Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе логопедической группе по лексическим темам.
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Примерная рабочая программа по ознакомлению детей подготовительной к школе логопедической группы с художественной литературой по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx66.22 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

Тема, цель

Содержание НОД, пути достижения цели

количество занятий в неделю

Форма организации НОД, продолжительность

Предметно – пространственная развивающая среда

Дата проведения

Вид контроля

1.

Чтение Н Абрамцевой «Дождик».

 Цель. Выявить умение понимать эмоциональную окраску текста, умение детей составлять рассказ на предложенную тему, способность эмоционально реагировать на художественное произведение, на мир природы.

 

1. Игра «Зонтики».

2. Встреча с дождиком. – Почему дождик грустный? Как ему помочь?

3. Чтение «Дождик» Н.Абрамцевой.  – Каким был дождик?  Почему цветы завяли?  Чего не понял дождик?

4. Проведение эксперимента с длинными и короткими нитями.

5. Составление рассказов на тему «Какими бывают дожди»

6. Итог.

 

1

Фронтальное, интегрированное.

Иллюстрации с изображением разных дождей, запись шума дождя, материал для проведения эксперимента.

5.09

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

2.

Тема:«Самое страшное» Е.Пермяка. (диагностика)

 Цель. Выявить умение детей понимать смысл текста. Учиться  составлять рассказ на тему «Как не остаться одному», развивать связную речь, грамматический строй речи, развивать  конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.

1. Игра-мотивация: «Что для вас самое страшное?»

2. Рассматривание иллюстрации с изображением грустного мальчика. – что случилось с мальчиком? Почему он играет один? (рассуждения детей).

3. Чтение Е.Пермяка «Самое страшное». Почему Вова остался один?  Как все исправить?

4.Пословицы, поговорки о дружбе.

5. Игра «Подели игрушки поровну».

6. Исполнение песенки о дружбе.

7.Итог.

1

 Фронтальное, интегрированное.

Иллюстрация к рассказу, игрушки.

11.09

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

3.

Тема. Сказка Джанни Родари «Большая морковка».

Цель. Развивать  умение понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок; замечать  выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

(стр.20, Ушакова)

1. Игра «Сложи картинки». Складывание картинок к сказкам «Репка», «Большая морковка».

2. Проблемная ситуация  «Никто не может вытянуть морковку».

3. Чтение  сказки Д.Родсри «Большая морковка». Какую сказку напомнила вам эта сказка?. Что общего в этих сказках? Чем они отличаются? Как начинается итальянская сказка? Как заканчивается русская сказка?

4. Три конца сказки. Рассуждения на тему «Какой конец у сказки понравился больше».

5. Придумай свой конец к сказке.

6. Игра-инсценировка по сказке «Большая морковка».

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное.

Иллюстрации  к сказкам, разрезные картинки, атрибуты для театрализованной деятельности.

20.09

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

4.

Тема. Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони».

Цель. Учится понимать смысл текста. Побуждать размышлять на тему «Я и другие».

 

1. Игра-мотивация «Яблоки». Группировка предметов по одному из признаков.

2. Как появились эти яблоки? Рассуждения детей.

3. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони».  – Как вы думаете , что ответил старик? Для кого он сажал яблони? Что можно сказать об этом человеке – какой он?

4. «Я и другие» - рассуждения детей. Что можно сделать для других людей чтобы тебя вспоминали добрыми словами?

5.Игра «На каких картинках добрые дела?»

6. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого.

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Иллюстрация к сказке, яблоки.

26.09

Анализ результатов детской деятельности,  самооценка.

5.

Тема. «О чем печалишься, осень?» Чтение стихотворений об осени.

Цель. Показать красоту осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, закрепить знания об изменениях в осенней природе, развивать поэтический слух,  формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять  умения образовывать разные формы глаголов и сравнительную степень прилагательных.

1. Игра «Узнай пейзаж». Разные периоды осени.

2.Встреча с Осенью. О чем печалиться Осень?  Докажем Осени, что она прекрасна.

3. Рассматривание иллюстраций об осени. Сравнение, подбор эпитетов, глаголов.

4 Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». – Какие красивые, нежные слова нашел поэт, чтобы рассказать об осеннем лесе?

5. Импровизация движений под музыку «Листопад».

6. «Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали об осени?»

7. Рисование иллюстрации к стихотворению В. Авдиенко «Осень».

8. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Иллюстрации об осени, краски, осенние листья, музыкальный материал.

3.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

6.

Тема. Чтение Е.Пермяка «Смородинка».

Цель. Развивать умение понимать смысл произведения, воспитывать положительное отношение к труду, обогащать представления  о культурных кустарниках, об условиях, необходимых для их роста.

1.Игра «Отгадай, какое варенье в банке»-подбор определений.

2. Встреча с Карлсоном. Проблемная ситуация – Карлсон не знает, как выращивать ягоды на варенье.

3. Чтение Е.Пермяка «Смородинка».

4. Игра «Разложи картинки в правильной последовательности».

5.Игра «Перебери ягоды» - группировка по главному признаку.

6.Ягоды для варенья (лепка).

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Черенок смородины, ягоды, картинки, смородиновое варенье.

10.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

7.

Тема. Чтение С.Михалкова «Мой щенок».

Цель. Развивать умение понимать эмоциональную окраску художественного произведения, предугадывать события, воспитывать чувство сопереживания; учиться давать характеристику персонажам.

1. Игра-мотивация «Настроение».

2. Рассматривание иллюстрации: грустная девочка смотрит в окно. – Что случилось? Как ей помочь?

3. Чтение стихотворения С.Михалкова «Мой щенок».  – как вы думаете, что случилось со щенком?

4. Поможем найти щенка. Изготовление портретов щенка.

Его описание.

5. Чтение второй части произведения. Как девочка ухаживала за щенком? Что можно сказать о ней – какая она? Хорошо ли с ней ее щенку?

6. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Иллюстрация к произведению С.Михалкова, материал для изготовления портретов.

17.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

8.

Тема. Дж. Харрис «Как Братец Кролик лишился хвоста»

Цель. Развивать умение понимать  смысл сказки, учится восстанавливать сюжет сказки, различать правду и вымысел. Учить пересказывать сказку близко к тексту с опорой на наглядность. Побуждать детей  рассказывать  о героях сказки, давать им характеристику, развивать эмоциональное восприятие.

1. Игра-мотивация «подбери слово».  (длинный хвост – длиннохвостый).  – можно ли о зайце сказать «длиннохвостый»?

2. встреча с братцем Кроликом. – Почему у зайцев короткий хвост?

3. Чтение сказки Дж. Харриса «Как братец кролик лишился хвоста». – Что необычного сказал мальчику дядюшка Римус? С кем не дружат зайцы в природе?  Что случилось с хвостом Братца Кролика? Какую сказку напоминает вам эта сказка?

4. Игра «Что правда, а что вымысел»

 5. Инсценирование сказки.

6. «Подберем Братцу Кролику хвост».

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Иллюстрации к сказке, иллюстрации с изображением хвостов разных животных, ширма, музыкальное сопровождение.

24.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

9.

Тема. Украинская народная сказка «Хроменькая уточка».

Цель.  Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к  осознанию художественных образов сказки, дать представление о структуре сказке, находить повторы в сказке. Называть части сказки; вызвать желание придумать счастливый конец к сказке.

1.Игра «Калейдоскоп сказок».

2. Рассматривание иллюстрации к сказке «Хроменькая уточка». – О чем грустят дедушка с бабушкой? Как им помочь?  Можно ли изменить сюжет сказки?

3. Чтение сказки «Хроменькая уточка».  – Как бы вы назвали сказку? Из каких частей состоит сказка? Что в сказке повторялось три раза? Что в сказке сказочное?

4.Песенка уточек.

5. « Изменим  последнюю часть  сказки»

6. Иллюстрация к последней части сказки.

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Книги со сказками «Колосок», «Пых», «Рукавичка» и др.

31.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

10.

Тема. Рассказ В.Драгунского «Друг детства».

Цель. Учить осмысливать идею произведения, значение образных выражений. развитие представлений о жанровых особенностях литературных произведений, развитие представлений  об эмоциональных состояниях.

 

1.Игра «Настроение».

2.Встреча  с мальчиком Данилкой. Проблемная ситуация: Солнечный Зайчик, друг Данилки, исчез. Как его вернуть?

3. Рассматривание иллюстрации к рассказу В.Драгунского «Друг детства». Как вы думаете, почему мальчик на картинке грустный? О чем он думает?

4.Чтение рассказа «Друг детства». – Кем мечтал стать в детстве Денис? Почему игрушки Дениса были сложены в коробку? Почему Дениска не сделал себе боксерскую грушу из Мишки, он ведь больше не играл с ним? Какие чувства испытывал Денис, когда смотрел на своего Мишку? Как он называл его? Какой Денис?

5.Игра «Какие значения имеет слово?»

6. Поможем Данилке отремонтировать его игрушки, чтобы Солнечный Зайчик вернулся.

7. Пословицы о дружбе.

8. Итог: у человека, который дорожит дружбой, всегда будут верные друзья.

1

Фронтальное, комплексное.

Плосклстные изображения мальчика Данилки, Солнечного зайчика, иллюстрация к рассказу «Друг детства», панно с изображением игрушек, детали к ним, клеящий карандаш, ножницы, фломастеры.

7.11

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

11.

Тема. Чтение словенской сказки «Кто сшил Видеку рубашку?»

Цель. Развивать умение понимать смысл произведения, раскрыть значение понятия «взаимопомощь», побуждать детей рассуждать на тему «Я и другие», закрепить знания о процессе изготовления одежды.

1. Игра «Что из чего сделано?»

2. Встреча с Солнечным Зайчиком проблемная ситуация: где взять новую рубашку?

3. О том, кто сшил Видеку новую рубашку. (По тексту сказки) – Почему все помогали Видеку?

4. Рассматривание шерсти, шерстяной пряжи, шерстяных ниток, шерстяной ткани.

5. Игра «Смотай нитки в клубок».

6.Инсценирование  «Новая рубашка».

7.Игра «Подберем рубашку по размеру».

8. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное.

Плоскостное изображение Солнечного Зайчика, иллюстрации к сказке «Кто сшил Видеку рубашку», образцы шерсти, шерстяной пряжи, шерстяной ткани, клубки ниток, выкройки, мерки.

14.11

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

12.

Тема. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Цель. Закрепить умение детей различать жанры художественных произведений, называть характерные особенности сказок: зачин, повторы, концовка, помочь понять, что каждая сказка чему-то учит; пояснять выражения «Друг за друга горой», «Водой не разольешь», пословицу «Согласному стаду и волк не страшен»; обогащать  представления  о том, как строились бревенчатые избы, активизировать словарь: зимовье, щепа, глаголы: тесать, конопатить.

 

1.Игра «Сказка, рассказ, стихотворение».

2. Встреча с волком с перевязанной щекой. что случилось с волком? Что означает пословица «Согласному стаду и волк не страшен?»

3. Чтение сказки «Зимовье». – Почему животные решили строить зимовье? Какое жилище можно так назвать?

4. «Что сначала, что потом?» - последовательность строительства зимовья (по картинкам).

5. «Поможем построить зимовье» . Конструирование.

6. Инсценирование отрывка из сказки. – Почему животные одолели волка? Раскрытие смысла пословицы «Согласному стаду и волк не страшен», выражений «водой не разольешь», «друг за друга горой».

7. Итог.

 1

Фронтальное, интегрированное

Иллюстрация к сказке, материал, необходимый для конструирования «Зимовья», куклы би-ба-бо, ширма.

21.11

Анализ продуктов детской дея

тельности, взаимоконтроль, самооценка.

13.

Тема. Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович».

Цель: развивать эмоциональное восприятие образного содержания сказки, умение понимать идею сказки. Побуждать детей  рассуждать о том, как они понимают смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнешь».

         (Ушакова, зан.16, стр.81)

1. Игра «Скажи наоборот».(контрасты в характерах литературных персонажей).

2. Встреча с куклами -  персонажами сказки «Мороз Иванович».  – Как вы понимаете пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь»?

3. Чтение сказки Мороз Иванович».

-  Подходит ли пословица к сказочной истории  о Морозе Ивановиче? Почему вы так думаете? Почему автор назвал своих героинь Рукодельница и Ленивица? Что любила делать одна и что любила делать другая? Как Мороз Иванович наградил одну девочку и наказал другую? Каким было жилье  Мороза Ивановича?

4. Поможем  Рукодельнице украсить мебель Мороза Ивановича.

5. Инсценирование отрывков из сказки «Мороз Иванович».

6. Игра «Сказочные слова».

7. Итог. Мороз Иванович в сказке сказал Ленивице  слова, близкие по смыслу пословице «Что посеешь, то и пожнешь»: «Какова твоя работа, такова будет и награда».

1

Фронтальное, комплексное.

Куклы  - персонажи сказки  - Рукодельница и Ленивица, силуэты мебели, элементы костюмов.

28.11

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

14.

Тема. Чтение Д.Биссета «Под ковром».

Цель. развивать воображение детей, умение рассказывать, отвечать на вопросы по ходу сказки; побуждать детей придумывать воображаемого друга и рассказывать о нем.(Зан.18, стр.73)

(электробытовые приборы)

1. Игра «Что за стеной?» (развитие воображения)

2. Как придумываются сказки?

3. Чтение Д.Биссета «Под ковром».

4. Рисование детей на тему «Мой  воображаемый друг».

5. Придумывание сказки о своем друге.

6. Итог.

1

Фронтальное, комплексное.

Иллюстрации к сказкам, бумага, карандаши.

5.12

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

15.

Тема. Н.Носов «Мишкина каша».

Цель. развивать умение понимать смысл произведения, предугадывать ход событий, высказывать свои предположения, делиться знаниями о приготовлении  блюд, развивать чувство юмора; закрепить представления о свойствах крупы.

 (продукты питания)

1. Игра «Какую кашу из какой крупы можно приготовить?»

2. Рассматривание иллюстрации к произведению «Мишкина Каша».  – Как вы думаете, для чего Миша приготовил так много тарелок?  (высказывания детей)

3. Чтение рассказа Н.Носова «Мишкина каша».  – Почему мальчики остались голодными? Что бы вы им посоветовали?  Кто знает секреты приготовления вкусной каши?

4. Свойства круп. Рассматривание замоченной предварительно крупы. – Что произошло с крупой? Почему стало меньше воды? Чего должно быть больше – воды или крупы?

5. Отмерим  нужное количество воды и крупы для варки каши.

6. Пословицы о каше.

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное.

Иллюстрация к рассказу Н.Носова «Мишкина каша», крупы - сухие и замоченные в воде, мерные стаканчики.

12.12

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

16.

Тема. Чтение Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька».

Цель. развивать умение слушать и понимать текст произведения, предугадывать события; обогащать представления о жизни воробьев и характерных особенностях их поведения; учить отвечать на вопросы словами из текста; давать характеристику персонажам; воспитывать чувство сопереживания зимующим птицам, вызвать желание подкармливать их зимой.

(хрестоматия, стр.380)

(зима зимующие птицы)

1. Игра «Отгадай, чей это след».

2. Рассматривание слайда: взъерошенный воробей Чик. – Что случилось с воробьем? Почему воробья Чика некому было предупредить об опасности? Что с ним могло бы случиться, если бы рядом не было людей?

3. Чтение  «Жадный Чик и кот Васька».  – Как живут воробьи зимой? Почему им трудно? Как они добывают пропитание? Что нашел Чик? Почему он не сказал что нашел кормушку? Что теперь делать Чику?

4. Игра «Подберем детали для кормушки».

5. Игра «Делим корм». (сравнение множеств).

6. Итог. Почему все закончилось благополучно? Какую пословицу вы знаете о дружбе?

1

Фронтальное, интегрированное.

Слайд с изображением воробья Чика, рассказ Ю Казакова «Жадный Чик и кот Васька», детали разного размера для выкладывания кормушки, силуэты зерен.

19.12

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

17.

Тема. Чтение Н.Носова «На горке».

Цель. Развивать умение понимать смысл художественного произведения; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;

учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений; побуждать детей  пояснять смысл словосочетаний: «спустя рукава», «не покладая рук», «бить баклуши»; понимать и пояснять смысл пословицы;

обогащать представления о свойствах и качествах снега, песка; развивать логическое мышление, интерес к проведению экспериментов, умение рассуждать, делать выводы;

-воспитывать положительное отношение к труду, развивать чувство юмора.

 

Зан.4, стр.58

(зимние забавы)

1. Игра «Скажи по-другому».

2.Чтение рассказа Н.Носова «На горке».  – Как вы думаете, Котьке на самом деле нельзя было на улицу?  Почему Котька не мог влезть на горку? Что он придумал? (Макет горки посыпается песком). – Сумеет мальчик скатиться с горки? Почему? Догадались, что Котька будет делать? почему коньки по льду и снегу скользят, а по песку – нет?

3. Проведение эксперимента со снегом и песком.

4.Как трудились ребята на горке?  (не покладая рук) Что в это время делал Котька?  (смотрел в окно, «бил баклуши»).

-Что хотел сказать автор рассказа? (Хочешь кататься - несиди дома, строй горку вместе с другими)

5.Какая пословица подходит к рассказу? («Любишь кататься – люби и саночки возить»). Итог.

1

Фронтальное, интегрированное.

Иллюстрации к рассказу Н.Носова «На горке», макет горки из снега, фигурки детей из пластилина, подносы со снегом, песком, лопатки.

26.12

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

18.

Тема. Чтение А.Куприна «Слон».

 Цель. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, воспитывать чувство сопереживания персонажу, обогащать представления о взаимоотношениях людей и животных, о том, что животные способны понимать  человека, приносить ему радость, даже лечить; закрепить знания об особенностях слонов.

(хрестоматия, стр.198)

(животные жарких стран)

1. Загадки о животных.

2. Рассматривание иллюстрации к рассказу А.Куприна «Слон». – Кто сможет помочь маленькой девочке?

3. Чтение рассказа А.Куприна «Слон».  – Какое настроение у вас было, когда вы слушали про маленькую заболевшую девочку в первой части рассказа? Что посоветовал доктор ее родителям? Какое желание появилось у девочки? Что изменилось в поведении девочки, когда она увидела слона? Как слон помог ей выздороветь? Каким он был? Какой конец рассказа?

4. Наши любимые животные. Рассказы детей.

5. Музыкальная пауза.

6. «Дорисуй животных».

7. Итог.

Фронтальное, интегрированное.

Иллюстрация к рассказу А.Куприна «Слон», фотографии животных, нарисованные силуэты животных жарких стран.

16.01

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

19.

Тема. Чтение Г.Снегирева «Пингвиний пляж».

Цель. развивать эмоциональное восприятие художественного текста; обогащать представления о среде обитания пингвинов, их повадках, воспитывать доброжелательное отношение к объектам живой природы, желание больше узнать о них.

(животные холодных стран)

1. Игра «Расселим животных» (с картой).

2. Пингвинов нельзя найти на Севере, где живут пингвины?

3. Где еще на карте есть белые пятна?  Что они означают? (вечная мерзлота) Не живут ли пингвины в Антарктиде?

4. Чтение Г. Снегирева  «Пингвиний пляж».  – Почему пингвины не боятся холода? Как они перебираются по снегу? Где пингвины добывают корм?  Как пингвины ведут себя в непогоду? Смогли бы они выжить в одиночку?

Что можно сказать про пингвинов  – какие они?

5. Почему пингвины остаются сухими, вынырнув из воды? Проведение эксперимента с остевыми гусиными  перьями.

6. У каких птиц ноги как у пингвинов? Для чего на ногах пингвинов перепонки? Игра «Разрезные картинки».

7. Итог. Пингвины -  любопытные, дружные, смелые птицы. Они приспособлены к жизни в Антарктике.

1

Фронтальное, интегрированное.

Слайды с изображением пингвинов, гусиные перья, тазы с водой, разрезные картинки, иллюстрации с изображением водоплавающих птиц.

23.01

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

20.

Тема. Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель. Углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение; учить восстанавливать последовательность сказки по иллюстрациям; воспитывать эмоциональную отзывчивость.

(рыбы) (зан.11, стр.77)

1. Игра «Узнай сказку». (По иллюстрациям к сказкам А.С.Пушкина). – Чем сказки А.Пушкина отличаются от других сказок?

2. Встреча с Золотой рыбкой. Что означает выражение «Остаться у разбитого корыта?»

3. Как получилось, что золотая рыбка стала служить старику? Какие желания старухи выполнила золотая рыбка? Каким вы представляете старика? Какой была старуха? Как каждый раз встречало море старика?

4. Игра «Подбери иллюстрацию к строкам из сказки». – Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же?

5. Танцевальная импровизация «Море».

6. Чему учит сказка? Как  рыбка проучила старуху? Что означает выражение «Остаться у разбитого корыта?» кому так говорят?

7. Итог.

1

Фронтальное, комбинированное.

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, игрушка Золотая рыбка.

30.01

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

21.

Тема. Чтение Г.Цыферова «Паровозик».

 Цель. развивать умение понимать идею произведения; рассуждать на тему: «Если видишь красивое - остановись»; упражнять в подборе определений.

 

(хрестоматия, стр.376)

1. Игра «Выбираем вид транспорта».

2. Встреча с Паровозиком из Ромашкина. - Почему никто не стал ругать паровозик за то, что он прибыл с опозданием? Высказывания детей.

3. Чтение «Паровозик» Г.Цыферова. Куда спешил паровозик? Как вы думаете, услышав пение соловья, что он сделает? Как бы вы сделали - остановились бы послушать пение соловья или поспешили бы по своим делам? Где еще останавливался паровозик? Почему пассажиры не стали ругать паровозик за опоздание? Что они сказали?

4. Прекрасные минуты в нашей жизни. Рассказы детей из личного опыта.

5. Игра «Подбери красивые слова». Подбор определений.

6. Итог. -   Не бойся опоздать, учись замечать прекрасное в жизни, учись любоваться красотой природы.

 

1

Фронтальное, комбинированное

Плоскостная игрушка Паровозик, слайды с изображением красивых явлений природы, звуки природы, голоса птиц, пейзажи.

6.02

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

22.

Тема. Чтение  «Будь спортивным и здоровым» Агнии Жабровой (интернет)

Цель. Формировать положительное отношение к спорту, к здоровому образу жизни; рассказать о девочке, которая придумала стихотворение о спорте; побуждать детей рассуждать об идее стихотворения; вызвать интерес к придумыванию стихотворных строк о спорте, об Олимпиаде; обогащать представления о зимних видах  спорта, способствовать активизации словаря, развивать связную речь.

 

1. Игра «Что полезно . а что – вредно для здоровья?»

2. Как  сделать так, чтобы все люди стали здоровыми? (Высказывания детей).

 3. Чтение стихотворения А.Жабровой «Будь спортивным и здоровым». Рассказ о девочке школьнице, которая сочинила стихотворение о спорте, чтобы рассказать людям о его пользе для здоровья людей.

4. Рассказы детей «Мой любимый вид спорта».

5. Придумывание детьми стихотворных строк о видах спорта, об Олимпиаде.

6. Игра «Изобрази вид спорта».

7. Игровое упражнение «Отгадай слово по буквам».

8. Итог. Занятия спортом помогают человеку стать здоровым, сильным, красивым, добиваться успехов в жизни.

 

 

1

Фронтальное, комбинированное.

Иллюстрации с изображением спортсменов, зимних видов спорта, спортивных снарядов.

13.02

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

23.

Тема. Чтение стихотворений о Дне Защитника Отечества: Л.Некрасовой «Наша армия родная», В.Руденко «Мужской праздник», В.Степанов «Наша армия». Обогащать представления о событиях общественной жизни, воспитывать патриотические чувства; поощрять чтение стихотворений наизусть.

1. Наши любимые праздники.

2. «Что за праздник к нам пришел?» - Что мы знаем о Дне Защитников Отечества?

3. Чтение стихотворений Л.Некрасовой «Наша армия родная», В Руденко «Мужской праздник», В. Степанова «Наша армия». – Кого можно назвать защитниками Отечества?  Что главное для защитников нашей Родины? Почему мир важен для всех людей?  За какие подвиги военные получают свои награды? Почему мы гордимся своей армией?

4. Чтение наизусть стихотворения В.Степанова «Наша армия».

5. Игра «разрезные картинки» - рода войск.

6.Изготовление сувениров в подарок защитникам нашей родины.

7. Итог.

1

Фронтальное, тематическое.

Иллюстрации, слайды с изображением военных,  родов войск, российского флага, орденов и медалей; карта России.

20.02

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

24.

Тема. Чтение сказки «Каша из топора»

Цель. Развивать умение понимать смысл сказки, отвечать на вопросы по ходу сказки, предугадывать события; учиться восстанавливать сюжет сказки, пересказывать ее по опоре. Побуждать детей высказывать свое отношение к персонажам сказки, давать им характеристику; активизировать в речи  детей глаголы, обозначающие трудовые действия, обогащать представления об орудиях труда.

 

1. Игра «Какой инструмент для чего нужен».

2. Рассматривание иллюстрации к сказке «Каша из топора». – «Как вы думаете, почему топор в кастрюле?» Кто его туда положил?  Можно ли из топора что-то сварить?

3. Чтение сказки «Каша из топора». – Поверил ли солдат жадной старухе? Что придумает солдат, чтобы кашу сварить? Из чего на самом деле получилась каша?. Что можно сказать о солдате – какой он?. А какой была старуха?

4. Пересказ сказки по опоре.

5. Игра «Изобрази действие».

 6. Игра «Трудолюбивый топор». Активизация глаголов.

7. Итог.

 

 

1

Фронтальное, комбинированное.

Интерактивная игра «Инструменты», иллюстрации к сказке «Каша из топора», игрушка топор.

27.02

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

25.

Тема. Чтение Д.Лунич «Четыре девочки».

Цель. Развивать умение понимать смысл текста, домысливать его в ходе чтения, побуждать ребят  размышлять о трудолюбии, рассказывать о своей помощи взрослым; учиться пересказывать текст; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, развивать умение замечать эмоциональное состояние взрослых.

 

1.Сравни картинки «Мама» и «дочка».

2. Рассматривание иллюстрации к рассказу Д.Лунич «Четыре девочки».  – Почему мама грустная? Как ей помочь?

3. Чтение рассказа «Четыре девочки». – Что попросят девочки у мамы? Почему девочки промолчали, когда мама хотела купить щетку?  Что можно сказать о девочках? О маме?. Легко ли ей с такими дочками? Как ей помочь?

4. Игра «Попросим у мамы». (словообразование: попросим у мамы маленькую щеточку, маленькую леечку, маленькое ведерко и т.д.)

5. Пересказ «Четыре девочки». – Что бы вы изменили в рассказе?

6. Игра «Помогаю маме».  Образование глаголов.

7. Почему мама улыбается? Итог.

 

1

Фронтальное, комбинированное.

Иллюстрация к рассказу Д.Лунич «Четыре девочки», предметы - орудия труда.

6.03

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

26.

Тема. «Как Вовка бабушек выручил».

Цель. развивать умение слушать и понимать текст произведения, домысливать сюжет, отвечать на вопросы; развивать эмоциональное восприятие художественного произведения; учить давать характеристику персонажу, рассказывать о его поступках; побуждать рассуждать на тему: «О каком человеке говорят, что у него – добрая душа?» Воспитывать умение замечать эмоциональное состояние других людей, отзывчивость.

Зан.19, стр.74.

(моя семья)

1. «О ком так говорят?»   («весельчак», «жадина», «добрая душа»)

2. Рассматривание иллюстрации: девочка  Катя грустит, у нее нет брата – кто ее защитит? Бабушки грустные, уставшие, кто им поможет?

3. Чтение А.Барто  «Вовка – добрая душа». – Как мальчик успокоит плачущих малышей? Чему порадовались бабушки?  Зачем Вовка подошел к Кате? Что он сейчас сделает? Какие добрые дела сделал Вовка? Как можно про него сказать?

4. «Наши добрые дела». Рассказы детей.

5. Игра «Узнай настроение». Описание эмоциональных состояний.

5. «Сделаем книжку для малышей».

6. Итог. Добрая душа бывает у людей, которые внимательны к окружающим, всегда готовы оказать помощь.

1

Фронтальное, комплексное.

Иллюстрации к стихотворению А.Барто «Вовка – добрая душа»,цветная бумага, фломастеры для изготовления  книги с картинками  для малышей.

13.03

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

27.

Тема. «Весна идет».

Цель. Вызвать чувство восхищения красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

 

 (Ушакова, зан. 25, стр.94)

1. Игра «Подбери слово». (подбор слов-эпитетов к словам солнце, небо, весна, ручей)

2. Встреча с синичкой  Зинькой. – Мартовская весна – какая она? Поможем заполнить синичкин календарь.

3. Рассматривание репродукции картины И.Левитана  «Март». – Какими  красками художник изобразил мартовский снег? Какой снег в марте? Как вы об этом узнали? Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как вы думаете, в лесу снег уже растаял?

4. Чтение М.Пришвина «Деревья в плену». - Почему в лесу снега намного больше, чем в городе? Чтение М.Пришвина «Жаркий час». – Почему жаркий час самый счастливый для деревьев?

5. Чтение стихотворения Г.Новицкой «Марту дышится легко». – О каких признаках стихотворения говорится в стихотворении?

6. Игра «Как сказать по другому?».

7. «Заполним синичкин календарь».

1

Фронтальное, комплексное.

Репродукция картины И.Левитана «Март», фонозапись инструментальной музыки, иллюстрации на тему «Пейзаж начала весны в лесу»,  игрушка синичка, календарь, картинки  для заполнения календаря, карандаши.

20.03

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

28.

Тема. Чтение Е.Пермяка «Для чего руки нужны.

Цель. развивать умение понимать смысл текста; побуждать детей рассуждать на тему, для чего руки нужны; пересказывать текст близко к тексту; упражнять в подборе глаголов, обозначающих трудовые действия; воспитывать положительное отношение к труду, учебе.

 

(зан.5, стр.60)

Профессии.

1. Игра «Что для чего?»

2. Рассматривание иллюстрации к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны?» - О чем разговаривают дедушка с внуком?

3. Чтение рассказа. – Как вы думаете, что ответил дедушке маленький Петя на вопрос «Для чего руки нужны». Почему дедушка так долго задавал один и тот же вопрос? Как бы вы ответили?

4. Пересказ рассказа детьми.

5. Игровое упражнение «Для чего нужны руки маляру? Плотнику? Повару? (и т.д.) Подбор глаголов.

6. Игра «Кому что нужно для работы?»

7. Игра «Поможем художнику дорисовать его картину».

8. Итог. Для человека важно быть трудолюбивым и умелым, чтобы приносить пользу другим людям.

 

1

Фронтальное, комплексное.

Иллюстрация к рассказу Е.пермяка «Для чего руки нужны»,  карточки с изображением  профессий, с изображением орудий труда и инструментов; недорисованная картина (на ватмане).

27.03

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

29.

 Тема. Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Цель. подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

 

 

(Ушакова, зан.24, стр.92)

 

Комнатные растения

1. Игра «Загадай желание».

2. Встреча с девочкой Женей, которая держит волшебный цветок с одним лепестком. Проблемная ситуация – какое желание загадать, чтобы оно не было ненужным?

4. Чтение «Цветик-смицветик». – Как появился у Жени волшебный цветок? Какие из желаний, которые загадала Женя, показались вам пустяковыми, ненужными? Как вы думаете, каким будет последнее желание? Что бы вы пожелали на месте Жени? Какое из желаний доставило больше радости? Что можно сказать о девочке Жене - какая она?

5. «Седьмой лепесток». Придумывание финала сказки.

6.Игра «Найди лепестки».

7. Рисование «Цветик-семицветик».

8. Итог.

 

1

Фронтальное, комплексное

Цветик-семицветик(модель), иллюстрация к сказке, фонозапись волшебной музыки

03.04

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

30.

Тема. Чтение глав из книги Ю.Гагарина «Дорога в космос».

Цель. Познакомить с произведением  первого космонавта Ю.Гагарина  «Дорога в космос», в котором он делится своими впечатлениями о полете в космос, вызвать эмоциональный отклик у детей, побуждать высказывать свои высказывания, предположения по ходу текста; развивать познавательный интерес, умение ориентироваться в пространстве у; упражнять в подборе определений; воспитывать чувство уважения к профессии космонавта.

 

 (стр.40 – онлайн)

1. Игра «Кто больше назовет слов на космическую тему».

2. Встреча с Лунтиком. – Помочь Лунтику дорисовать картину «Земля из космоса».

3.-  Как вы думаете, что видит Лунтик с луны, как выглядит наша планета Земля?  Кто может описать вид из космоса нашей планеты, звезд? Кто был первым космонавтом?  Рассматривание книги Ю.Гагарина «Дорога в космос».

4. Чтение главы  из  книги «Дорога в космос» «12 апреля». – Почему в космосе человек свободно парит в кабине? Как называется такое явление? Какую форму приняли капельки воды в невесомости? Как выглядит наша земля, солнце, звезды? Почему космонавты выдерживают очень сильные перегрузки в полете, могут работать в состоянии невесомости?

5. Игра «Невесомость».

6. Игра «Подбери слово». Подбор определений.

5. Дорисовывание космической картины Лунтика.

6. Итог.

 

1

Фронтальное, комплексное.

Набор видеослайдов о космосе, портрет Ю.Гагарина, игрушка Лунтик, книга Ю. Гагарина «Дорога в космос», тонированная бумага, краски, фломастеры.

10.04

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

30.

Тема. Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб».

Цель. Развивать умение  понимать идею сказки, помочь понять, что для того, чтобы из зернышка получился каравай, нужен труд многих людей, что «легкого хлеба» не бывает, развивать интерес к процессу выращивания и изготовления хлеба, развивать трудовые навыки. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу; воспитывать доброжелательное отношение к персонажу, вызвать желание помочь ему.

1.Игра «Узнай колосок».

2. Встреча с Волком.  – Почему Волк не нашел «легкого» хлеба? Расскажем Волку, почему хлеб не бывает «легким» и научим выращивать его.

3.Научим Волка различать семена злаков.

4. Научим Волка возделывать землю, сеять семена.

5.Игра «Что за чем?» - составление рассказа по плану-схеме о выращивании хлеба.

6. «Украсим каравай». Лепка колосков из теста, украшение каравая.

7.  – Почему говорят «Хлеб – всему голова». пословицы о хлебе.

8. Итог.

1

Интегрированное

Иллюстрация к белорусской сказке «Легкий хлеб», семена злаков, лотки с землей, орудия труда, схематичные изображение процесса труда по выращиванию хлеба тесто; слайды с изображением хлебобулочных изделий.

17.04

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

31.

Тема. Чтение сказки М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок».

Цель. развивать умение осмысливать идею сказки, сопоставлять две похожие сказки, высказывать свое мнение о том, чем схожи сказки и чем отличаются; учить оценивать характеры персонажей; обогащать представления о насекомых; воспитывать положительное отношение к дружбе, умению постоять друг за друга.

(Ушакова, стр.99).

1. Игра «Подбери картинку к сказке».

2. «Муха, комар и оса из сказки «Лесные хоромы»  просят о помощи, попали в паутину (иллюстрация). – Почему так случилось? О чем спорили герои сказки? Как они хвалились? Как звались герои сказки «Лесные хоромы?» Что можно о них сказать? Как им выбраться из беды? (Рассуждения детей).

3.  – Какую сказку напоминает сказка «Лесные хоромы?» («Теремок») Сравнение двух сказок, характеров и поведения персонажей. – Какими были звери в сказке «Теремок?» Почему они смогли построить новый дом?

4. Инсценирование отрывка из сказки «Лесные хоромы» (диалог в лицах).

5. Придумывание нового конца к сказке.

6. Итог. Как мы помогли насекомым? Пояснение смысла пословицы «Согласному стаду и волк не страшен».

1

Фронтальное, комплексное.

Иллюстрации к сказкам «Лесные хоромы», «Теремок»; шапки-маски насекомых, ширма.

24.04

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

32.

Чтение М.Пришвина «Золотой луг».

Цель. развивать умение слушать и понимать текст, высказывать свои предположения по ходу текста; развивать эмоциональное восприятие; обогащать представления об особенностях одуванчиков, рассказать о других цветах, по которым можно узнавать время; упражнять в подборе эпитетов; воспитывать бережное отношение к объектам природы, вызвать желание наблюдать за ними.

 (цветы)

1. игра «Узнай цветок».

2. Сравнение двух иллюстраций. – Что случилось? Кто собрал все одуванчики?

3. Чтение М.Пришвина «Золотой луг».  – Как вы думаете, почему луг становился то зеленым, то золотым?

4. Загадки одуванчика. Проведение эксперимента.

5. Подбор эпитетов.

6. Штриховка «Распустившийся одуванчик».

7. «Цветы-часы».

8.Итог. наблюдая за цветами, можно сделать много открытий, узнавать по цветам время.

1

Фронтальное, комплексное.

Слайды с изображением одуванчиков, набор открыток «Цветы-часы», бумага желтого и зеленого цвета для проведения эксперимента.

05.05

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

33.

Чтение стихотворения Е.Благининой «Шинель».

Цель. Развивать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы, развивать умение понимать смысл произведения; учиться выразительному чтению, воспитывать чувство гордости за солдат, защищавших нашу Родину, чувство патриотизма; способствовать активизации и обогащению словаря.

(хрестоматия, стр.328)

 

1. «Наши любимые вещи»; «Вещи на память». рассматривание памятных предметов, фотографий.

2. Рассматривание иллюстрации к стихотворению Е.Благининой «Шинель». – Почему отец девочки берег шинель? (Рассуждения детей).  -  Как служила шинель бывшему солдату?

3. Чтение стихотворения.

4. Чтение понравившихся отрывков из стихотворения детьми наизусть.

5. Рассуждения на тему: «Почему мы не забываем подвиги солдат, защищавших нашу Родину?»

6. Итог. Мы всегда будем чтить память солдат, воевавших за нашу Родину.

1

Фронтальное, тематическое.

Слайды на тему: «Подвиг солдат во время Великой Отечественной войны», «У Вечного огня», иллюстрация к стихотворению Е.Благининой «Шинель», музыкальный материал

8.05

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

35.

Тема. «Что нельзя купить» Вл. Орлова. (Зан. 21, стр.78)

Цель. Развивать умение понимать эмоциональную окраску, смысл текста; воспитывать любовь к природе.

1. Игровое упражнение «Что можно купить?»

2. Чего нельзя купить? – Рассуждения детей.

3. Чтение стихотворения В. Орлова «Чего нельзя купить».  – Как вы понимаете стихотворные строки – нельзя купить росу, птичье пение в лесу.

4. Составление рассказов по карточкам – о том, как природа влияет на настроение человека. сравнение явлений природы.

5. Игра «Узнай звуки природы».

5. Чтение стихотворения наизусть.

6. Итог. В жизни есть что-то, что нельзя купить.

(Зан. 21, стр.78)

1

Фронтальное,  комплексное.

Иллюстрации о лете, фонозапись звуков природы, карточки с изображением явлений природы.

22.05

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественной литературе в подготовительной к школе группе

Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе группе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на2019-2020 учебный год.

      Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федеральн...

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме «Осень».

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме "Осень"....

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ТНР.

Данная рабочая программа разработана для подготовительной к школе комбинированной группы для детей с ТНР....

Конспект комплексного итогового занятия в подготовительной к школе речевой группе по лексической теме «Насекомые»

Итоговое занятие на повторение и закрепление пройденного ранее материала.Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»...