ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «СКАЗКИ Х.К. АНДЕРСЕНА»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «СКАЗКИ Х.К. АНДЕРСЕНА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina.2.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 57 городского округа Самара
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«Любознайки»
НА ТЕМУ:
« СКАЗКИ Х. К. АНДЕРСЕНА»
Подготовила:
Воспитатель МБОУ Школа № 57:
Сафина Л.Н.
2013-2014 учебный год
г. Самара
Предварительная работа: чтение сказок Х. К. Андерсена.
Задачи:
- Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.
- Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции старших дошкольников.
- Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
Посадка детей. Дети разделены на две группы (команды), сидят в музыкальном зале.
Помещение оформлено по теме «Сказки Х. К. Андерсена»: книги с его произведениями, иллюстрации из сказок, иллюстрации сказочных героев, портрет Х. К. Андерсена, предметы из сказок, декорации к сказкам «Снежная королева», «Дюймовочка».
Ведущий: воспитатель.
Награждение: книга, дидактические игры.
Ведущий: Дети, вы, конечно все любите путешествия?
А сказочные любите?
Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую страну Данию, мы встретимся с героями известного сказочника Ханса Кристиана Андерсена.
У НАС УЧАВСТВУЮТ 2 КОМАНДЫ:
- Любознайки –капитан…….
- Почемучки - капитан……
Презентация «Г.Х.Андерсен» - просмотр слайдов
Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит фишку.
Игра будет проходить из нескольких заданий, все они разные.
Разминка: разгадать кроссворд.
Вопросы:
- Из чего плела рубашки своим братьям Элиза из сказки «Дикие лебеди»? (Крапива)
- Во что превратилась главная героиня в сказке «Русалочка»? (Пена)
- В какой стране родился и провел детство Г.Х. Андерсен? (Дания)
- Какое животное довезло Герду к чертогам царства Снежной королевы? (Олень)
- Какой подземный житель хотел взять Дюймовочку в жены? (Крот)
- В какое время года Гадкий утенок понял, что он лебедь? (Весна)
- В кого влюбился Стойкий Оловянный Солдатик? (Балерина)
- Кто помог Герде пробраться во дворец принца и принцессы? (Ворон).
Конкурс капитанов
«Собери картинку из сказки и назови ее»
Задание для команд
Угадайте, из каких сказок эти иллюстрации. (показ иллюстраций).
(Показ на экране )
- Дюймовочка; Снежная Королева; Дикие лебеди; Огниво; Русалочка; Стойкий оловянный солдатик; Оле-Лукойе.
5. О ком из героев сказок эти стихи и найти книгу этой сказки?
- За дело взялся он смело
И заработал кучу денег
Огниво ведьме не отдал,
Деньги направо, налево швырял,
Потом принцессу в жены взял.
/ Солдат «Огниво»/
- В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
/ Гадкий утенок из одноименной сказки/
- Чуть женой крота не стала
И усатого жука,
Вместе с ласточкой летала. Высоко под облака.
/ Дюймовочка из одноименной сказки /
6.Дидактическая игра «Из какой сказки предмет»
Воспитатель:- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
-У меня в руках корзина, но она не простая, в ней лежат волшебные вещи из сказок.
Воспитатель показывает предмет, дети должны назвать героя сказки Г.Х.Андерсена.
а) Горошина. ( «Принцесса на горошине» )
б) Яйцо. ( «Гадкий утенок» )
в) Тюльпан. ( «Дюймовочка» )
г) Кусок льда. ( «Снежная королева» )
7. Домашнее задание
Показ небольшой сценки из сказки Андерсена каждой команды.
1.«Снежная Королева» - танец разбойников
2.«Дюймовочка» - танец лягушат.
Из-за цветка появляется Жаба.
Жаба: Я не даром заскочила к вам, девчушка хороша.
Пусть женою станет милой.
Для сынка; Для малыша.
Дюймовочка: Я не пойду с вами. Помогите; Отпустите!
Я в болото не хочу.
Жаба: Не упрямься! Он красавец!
Я серьезно! Не шучу!
Посмотри, сынок скорей!
Как красива, Как стройна!
Будешь ты ему жена.
Сын: Квакс – квакс – брекекекс. Какая славная, красивая девочка.
Она очень милая. Будем жить в болоте с ней.
Вот возьми цветок скорей. Кваа!
Дюймовочка: Вот несчастье, как мне быть. Не хочу в болоте жить.
Сын: Нечего, не хнычь, привыкнешь.
Квак в трясине заживем.
А пока тебя привяжем и гостей.
И гостей всех позовем.
(Приглашают лягушат на танец - Дюймовочка в центре круга)
8 .Конкурс знатоков.
Вопросы.
- В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? / Снежная королева /.
2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? / Гадкий утёнок /.
3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? / Дюймовочка /.
4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.
5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.
6. А какая сказка начинается такими словами? Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма. / Огниво /.
7. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос/
8. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /.
9. Старая жаба сидела внизу, в тине, и убирала своё жильё тростником и жёлтыми кувшинками – надо же было приукрасить для молодой невестки! Потом она поплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела…
(«Дюймовочка»)
10. Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является он. В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из неё тоненькой-тоненькой струйкой. Тогда веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть его, а он подкрадывается к ним сзади и начинает тихонько дуть им в затылки. Подует – и головки у них сейчас отяжелеют.
(«Оле-Лукойе»)
Дидактическая игра «Угадай сказку»
Я называю слова. Нужно сказать, подходят ли они к той или иной сказке Андерсена. Назовите эти сказки
. -Ласточка, жабы, мышь, крот. ( «Дюймовочка» )
-Король, одиннадцать братьев, Элиза, колдунья. ( «Дикие лебеди» )
-Принцесса, горошина, тюфяки, перины. ( «Принцесса на горошине» )
-Северный олень, разбойница, Герда, Кай. ( «Снежная королева» )
-Ведьма, солдат, принцесса, собаки. ( «Огниво» )
-Утки, лебеди, курица, кот. ( «Гадкий утенок» )
-Принц, морская пена, ведьма, немая девушка. ( «Русалочка» )
Музыкальная пауза. Слушание песни из кинофильма «Русалочка» «Ах, кто сказал, что жизнь прекрасна».
V. Играем в ассоциации.
Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?
Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.
Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.
Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.
Подводятся итоги. Вручаются призы.
Все поют песню из кинофильма Маленький Мук «Дорогою добра».
Дидактическая игра «Угадай сказку»
-Ласточка, жабы, мышь, крот. ( «Дюймовочка» )
-Король, одиннадцать братьев, Элиза, колдунья. ( «Дикие лебеди» )
-Принцесса, горошина, тюфяки, перины. ( «Принцесса на горошине» )
-Северный олень, разбойница, Герда, Кай. ( «Снежная королева» )
-Ведьма, солдат, принцесса, собаки. ( «Огниво» )
-Утки, лебеди, курица, кот. ( «Гадкий утенок» )
-Принц, морская пена, ведьма, немая девушка. ( «Русалочка» )
Воспитатель:- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
-У меня в руках корзина, но она не простая, в ней лежат волшебные вещи из сказок.
Дидактическая игра «Из какой сказки предмет»
Воспитатель показывает предмет, дети должны назвать героя сказки Г.Х.Андерсена.
а) Горошина. ( «Принцесса на горошине» )
б) Яйцо. ( «Гадкий утенок» )
в) Тюльпан. ( «Дюймовочка» )
г) Кусок льда. ( «Снежная королева» )
Физкультминутка «Принцесса»
В ненастный и дождливый вечер,
(Круговое вращение рук по очередности)
Девчушка в замок забрела.
(Пружинка с поочередным разведением звук в сторону)
Попросила обогреться
У домашнего очага.
(Пожимая плечами вверх-вниз)
Принцу очень полюбились, ее красивые глаза,
(Закрываем, открываем глаза)
А незнакомка оказалась, принцессою из далека.
(Пружинка с поочередным выставлением ног)
Воспитатель: -Молодцы. А сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы должны вспомнить их названия.
Дидактическая игра «Назови сказку»
-Бедный утенок просто не знал, что ему думать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!
( «Гадкий утенок» )
-Злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ее личико вонючей мазью и спутала ее волосы. Теперь нельзя было ее узнать. Даже отец ее испугался.
( «Дикие лебеди» )
-Однажды ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба. Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком….
( «Дюймовочка» )
-Часто по утрам и вечерам приплывала она к тому месту, где оставила принца. Она видела, как созревали в саду плоды, как их собирали, но принца так больше и не видела, возвращалась домой каждый раз все печальнее.
( «Русалочка» )
-А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть.
( «Огниво» )
-Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же
Превращалось в густой туман.
( «Снежная королева» )
- Из каких сказок эти отрывки?
- « Жил был тролль, злющий - презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало. В котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя....» («Снежная королева»)
- «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро, лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот и тогда они сыграют свадьбу....» («Дюймовочка»)
- Узнай героя сказки.
- «Она была так прелестна, тек, нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни тепла, ни красоты...» («снежная королева»);
- «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сидела корона, за плечами развевались блестящие крылышки...» («Эльф Дюймовочки»);
- « Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется. Под мышками у него по зонтику...» («Оле-ЛУКОЙЕ»)
- Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть меньше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.
(«Дюймовочка»).
Педагог читает отрывок из сказки, дети должны рассказать, что произошло дальше.
- « Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.
-Убей меня! _ Сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде!» («Гадкий утенок»)
- « Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда его спустила ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как...» («Огниво»)
- «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой.. ,»(«Дикие лебеди»)
Педагог может прочесть отрывки. Например:
- Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфа, и я все стал видеть злым и безобразным. («Снежная королева»)
- « Появился на птичьем дворе маленький птенец - утенок, и до того он был безобразным: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою стаю..» («Гадкий утенок»)
- «Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке, на зеленом стульчике сидели девочка, совсем крошечная..» («Дюймовочка»)
Ведущий.
На плакатах написаны слова. Нужно выбрать те из них, которые подходят к той или иной сказке Андерсена. Назовите эти сказки.
- Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, дружба. («Снежная королева»)
- Трава, карусель, крапива, кольцо, жаба, терпение. («Дикие лебеди»)
- Дупло, ветер, принцесса, труба, собака. («Огниво»)
- Нора, полевая мышь, ласточка, эльф. («Дюймовочка»)
- Тюфяк, кресло, карета, ливень, река, принцесса. («Принцесса на горошине»)
4. Ответь на вопросы.
- В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? (Принцесса на горошине)
- В какой сказке придворные уверяли, что король одет в роскошные одежды? (Новое платья короля)
- Герой, какой сказки пел песенку: «Ах, мой милый. Августин,
все прошло, прошло.» (Свинопас)
- какой герой Андерсена. Знает сказок больше всех на свете? (Оле - Лукойе)
- Какой герой сказки ослеп, не потерял зрения? (Кай, (Снежная королева)
Из-за цветка появляется Жаба.
Жаба: Я не даром заскочила; К вам девчушка хороша.
Пусть женою станет милой.
Для сынка; Для малыша.
Дюймовочка: Я не пойду с вами. Помогите; Отпустите!
Я в болото не хочу.
Жаба: Не упрямься! Он красавец!
Я серьезно! Не шучу!
Посмотри, сынок скорей!
Как красива, Как стройна!
Будешь ты ему жена.
Сын: Квакс – квакс – брекекекс. Какая славная, красивая девочка. Она очень милая. Будем жить в болоте с ней. Вот возьми цветок скорей. Кваа!
Дюймовочка: Вот несчастье, как мне быть. Не хочу в болоте жить.
Сын: Нечего, не хнычь, привыкнешь. Квак в трясине заживем.
А пока тебя привяжем и гостей. И гостей всех позовем.
(Жаба, сын уходят)
Появляется Мотылек под музыку.
Мотылек: Я спасу тебя Дюймовочка.
Дюймовочка: Милый мотылек, руки развяжи. И от жаб противных этих поскорей спаси.
Мотылек: Слезы вытри, не грусти!
Я прилетел тебя спасти!
(Навстречу вылетают жуки)
7. Жук. Как обворожительны, желаю вам сказать.
Я – жук. А как прикажите себя вы называть.
Пожалуй, я прекрасней чем вы и не встречал.
Я джентльмен сударыня, и вас зову на бал.
2. Жук. Ужасная, ужасная. И ножки две всего.
И слышать не желаем мы о ней мы нечего.
3. Жук. У нее ведь даже и усиков – то нет
Какой позор, какой скандал.
Не нравится нам, нет.
- Жук. Мне очень жаль сударыня.
Но всем без исключения.
Вы жутко не понравились.
Хоть я другого мнения.
Песня жуков.(Звуковая культура речи – отрабатывается звук Ж)
Жу – жу – жу, жу- жу –жу
Я на ветке сижу
И звук Ж: я твержу.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу. И звук Ж: я твержу.
Декорация «Королевский замок»
Включается свет.
Фоном звучит спокойная музыка.
Герда
Как же брата мне найти?
Верные узнать пути?
Может, наш король мне скажет
И дорогу мне подскажет?
Герда уходит.
Звучит песня Г. Гладкова «Такая, сякая»
Вперед выходят Король, Королева и Принцесса. Король и королева разговаривают с принцессой.
Король.
Что за хлам лежит на троне? - показывает на стул принцессы
Пыль клубками на короне… - проводит пальцем по короне принцессы
И разбросаны игрушки: - обводит зал рукой.
На полу и на подушке.
Не заправлена кровать:
Во дворце ни сесть, ни встать…
Принцесса. Не хочу я убираться!
Я желаю развлекаться.
Королева. Дочка, надо быть опрятной,
Чистой, свежей, аккуратной.
Убираться, не сорить,
Гладить, мыть, супы варить.
Принцесса.
Не хочу супы варить,
Гладить, мыть, стирать, варить.
Я желаю веселиться,
В танцах весело кружиться.
Раздается стук в дверь, входит Герда.
Герда
Здравствуйте, синьор король.
Выслушать меня изволь.
Брата я хочу найти,
Но не знаю я пути
К дому снежной королевы
Не проехать, не пройти.
Королева
Подскажу дорогу я.
Но есть просьба у меня.
Дочку надо научить
Как стирать, готовить, шить.
Замуж скоро отдавать
Кто ж неряху будет брать?...
Герда
Очень важно научиться
Чисто правильно стирать!
Что ж, принцесса, выходите,
Тазик с порошком берите,
Будем стирку начинать!
Выходят принцесса и Герда, берут тазики и ставят на пол.
Танец «Стирка»
Принцесса (радостно хлопает в ладоши)
Как же весело трудиться!
Больше не хочу лениться!
Буду маме помогать,
Во дворце все убирать.
Принцесса начинает убирать игрушки, складывает их в коробку.
Король
Как я рад!
Королева
И как я рада
Король
Принимай от нас награду!
Король отдает Герде карту.
Это - карта всех дорог
Долго я ее берег.
В царство снега, в царство льда
Путь найдешь ты без труда.
Герда.
Вам спасибо от души!
Король
Лучше к брату поспеши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина в подготовительной группе по сказкам Х. К. Андерсена
Литературная викторина в подготовительной к школе группе по сказакам Х. К. андерсена...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Сказка Г. Х. Андерсена "Оловянный солдатик""
Конспект непосредственной образовательной деятельности вподготовительной группе по теме "Сказки Г. Х. Андерсена"воспитателя Яковлево...
Литературный конкурс в подготовительной группе на тему: "Сказки К.И.Чуковского"
Цели: закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И.Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- учить точно, отвечать на вопр...
Конспект литературной викторины для детей подготовительной группы на тему "Сказки Чуковского" с использованием ИКТ
В игровой форме рекомендую провести викторину по сказкам Чуковского...
Конспект музыкально-литературного досуга в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»
Цель:Вспомнить с детьми названия и содержание произведений Г.Х. Андерсена, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.Задачи...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « СКАЗКИ Х. К. АНДЕРСЕНА
Обогатить и уточнить представления детей о Г.Х.Андерсене и его творчестве.Способствовать развитию начал коммуникативной компетенции старших дошкольников....
Конспект игры-викторины в подготовительной группе на тему «Сказки А.С. Пушкина».
Цель: Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкину. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. 2. Обращать внимание детей на выразительные средства язы...