занятие | Познакомить детей с жанром «фантастика». Чем отличается от других ранее изученных жанров. Прочитать произведения русских писателей в этом жанре. | |
4. С.Я.Маршак «Пожар» | Анализ произведения. Учить детей выявлять главную мысль произведения, извлекать уроки, основываясь на ошибках вымышленных персонажей. | |
МАЙ | 1. «День Победы» Тематическое занятие | Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Советского периода. Учить самостоятельно, без наводящих вопросов, анализировать произведение. |
2. Итоговое занятие по пройденным темам | Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С какими жанрами литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка. |
Литература:
О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий».
«Ребенок и книга» Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова.
О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи»
Произведения детских авторов: С.Я. Маршак, А.Барто, С.В. Михалков, Н.Носов, Л. Н. Толстой, К.И. Чуковский и д.р.
Энциклопедии
Мониторинг результативности реализации рабочей программы.
Высокий уровень
3 балла - литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен, интерес к книгам устойчивый, осознанный и мотивированный; предпочитает произведения определенного вида, жанра и тематики; стремится объяснить свой выбор, показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых.
Средний уровень
2 балла - для ребенка характерно общеположительное, недостаточно осознанное отношение к литературе; читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированы; ребенок и называет по 1-2 примера литературных текстов, знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные; в ходе выполнения заданий ребенок начинает интересоваться темой, стремиться к совместному обсуждению.
Низкий уровень
1 балл - у ребенка отсутствует выраженный интерес к литературе, он с трудом называет знакомые книги, не знает жанров литературы; различает сказку, рассказ, стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может; предпочтение отдает сказкам.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
(подготовительная к школе группа №13 МБДОУ ЦРР-д\с №32 2013-2014уч. год)
№п/п | Фамилия, имя ребёнка | Знает 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, загадки. | Различает жанры литературных произведений | Выразительно читает стихотворения, рассказывает сказку | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | ||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пришли мне чтения доброго..."
Значение книги в жизни ребёнка. Начиная с раннего возраста, чтение и рассматривание книг является одной из важнейших форм взаимодействия взрослого с ребенком.Восприятие фольклорных и литера...
Встреча с родителями "Пришли мне чтенья доброго"...
советы для родителей как приобщать детей к миру художественной литературы,дополнительный материал в виде игры-викторины и презентация к викторине...
Консультация для родителей "Пришли мне чтения доброго"
Памятка как и что читать детям.Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения межд...
Консультация "Пришли мне чтения доброго..."
Консультация для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников...
Пришли мне чтения доброго
Какие книги полезно читать малышу дома...
Проект «Пришли мне чтения доброго…» (2015 год)
Если у ребёнка слёзы и капризы,Не берите, мамы в помощь телевизор.Сын не разберётся, что там, на экране,И добрей и лучше от него не станет.И не упустите в этой жизни мига:Покажите детям, что такое кни...