Главные вкладки

    "Выстраивание взаимодействия с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой"
    статья по художественной литературе на тему

    Статья предназначается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста и владеющих ТРИЗ-технологией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_2.docx16.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сурменева Н.Н. МБДОУ «ЦРР- детский сад № 42 «Светлячок»

    Обучение детей 4-5 лет выявлению минимальной модели составления сказки

    При знакомстве детей с художественной литературой мы решили использовать средства ТРИЗ-технологии для более успешного решения задач данного раздела Программы.

    Образовательную деятельность по ОХЛ мы строим по системному оператору.

    Системный оператор.

    Устная передача (из уст в уста) реальных историй.

    Над. С.

    В книге, мультфильме, фильме (кино), на диске, кассете, на плакате, на схеме ит. д.

    В книге, авторском альбоме, которую сочиняем сами (изменяем героев, время, место действия, Волшебники).

    П.С.

    Разные жизненные ситуации. Например: ребенок оказался один в лесу (пропадали дети).

    С.

    Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Игра «Что в круге?», «Что это может быть?», «Да - нет», «Я - кто?».

    Составление загадалок, «Что лишнее?», «Эта ситуация из какого мира?», Обработка А. Афанасьева.

    Б.С.

    Сказка «Гуси-лебеди» на новый лад.

    Игры: «Сказка наоборот», «Придумай новую сказку». Авторская сказка детей.

    Под. С

    Герои реальные, их желания, действия.

    Под.С.

    Герои: мать, отец, дочка, сын, баба-яга, гуси-лебеди, печка, яблоня, речка. Игры: «Где живет?», «Что делает?», «Какой герой?», «Я назову действия, а вы угадаете героя», «Я назову героя, а вы - его действия», «Назови по-другому», «Найди героя», «Угадай по описанию» и т. д.

    Зачин, основная часть или главное дело сказки, концовка или окончание сказки.

    • новый герой
    • волшебник
    • новые условия (время, место, действия).

    К каждому экрану СО нами подобраны и разработаны соответствующие игры. Для определения системы мы используем следующие игры:

    «Эта ситуация из какого мира?»;

    «Что в круге?»;

    «Что это может быть?»;

    «Сказочный светофор»;

    «Да - нет»;

    «Разложи лепесточки цветка»;

    «Дорисуй, что я задумала»;

    «Найди героя»;

    «Зарисуй сказку схемами».

    Для определения надсистемы берем такие игры, как.

    «Каждому свой дом»;

    «Где живет?»;

    «Раз, два, три, ко мне беги!»;

    «Где спрятался?».

    Для определения подсистемы играем в игры:

    Я назову героя, а вы - его действия»;

    «Я назову действия, а вы угадайте героя»;

    «Какой герой?»;

    «Угадай настроение»;

    «Что умеет делать?»;

    «Узнай по голосу героя сказки»;

    «Назови слова, с которых начинается сказка»;

    «Назови слова которыми заканчивается сказка».

    В настоящий период времени мы активно занимались характеристикой героев сказок. Проанализировав игры и упражнения, необходимые для решения вышеуказанной задачи, мы составили свою классификацию игр.

    1.        Место и время действия одно - сказок много.

    1.        «Эта ситуация из какого мира?». Цель: учить детей классифицировать ситуации по принадлежности к реальному или фантастическому миру.

    2.        «Необычное время» (К.Л.). Цель: учить детей определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить видоизменять текст в зависимости от смены времени действия.

    3.        «Поможем герою сказки». Цель: учить детей самостоятельно пользоваться приемом обратного времени при решении проблемных ситуаций.

    4.        «Необычное место». Цель: учить детей обозначать места, в которых происходили события, описанные в литературных произведениях. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены действия.

    5.        «Каждому свой дом» (К.Л.). Цель: учить детей находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

    II. Герой один - сказок много.

    1.        «Угадай по описанию». Цель: учить детей по описанию определять героя (объект).

    2.        «Цепочка». Цель учить детей выделять у объекта значения признаков.

    3.        «Угадай героя». Цель: учить детей сужать поле поиска путем выяснения признаков неизвестного героя литературного произведения

    4.        «Закодируй сказку». Цель: учить детей схематическому изображению героев по заданному признаку.

    5.        «Герой один - сказок много». Цель: учить детей группировать героев по заданному признаку.

    6.        «Перечисли действия героев». Цель: учить детей проводить аналогии одинаковости действий героев разных сказок. Тренировка памяти.

    7.        «Дразнилка», «Доскажи словечко». Цель: учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

    8.        «Черта характера или свойство» (К.Л.). Цель: учить детей определять черту характера или свойство литературного героя. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.

    9.        «Узнай, кто пришел». Цель: учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций

    10.        «Замени героя в сказке». Цель: побуждать детей рассказывать старую сказку с новым героем.

    III.        Предметы одни - сказок много

    1.        «Парад волшебников». Цель: закрепить знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.

    2.        «В гости к волшебникам». Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами разные предметы.

    3.        «Волшебные предметы и их хозяева». Цель: учить детей анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем.

    4 «Позови джинна». Цель: учить находить в сказках примеры универсализации- специализации, изобретать волшебные предметы специального и универсального характера.

    IV.        Действие одно - сказок много.

    1.        «Я назову объект, а вы - его действия»

    Цель: учить детей называть действия героя по линии развития сюжета.

    2.        «Закодируй сказку».

    Цель: учить детей схематичному изображению героев и их действий.

    3.        «Перечисли действия героев».

    Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного

    героя.

    4.        «Что из этого может быть?».

    Цель: учить детей делать предположения и предлагать варианты последующих

    действий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента

    Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой  для детей старшего дошольного возраста  с включением литературных произведений писателей Кубани....

    Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с старшего дошкольного возраста с ЗПР с художественной литературой

    Приобщение к художественной литературе является одним из действенных средств речевого развития дошкольников. Данная тема является актуальной в связи с тем, что используя лучшие произведения художестве...

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"...

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Фантазии синьора Родари"

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Фантазии синьора Родари"...

    Речевое развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой

    Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей для речевого развития детей при ознакомлении с художественной литературой. Цель данной...

    Педагогический опыт : « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой»

    В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...