ТЕМА: «Знакомство с П.П.Ершовым и его творчеством; чтение «Конёк – Горбунок»».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Миронова Галина Анатольевна

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Знакомство  с  П.П.Ершовым  и  его  творчеством; чтение «Конёк –    Горбунок»».

 ЦЕЛЬ: Познакомить  детей  с  новым  для  них  автором  и  его  произведением.

               

 ЗАДАЧИ: Расширить  представления  детей  о  писателе  и  поэте  П.П.Ершове. Учить  передавать  своё  отношение  к  поступкам  героев  сказок. Учить  отвечать  на  вопросы  по  тексту, используя  разные  виды  предложений. Развивать  творческое  воображение, интонационную  выразительность  речи. Воспитывать  любовь и интерес к жизни  и  творчеству  писателя  П.П.Ершова.

 ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ  РАБОТА: Чтение  русских  народных  сказок: « Сивка-Бурка», «Об  Иване-дураке», «Жар-птица  и  Василиса-царевна». Рассматривание  предметов  крестьянского  быта, иллюстраций  русской  избы. Заучивание  нескольких  потешек. Составление  описательных  рассказов  по  игрушке, по  картинкам  с  изображением  природы. Пересказывание  уже  знакомых  сказок. Разучить  пальчиковую  гимнастику  « Лошадки». Игра-лото  « Что  это ?» ( У  ведущего  карточки-картинки  с  изображением  предметов  крестьянского  быта. На  вопрос  ведущего: « Что  это?», игроки, кто  быстрее,  отвечают  и  берут  себе  эту  карточку. У  кого  к  концу  игры  набирается  больше  карточек,  тот  и  выиграл.) Разучить  подвижную  игру « Лошадками  поскачем».

ПОДГОТОВКА  К  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:                                                                         

Перед  началом  занятия  я  проветриваю  групповую  комнату. Помощник  делает  влажную  уборку.  Я  расставляю  стульчики  на  ковре  перед  уголком  развития  речи, украшаю  группу  предметами  крестьянского  быта. В  уголке  развития  речи  расставляю  иллюстрации  крестьянского  быта,  игру-лото  с  этим  же   содержанием. На  книжной  полке  расставляю  сказки  уже  известные  детям  и  сказку  «Конёк-Горбунок». На  мольберт  ставлю  портрет  П.П.Ершова.  Рядом  с  полкой  ставлю  стул  со  скакалками-вожжами, в  музыкальный  центр  ставлю  подготовленный  диск  с  записью  части  произведения  и  музыкальными  произведениями  для  физкультурных  минуток. С  детьми  в  раздевалке  провожу  дыхательную  гимнастику.

МАТЕРИАЛЫ: Предметы   крестьянского  быта, иллюстрации  крестьянского  быта, книги  с  русскими  народными   сказками,  книга  «Конёк-Горбунок», мольберт, портрет  П.П.Ершова,  скакалки  для  подвижной  игры,  диск  с  подготовленными  записями.

ОРГАНИЗАЦИЯ  И  МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ:                                Дети  входят  в  группу  под  музыку  Б.Савельева  «Дождик  босиком…»  и  садятся  на  стульчики  на  ковре,  поставленные  полукругом.

Воспитатель: Ребята, я  знаю, вы  любите  игры, песни, загадки  и  пляски,  но  нет  ничего  интереснее,  чем  волшебные  сказки.  Вы  уже  знаете  много  сказок,  и  сейчас  я  проверю,  помните  ли  вы  их,  отгадайте,  про  каких  это  героев:                                        На  сметане  мешён,                                                                                На  окошке  стужён,                                                                                Круглый  бок, румяный  бок                                                                        Покатился…..  ( Колобок.)                                                        Бабушка  девочку  очень  любила,                                                                Шапочку  красную  ей  подарила,                                                                Девочка  имя  забыла  своё,                                                                        А  ну, подскажите  имя  её.  (Красная  Шапочка.)                                                        Носик  круглый  пятачком,                                                                        Им  в  земле  удобно  рыться.                                                                        Хвостик  маленький  крючком,                                                                Вместо  туфелек-копытца.                                                                          Трое  их - и  до  чего  же                                                                        Братья  дружные  похожи.                                                                        Отгадайте  без  подсказки,                                                                        Кто  герои  этой  сказки?

                                                                                            ( Три поросёнка.)                                Лечит  маленьких  детей,                                                                           Лечит  птичек  и  зверей,                                                                        Сквозь  очки  свои  глядит                                                                        Добрый  доктор….  (  Айболит.)                                         -Молодцы, все  сказки  отгадали ! А  сегодня  я  вас  познакомлю  с  одним  очень  интересным  человеком,  он  писатель, а  писал  он  сказки, очень  интересные. Посмотрите  на  портрет.  Это  Пётр  Павлович  Ершов, он  жил  очень  давно.  Родился  он  в  деревне, его  папа  был  военным, а   мама  не  работала,  она  всегда  находилась  дома  со  своими  детьми, у  Петра  Павловича  был  брат. Когда  Ершов  вырос  и  пошёл  учиться,  он  написал  свою  первую  сказку  «Конёк-Горбунок», потом  он  написал  ещё  много  стихов  и  сказок, которые  тоже  писал  в  стихах  и  очень  много  употреблял  старорусских  слов, таких  как:                                 ГЛАШАТАЙ-это  человек, который  в  старину  выкрикивал  объявления.

ГОРОДНИЧИЙ- в  старину, начальник  города.                        

КОУРКО- рыжая  лошадь.                                                        

МАЛАХАЙ- длинная, широкая  одежда  без  пояса.                

СЕДЬМИЦА- неделя.                                                                

СЕННИК- помещение, где  хранится  сено.                        

СТРЕЛЬЦЫ- старинное  войско  в  Древней  Руси.                        

ЧЕЛЯДЬ- слуги.                                                                                        Правда  интересные  слова ? Они  встречаются  в  сказке  «Конёк-Горбунок», которую  мы  сейчас  будем  слушать, а  хотите  сейчас  тоже  поиграть  в  «Лошадок»? Мы c вами  разделимся  на «лошадок»  и «конюхов». (У  каждого  ребёнка «конюха» - вожжи-скакалка. По  сигналу  воспитателя  «конюхи»  запрягают «лошадок». По  следующему  указанию  дети передвигаются  сначала  шагом, поднимая  высоко  ноги  в  коленях, затем  переходят  на  бег  так, чтобы  не  мешать  друг  другу  под  музыку «Моя  лошадка» А.Гречанинова. Через  некоторое  время  «лошадки»  останавливаются, их  распрягают  и  выпускают  на  луг, «конюхи»  также  отдыхают. Дети  меняются  ролями  и  снова  выполняют  упражнения  в  беге  и  ходьбе).                                                                                                        - Поиграли, побегали, а  теперь  садимся  слушать  сказку. ( Включаю  запись первой  части  сказки  на  диске.) Понравилась  сказка?                        

Дети: Да.                                                                                                

Воспитатель: Как  называется эта  сказка?                                                

Дети: Конёк-Горбунок.                                                                        

Воспитатель: Как  вы  думаете, почему  так  назвали  конька?(Мнения  детей.) Назовите  главных  героев  сказки.                                                

Дети: Иван, братья, Конёк, царь.                                                                

Воспитатель: Какими  были  братья?                                                        

Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д.                                                        

Воспитатель: Как  у  Ивана  появился  Конёк-Горбунок?                                

Дети: Ему  подарила  кобылица.                                                                

Воспитатель: Она  ему  подарила  только  конька?                                        

Дети: Нет, ещё  трёх  коней.                                                                        

Воспитатель: Расскажите, какими  были  эти  кони?(Ответы  детей.)                

- Чем  закончилась  сказка?                                                                        

- А  с  чего  всё  началось  в  этой  сказке?                                                

-Какие  отрывки  из  этой  сказки  вы  бы  хотели  ещё  раз  услышать?

( Зачитываю  отрывки  по  выбору  детей, показываю  иллюстрации  в  книге.) Мы  с  вами  познакомились  с  волшебным  коньком, хотите  поиграть  пальчиками  в «лошадки»?                

Дети: Да.( Пальчики «скачут» как  лошадки  по  коленям  под  музыку  В.Шаинского  «Облака».)                                                                        

Воспитатель: Ребята, а  может  вы  хотите  разыграть  какую-нибудь  сценку  из  сказки ?( Дети  выбирают  понравившийся  отрывок, распределяют  роли. Драматизация.) Как  хорошо  у  вас  получилось,  а  главное  вы  всё  правильно  запомнили. Теперь  давайте  вспомним,  что  нового  мы  сегодня?

- С  каким  писателем  мы  познакомились?                                                

- Что  больше  всего  запомнилось ?                                                        

- Сейчас  нам  уже  пора  на  прогулку, но  если  вы  захотите,  мы  с  вами  можем  вечером  послушать  продолжение  этой  чудесной  сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сюжетному рисованию для детей старшей группы «Конёк-Горбунок»

Конспект занятия по сюжетному рисованиюдля детей старшей группы «Конёк-Горбунок» Вид изодеятельности: сюжетное рисование.Возрастная группа: старшая группа.Тема: «Конёк - Горбунок».Программн...

Сценарий музыкального спектакля по сказке "Конёк-Горбунок" в подготовительной группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6253868","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6253869"...

К 200-летию П.П. Ершова, автора сказки "Конёк-Горбунок"

К 200-летию П.П. Ершова, автора сказки "Конёк-Горбунок. " Материал для родителей и педагогов.http://dfiles.ru/files/30j1r0rr2...

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Тема ННОД: "Конёк-горбунок."

Приоритетная   образовательная   область (интеграция образовательных областей);    Художественно-эстетическое развитие; познавательное   развитие; социальн...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе к школе, тема: "Конёк-Горбунок"

Программное содержание: учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке; развивать воображение, творчество....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по рисованию на тему: «Конёк Горбунок»

Конспект ООДпо художественно-эстетическомуразвитию детей старшего дошкольного возрастапо рисованиюна тему: «Конёк Горбунок»Воспитатель: Цаплина Ю.А. Цель: Самостоятельн...