"Выстраивание взаимодействия с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"
статья по художественной литературе на тему

Статья предназначается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и владеющих ТРИЗ-технологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сурменева Н.Н. МБДОУ «ЦРР- детский сад № 42 «Светлячок»

Обучение детей 4-5 лет выявлению минимальной модели составления сказки

При знакомстве детей с художественной литературой мы решили использовать средства ТРИЗ-технологии для более успешного решения задач данного раздела Программы.

Образовательную деятельность по ОХЛ мы строим по системному оператору.

Системный оператор.

Устная передача (из уст в уста) реальных историй.

Над. С.

В книге, мультфильме, фильме (кино), на диске, кассете, на плакате, на схеме ит. д.

В книге, авторском альбоме, которую сочиняем сами (изменяем героев, время, место действия, Волшебники).

П.С.

Разные жизненные ситуации. Например: ребенок оказался один в лесу (пропадали дети).

С.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Игра «Что в круге?», «Что это может быть?», «Да - нет», «Я - кто?».

Составление загадалок, «Что лишнее?», «Эта ситуация из какого мира?», Обработка А. Афанасьева.

Б.С.

Сказка «Гуси-лебеди» на новый лад.

Игры: «Сказка наоборот», «Придумай новую сказку». Авторская сказка детей.

Под. С

Герои реальные, их желания, действия.

Под.С.

Герои: мать, отец, дочка, сын, баба-яга, гуси-лебеди, печка, яблоня, речка. Игры: «Где живет?», «Что делает?», «Какой герой?», «Я назову действия, а вы угадаете героя», «Я назову героя, а вы - его действия», «Назови по-другому», «Найди героя», «Угадай по описанию» и т. д.

Зачин, основная часть или главное дело сказки, концовка или окончание сказки.

  • новый герой
  • волшебник
  • новые условия (время, место, действия).

К каждому экрану СО нами подобраны и разработаны соответствующие игры. Для определения системы мы используем следующие игры:

«Эта ситуация из какого мира?»;

«Что в круге?»;

«Что это может быть?»;

«Сказочный светофор»;

«Да - нет»;

«Разложи лепесточки цветка»;

«Дорисуй, что я задумала»;

«Найди героя»;

«Зарисуй сказку схемами».

Для определения надсистемы берем такие игры, как.

«Каждому свой дом»;

«Где живет?»;

«Раз, два, три, ко мне беги!»;

«Где спрятался?».

Для определения подсистемы играем в игры:

Я назову героя, а вы - его действия»;

«Я назову действия, а вы угадайте героя»;

«Какой герой?»;

«Угадай настроение»;

«Что умеет делать?»;

«Узнай по голосу героя сказки»;

«Назови слова, с которых начинается сказка»;

«Назови слова которыми заканчивается сказка».

В настоящий период времени мы активно занимались характеристикой героев сказок. Проанализировав игры и упражнения, необходимые для решения вышеуказанной задачи, мы составили свою классификацию игр.

1.        Место и время действия одно - сказок много.

1.        «Эта ситуация из какого мира?». Цель: учить детей классифицировать ситуации по принадлежности к реальному или фантастическому миру.

2.        «Необычное время» (К.Л.). Цель: учить детей определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить видоизменять текст в зависимости от смены времени действия.

3.        «Поможем герою сказки». Цель: учить детей самостоятельно пользоваться приемом обратного времени при решении проблемных ситуаций.

4.        «Необычное место». Цель: учить детей обозначать места, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены действия.

5.        «Каждому свой дом» (К.Л.). Цель: учить детей находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

II. Герой один - сказок много.

1.        «Угадай по описанию». Цель: учить детей по описанию определять героя (объект).

2.        «Цепочка». Цель учить детей выделять у объекта значения признаков.

3.        «Угадай героя». Цель: учить детей сужать поле поиска путем выяснения признаков неизвестного героя литературного произведения

4.        «Закодируй сказку». Цель: учить детей схематическому изображению героев по заданному признаку.

5.        «Герой один - сказок много». Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку.

6.        «Перечисли действия героев». Цель: учить детей проводить аналогии одинаковости действий героев разных сказок. Тренировка памяти.

7.        «Дразнилка», «Доскажи словечко». Цель: учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

8.        «Черта характера или свойство» (К.Л.). Цель: учить детей определять черту характера или свойство литературного героя. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.

9.        «Узнай, кто пришел». Цель: учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций

10.        «Замени героя в сказке». Цель: побуждать детей рассказывать старую сказку с новым героем.

III.        Предметы одни - сказок много

1.        «Парад волшебников». Цель: закрепить знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.

2.        «В гости к волшебникам». Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами разные предметы.

3.        «Волшебные предметы и их хозяева». Цель: учить детей анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем.

4 «Позови джинна». Цель: учить находить в сказках примеры универсализации- специализации, изобретать волшебные предметы специального и универсального характера.

IV.        Действие одно - сказок много.

1.        «Я назову объект, а вы - его действия»

Цель: учить детей называть действия героя по линии развития сюжета.

2.        «Закодируй сказку».

Цель: учить детей схематичному изображению героев и их действий.

3.        «Перечисли действия героев».

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного

героя.

4.        «Что из этого может быть?».

Цель: учить детей делать предположения и предлагать варианты последующих

действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"

Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"...

Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Фантазии синьора Родари"

Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Фантазии синьора Родари"...

НОД с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание детям сказки "Два жадных медвежонка"

Цель данной непосредственной образовательной деятельности способствовать эмоциональному восприятию сказки, развивать умение оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку, помочь усв...