Конспект НОД «Хаврошечка» по художественно – эстетическому развитию
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Чернышева Ольга Олеговна

конспект по художественно-эстетическому развитию для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл havroshechka.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №72 »

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

 Конспект

НОД «Хаврошечка»

по художественно – эстетическому развитию

для детей старшей группы (от 5 до 6 лет)

( к неделе педагогического мастерства:

«Интеграция образовательной области « Физическая культура» с другими образовательными областями»)

Воспитатель 1 квалификационной категории:

Чернышева Ольга Олеговна

Энгельс  2015 год.

Цель:  Пробуждать фантазию  и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».

Программное содержание:

1. Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки, свободно общаться и двигаться.
2. Формировать интерес к устному народному творчеству.
3. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать детей к импровизации.
4. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
5. Поощрять творческую инициативу.

Методические приемы: сюрпризный момент, игровые моменты, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: сирота, мачеха.

Материал:  игрушка – корова, колокольчик, платочки, подушки (маты).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок.

Ход занятия:

Вхождение в сказку.

– Ребята сегодня у нас будет необычное занятие. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).

– Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

– Для этого нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в сказку. Готовы?

Дети звонят в колокольчик и садятся на коврик. Звучит музыка.

Сказка.

Есть на свете люди хорошие а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

Злая мачеха заставляла Крошечку-Хаврошечку по дому всю работу выполнять. А давайте поможем ей выполнить наказы мачехи. Первое задание, которое она должна выполнить – это почистить кастрюли.

Упражнение 1. «Чистка кастрюли»

– Ребята,покажите как она одной рукой  держала большую кастрюлю, другой напряженно, с силой, чистила стенки и дно кастрюли.

В ходе выполнения игрового задания педагог обращает внимание на напряженность мышц рук детей при выполнении упражнения.

 Вот мы почистили кастрюлю и надо, чтобы наши руки отдохнули. Дети отдыхают после «чистки», потряхивают руками, слегка наклонившись всем телом вперед. Меняют руки и выполняют упражнение еще раз.

Следующий наказ мачехи был уборка пола.

Упражнение 2. «Уборка пола»

– Представьте себе, и изобразите как Хаврошечка «смачивала в ведре тряпку» и с силой «отжимала» ее.

– Ребята, руки расслабляются, становятся мягкими, спокойны. Что для рук приятнее: напряжение или расслабление?

Были у мачехи три дочери. Старшая – Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

Упражнение 3. «Печаль Крошечки-Хаврошечки»

– Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?

Попробуйте изобразить как плакала Хаврошечка?

– А как можно пожалеть Хаврошечку? Что можно ей сказать или сделать?

– Давайте мы с вами пожалеем Хаврошечку и скажем ей ласковые добрые слова.

Кто хочет быть Хаврошечкой?

– Чье прикосновение было самым приятным?

Коровушка говорила Хаврошечке:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к мачехе. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась мачеха позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле да и забыла матушкино приказание и уснула.

Упражнение 4. «Танец Луговых цветов»

– Много на полянке было разных цветов, пахло травами. Давайте исполним танец цветов на лужке. Наши цветы двигаются под музыку плавно, мягко, красиво. А теперь тихо сядем на коврик и заснем.

Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
– Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего мачеха и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двухглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкины приказания. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двухглазка все спала.

Упражнение 5. «Заветные слова»

Дети разбиваются на пары и по очереди повторяют друг другу слова от которых уснула Двухглазка «Спи глазок, спи другой». Говорящий, тихонько хлопает по плечу партнера. Голос должен звучать мягко, доброжелательно. Садитесь.

Слушаем сказку дальше:

Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
– Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и  все рассказала.
Мачеха  обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
– Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это познала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.

Упражнение 6. «Танец в саду»

– Представьте себе, как сестры веселились в саду. И изобразите их танец. Для этого вы можете взять платочки.

На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

– Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели сорвать яблочки?

Упражнение 7. «Изобрази недовольство»

– Ребята, как вы думаете, когда человек завидует, у него какое лицо?  Правильно, потому, что, когда человек злиться, завидует, проявляет недовольство, нетерпение, то это состояние отражается в движениях и на лице. Давайте изобразим их недовольство.

– А теперь ложимся на пол и расслабляемся. Отпускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим спокойно, мягко. Становимся красивыми, добрыми и слушаем сказку дальше.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.

Дети выполняют упражнение.

Дети выполняют упражнение.

Дети «бросают» тряпку на пол, потряхивают кистями.

Да, ей жилось тяжело.

печаль, горе, досаду, обиду и т.д.

закрывала лицо руками, вытирала слезы и т.д.

обнять её, приласкать, погладить по голове, по спине.

Один ребенок по желанию становится «Хаврошечкой»,остальные дети говорят ей ласковые слова, гладят, обнимают. проявляют заботу .

Дети исполняют произвольный танец.

Дети повторяют слова и выполняют движения.

Дети танцуют под русскую – народную музыку. Садятся.

зло, зависть, недовольство, огорчение и т.д.

злое, грубое, напряжённое, некрасивое.

Дети показывают злое выражение лица.

Заключение.

– Закончилась сказка, зазвенел колокольчик ,и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу. Посмотрите вокруг, видите, на память о сегодняшнем занятии Хаврошечка прислала вам угощения  яблочки со своей волшебной яблоньки.

– Какое упражнение из сказки понравилось вам больше других?

– Все в сказке закончилось хорошо.

 А кто из героев сказки вам понравился? Почему? Кто не понравился? Почему?

Дети называют понравившееся им упражнение.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ООД Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество) в технике пэчворк Тема: «Лоскутная мозаика. Золотая рыбка»

учить составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, соблюдая правила колористки и техники безопасности при работе с острой палочкой....

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи) Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи)Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»...

Конспект ОО ФГОС ДО «Художественно - эстетическое развитие» Художественный труд «Грифоны» с использованием чайной графики для детей 5-6 лет общеразвивающей направленности

Конспект ОО ФГОС ДО «Художественно - эстетическое развитие» Художественный труд «Грифоны» с использованием чайной графики для детей 5-6 лет общеразвивающей направленн...

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...