ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «СКАЗКИ Х.К. АНДЕРСЕНА»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Сафина Любовь Николаевна

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:  «СКАЗКИ Х.К. АНДЕРСЕНА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.2.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 57 городского округа Самара

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Любознайки»

НА ТЕМУ:

 « СКАЗКИ Х. К. АНДЕРСЕНА»

                                                                             

                                                                             Подготовила:

                                                                                  Воспитатель  МБОУ Школа № 57:

                                                                             Сафина Л.Н.

2013-2014 учебный год

г. Самара

Предварительная работа: чтение сказок Х. К. Андерсена.

Задачи:

  • Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.
  • Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции старших дошкольников.
  • Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.

Посадка детей. Дети разделены на две группы (команды), сидят в  музыкальном зале.

Помещение оформлено по теме «Сказки Х. К. Андерсена»: книги с его произведениями, иллюстрации из сказок,  иллюстрации сказочных героев, портрет Х. К. Андерсена, предметы из сказок, декорации к  сказкам «Снежная королева», «Дюймовочка».

Ведущий: воспитатель.

Награждение: книга, дидактические игры.

ВедущийДети, вы,  конечно все любите путешествия?

 А сказочные любите

Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, мы встретимся с героями известного сказочника  Ханса Кристиана Андерсена.

У НАС УЧАВСТВУЮТ 2 КОМАНДЫ:

  1. Любознайки –капитан…….
  2. Почемучки - капитан……

 Презентация «Г.Х.Андерсен» - просмотр слайдов

Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит фишку.

 Игра будет проходить из нескольких заданий, все они разные.

Разминка: разгадать кроссворд.

Вопросы:

  1. Из чего плела рубашки своим братьям Элиза из сказки «Дикие лебеди»? (Крапива)
  2. Во что превратилась главная героиня в сказке «Русалочка»? (Пена)
  3. В какой стране родился и провел детство Г.Х. Андерсен? (Дания)
  4. Какое животное довезло Герду к чертогам царства Снежной королевы? (Олень)
  5. Какой подземный житель хотел взять Дюймовочку в жены? (Крот)
  6. В какое время года Гадкий утенок понял, что он лебедь? (Весна)
  7. В кого влюбился Стойкий Оловянный Солдатик? (Балерина)
  8. Кто помог Герде пробраться во дворец принца и принцессы? (Ворон).

Конкурс капитанов

«Собери картинку из сказки и назови ее»

Задание для команд

Угадайте, из каких сказок эти иллюстрации. (показ иллюстраций).

  (Показ на экране )

 - Дюймовочка; Снежная Королева; Дикие лебеди; Огниво; Русалочка; Стойкий оловянный солдатик; Оле-Лукойе.

5. О ком из героев сказок эти стихи и найти книгу этой сказки?

- За дело взялся он смело

И заработал кучу денег

Огниво ведьме не отдал,

Деньги направо, налево швырял,

Потом принцессу  в жены взял.

/ Солдат «Огниво»/

- В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

/ Гадкий утенок из одноименной сказки/

- Чуть женой крота не стала

И усатого жука,

Вместе с ласточкой летала.  Высоко под облака.

/ Дюймовочка из одноименной сказки /

6.Дидактическая игра  «Из какой сказки предмет»

Воспитатель:- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

-У меня в руках корзина, но она не простая, в ней лежат волшебные вещи из сказок.

Воспитатель показывает предмет, дети должны назвать героя сказки Г.Х.Андерсена.

а) Горошина. ( «Принцесса на горошине» )

б) Яйцо. ( «Гадкий утенок» )

      в) Тюльпан. ( «Дюймовочка» )

      г) Кусок льда. ( «Снежная королева» )

7. Домашнее задание
Показ небольшой сценки  из сказки Андерсена каждой команды.

1.«Снежная Королева» - танец  разбойников
2.«Дюймовочка» - танец  лягушат.

Из-за цветка появляется Жаба.

Жаба: Я не даром заскочила к вам,  девчушка хороша.

        Пусть женою станет милой.

        Для сынка; Для малыша.

Дюймовочка: Я не пойду с вами. Помогите; Отпустите!

Я в болото не хочу.

Жаба: Не упрямься! Он красавец!

        Я серьезно! Не шучу!

        Посмотри, сынок скорей!

        Как красива, Как стройна!

        Будешь ты ему жена.

Сын: Квакс – квакс – брекекекс. Какая славная, красивая девочка.

 Она очень милая. Будем жить в болоте с ней.

 Вот возьми цветок скорей. Кваа!

Дюймовочка: Вот несчастье, как мне быть. Не хочу в болоте жить.

Сын: Нечего, не хнычь, привыкнешь.

 Квак в трясине заживем.

А пока тебя привяжем и гостей.

 И гостей всех позовем.

(Приглашают лягушат на танец - Дюймовочка в центре  круга)

 8 .Конкурс  знатоков.  

 Вопросы.

  1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? / Снежная королева /.

     2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? / Гадкий утёнок /.

3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? / Дюймовочка /.

4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.

5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.

6. А какая сказка начинается такими словами? Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма. / Огниво /.

7. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос/

8. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /.

9. Старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала своё жильё тростником и жёлтыми кувшинками – надо же было приукрасить для молодой невестки! Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела…
(«Дюймовочка»)

10. Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является он. В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из неё тоненькой-тоненькой струйкой. Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть его, а он подкрадывается к ним сзади и начинает тихонько дуть им в затылки. Подует – и головки у них сейчас отяжелеют.
(«Оле-Лукойе»)

 Дидактическая игра «Угадай сказку»                                                                               

Я называю  слова. Нужно сказать, подходят ли они  к той или иной сказке Андерсена. Назовите эти сказки

. -Ласточка, жабы, мышь, крот.  ( «Дюймовочка» )

-Король, одиннадцать братьев, Элиза, колдунья.  ( «Дикие лебеди» )

-Принцесса, горошина, тюфяки, перины.  ( «Принцесса на горошине» )

-Северный олень, разбойница, Герда, Кай. ( «Снежная королева» )

-Ведьма, солдат, принцесса, собаки. ( «Огниво» )

-Утки, лебеди, курица, кот. ( «Гадкий утенок» )

-Принц, морская пена, ведьма, немая девушка. ( «Русалочка» )

 Музыкальная пауза. Слушание песни из кинофильма «Русалочка» «Ах, кто сказал, что жизнь прекрасна».

V. Играем в ассоциации.

Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?
Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая. 
Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.  
Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.

 Подводятся итоги. Вручаются призы.

 Все поют песню из кинофильма Маленький Мук «Дорогою добра».

Дидактическая игра «Угадай сказку»                                                                               

-Ласточка, жабы, мышь, крот.  ( «Дюймовочка» )

-Король, одиннадцать братьев, Элиза, колдунья.  ( «Дикие лебеди» )

-Принцесса, горошина, тюфяки, перины.  ( «Принцесса на горошине» )

-Северный олень, разбойница, Герда, Кай. ( «Снежная королева» )

-Ведьма, солдат, принцесса, собаки. ( «Огниво» )

-Утки, лебеди, курица, кот. ( «Гадкий утенок» )

-Принц, морская пена, ведьма, немая девушка. ( «Русалочка» )

Воспитатель:- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

-У меня в руках корзина, но она не простая, в ней лежат волшебные вещи из сказок.

Дидактическая игра «Из какой сказки предмет»

Воспитатель показывает предмет, дети должны назвать героя сказки Г.Х.Андерсена.

а) Горошина. ( «Принцесса на горошине» )

б) Яйцо. ( «Гадкий утенок» )

в) Тюльпан. ( «Дюймовочка» )

г) Кусок льда. ( «Снежная королева» )

Физкультминутка «Принцесса»

В ненастный и дождливый вечер,

(Круговое вращение рук по очередности)

Девчушка в замок забрела.

(Пружинка с поочередным разведением звук в сторону)

Попросила обогреться

У домашнего очага.

(Пожимая плечами вверх-вниз)

Принцу очень полюбились, ее красивые глаза,

(Закрываем, открываем глаза)

А незнакомка оказалась, принцессою из  далека.

(Пружинка с поочередным выставлением ног)

Воспитатель: -Молодцы. А сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы должны вспомнить их названия.

Дидактическая игра «Назови сказку»

-Бедный утенок просто не знал, что ему думать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!

( «Гадкий утенок» )

-Злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ее личико вонючей мазью и спутала ее волосы. Теперь нельзя было ее узнать. Даже отец ее испугался.

( «Дикие лебеди» )

-Однажды ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба. Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком….

( «Дюймовочка» )

-Часто по утрам и вечерам приплывала она к тому месту, где оставила принца. Она видела, как созревали в саду плоды, как их собирали, но принца так больше и не видела, возвращалась домой каждый раз все печальнее.

( «Русалочка» )

-А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть.

( «Огниво» )

-Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же

Превращалось в густой туман.

( «Снежная королева» )

  1. Из        каких сказок эти отрывки?
  1. « Жил был тролль, злющий - презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало. В котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя....» («Снежная королева»)
  2. «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро, лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот и тогда они сыграют свадьбу....» («Дюймовочка»)
  1. Узнай героя сказки.
  1. «Она была так прелестна, тек, нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни тепла, ни красоты...» («снежная королева»);
  2. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сидела корона, за плечами развевались блестящие крылышки...» («Эльф Дюймовочки»);
  3. « Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику...» («Оле-ЛУКОЙЕ»)
  4. Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть меньше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.

(«Дюймовочка»).

Педагог читает отрывок из сказки, дети должны рассказать, что произошло дальше.

  1. « Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

-Убей меня! _ Сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде!» («Гадкий утенок»)

  1. « Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда его спустила ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как...» («Огниво»)
  2. «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой.. ,»(«Дикие лебеди»)

Педагог может прочесть отрывки. Например:

  1. Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфа, и я все стал видеть злым и безобразным. («Снежная королева»)
  2. « Появился на птичьем дворе маленький птенец - утенок, и до того он был безобразным: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою стаю..» («Гадкий утенок»)
  3. «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке, на зеленом стульчике сидели девочка, совсем крошечная..» («Дюймовочка»)

Ведущий.

На плакатах написаны слова. Нужно выбрать те из них, которые подходят к той или иной сказке Андерсена. Назовите эти сказки.

  1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, дружба. («Снежная королева»)
  2. Трава, карусель, крапива, кольцо, жаба, терпение. («Дикие лебеди»)
  3. Дупло, ветер, принцесса, труба, собака. («Огниво»)
  4. Нора, полевая мышь, ласточка, эльф. («Дюймовочка»)
  5. Тюфяк, кресло, карета, ливень, река, принцесса. («Принцесса на горошине»)

4. Ответь на вопросы.

  1. В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? (Принцесса на горошине)
  2. В какой сказке придворные уверяли, что король одет в роскошные одежды? (Новое платья короля)
  3. Герой, какой сказки пел песенку: «Ах, мой милый. Августин,

все прошло, прошло.» (Свинопас)

  1. какой герой Андерсена. Знает сказок больше всех на свете? (Оле - Лукойе)
  2. Какой герой сказки ослеп, не потерял зрения? (Кай, (Снежная королева)

Из-за цветка появляется Жаба.

Жаба: Я не даром заскочила; К вам девчушка хороша.

        Пусть женою станет милой.

        Для сынка; Для малыша.

Дюймовочка: Я не пойду с вами. Помогите; Отпустите!

Я в болото не хочу.

Жаба: Не упрямься! Он красавец!

        Я серьезно! Не шучу!

        Посмотри, сынок скорей!

        Как красива, Как стройна!

        Будешь ты ему жена.

Сын: Квакс – квакс – брекекекс. Какая славная, красивая девочка. Она очень милая. Будем жить в болоте с ней. Вот возьми цветок скорей. Кваа!

Дюймовочка: Вот несчастье, как мне быть. Не хочу в болоте жить.

Сын: Нечего, не хнычь, привыкнешь. Квак в трясине заживем.

А пока тебя привяжем и гостей. И гостей всех позовем.

(Жаба, сын уходят)

 

Появляется Мотылек под музыку.

Мотылек: Я спасу тебя Дюймовочка.

Дюймовочка: Милый мотылек, руки развяжи. И от жаб противных этих поскорей спаси.

Мотылек: Слезы вытри, не грусти!

                Я прилетел тебя спасти!

(Навстречу вылетают жуки)

7. Жук. Как обворожительны, желаю вам сказать.

          Я – жук. А как прикажите себя вы называть.

          Пожалуй, я прекрасней чем вы и не встречал.

          Я джентльмен сударыня, и вас зову на бал.

2. Жук. Ужасная, ужасная. И ножки две всего.

             И слышать не желаем мы о ней мы нечего.

3. Жук. У нее ведь даже и усиков – то нет

              Какой позор, какой скандал.

                Не нравится нам, нет.

  1. Жук. Мне очень жаль сударыня.

                Но всем без исключения.

                Вы жутко не понравились.

                Хоть я другого мнения.

Песня жуков.(Звуковая культура речи – отрабатывается звук Ж)

Жу – жу – жу, жу- жу –жу

Я на ветке сижу

И звук Ж: я твержу.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу. И звук Ж: я твержу.

Декорация «Королевский замок»

Включается свет.

Фоном звучит спокойная музыка.

Герда

Как же брата мне найти?

Верные узнать пути?

Может, наш король мне скажет

И дорогу мне подскажет?

Герда уходит.

Звучит песня Г. Гладкова «Такая, сякая»

 Вперед выходят Король, Королева и Принцесса. Король и королева разговаривают с принцессой.

Король.

Что за хлам лежит на троне?  - показывает на стул принцессы

Пыль клубками на короне… - проводит пальцем по короне принцессы

И разбросаны игрушки: - обводит зал рукой.

На полу и на подушке.

Не заправлена кровать:

Во дворце ни сесть, ни встать…

Принцесса. Не хочу я убираться!

Я желаю развлекаться.

Королева. Дочка, надо быть опрятной,

Чистой, свежей, аккуратной.

Убираться, не сорить,

Гладить, мыть, супы варить.

Принцесса.

Не хочу супы варить,

Гладить, мыть, стирать, варить.

Я желаю веселиться,

В танцах весело кружиться.

Раздается стук в дверь, входит Герда.

Герда

Здравствуйте, синьор король.

Выслушать меня изволь.

Брата я хочу найти,

Но не знаю я пути

К дому снежной королевы

Не проехать, не пройти.

Королева

Подскажу дорогу я.

Но есть просьба у меня.

Дочку надо научить

Как стирать, готовить, шить.

Замуж скоро отдавать

Кто ж неряху будет брать?...

Герда

Очень важно научиться

Чисто правильно стирать!

Что ж, принцесса, выходите,

Тазик с порошком берите,

Будем стирку начинать!

Выходят принцесса и  Герда, берут тазики и ставят на пол.

Танец «Стирка»

Принцесса (радостно хлопает в ладоши)

Как же весело трудиться!

Больше не хочу лениться!

Буду маме помогать,

Во дворце все убирать.

Принцесса начинает убирать игрушки, складывает их в коробку.

Король

Как я рад!

Королева

И как я рада

Король

Принимай от нас награду!

Король отдает Герде карту.

Это - карта всех дорог

Долго я ее берег.

В царство снега, в царство льда

Путь найдешь ты без труда.

Герда.

Вам спасибо от души!

Король

Лучше к брату поспеши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина в подготовительной группе по сказкам Х. К. Андерсена

Литературная викторина  в подготовительной к школе группе по сказакам Х. К. андерсена...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Сказка Г. Х. Андерсена "Оловянный солдатик""

               Конспект непосредственной образовательной деятельности вподготовительной группе  по теме "Сказки Г. Х. Андерсена"воспитателя Яковлево...

Литературный конкурс в подготовительной группе на тему: "Сказки К.И.Чуковского"

Цели: закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И.Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- учить точно, отвечать на вопр...

Конспект музыкально-литературного досуга в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

Цель:Вспомнить с детьми названия и содержание произведений Г.Х. Андерсена, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.Задачи...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « СКАЗКИ Х. К. АНДЕРСЕНА

Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции старших дошкольников....

Конспект игры-викторины в подготовительной группе на тему «Сказки А.С. Пушкина».

Цель: Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкину. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. 2. Обращать внимание детей на выразительные средства язы...