План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме «Осень».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Малардырова Лидия Николаевна

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме "Осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе

Лексическая тема: «Осень»

Цели 

  1. Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картине). Совершенствование навыков слогового анализа слов.
  2. Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, силы и длительности выдоха, речевого слуха, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, ловкости.
  3. Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, развивать умение планировать и контролировать свои действия; воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование: индивидуальные зеркала, салфетки, кукла для артикуляционной гимнастики, тазики с водой, березовые листья, мячик, слоговой паровозик, предметные картинки, картинки-схемы на тему «Осень», презентационный материал.

1.Организационный момент.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.  

 Игра «4 лишний»

- Перед вами 4 картинки, внимательно посмотрите и скажите, какая картинка здесь лишняя.

- Правильно, а почему она лишняя? (эта картинка про лето, а остальные про осень).

- Сегодня мы будем говорить об осени. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.

- Какие месяцы у нас в Якутии считаются осенними? (сентябрь, октябрь)

- Какие изменения происходят осенью в природе? (листья желтеют, опадают, дождь моросит, ветры дуют, птицы животные насекомые готовятся к зиме) (Моросит-мелко, несильно идет дождь).

- Скажите, какое явление природы мы называем листопадом?   (Когда падает много листьев)

- В какую погоду листочков падают больше?   (Когда дует сильный ветер)

2. Дыхательная гимнастика «Листья в луже»

(Логопед ставит таз с водой на стол, опускает в него несколько березовых листьев, дети приседают вокруг стола на корточки, чтобы листики в воде были на уровне губ)

- Давайте представим, что это лужа, в которой после дождя плавают березовые листья. А мы превратимся в ветер, подуем на листочки. Будете делать вдох через нос и дуть по моей команде. Помните, что надувать щеки нельзя, нужно дуть, вытянув губы трубочкой.

 3. Артикуляционная гимнастика «Осень»

(Дети садятся за стол, перед каждым ребенком стоит зеркало и лежат салфетки)

- Улыбнемся осени (улыбка)

- Выглянул язычок, захотелось погулять в лесу (язычок шагает по зубкам)

  Посмотрел, как листики качаются на ветру (часики)

  Листики опадают (качели)

  Послушал, как дятел стучит по дереву (д-д-д-д)

  Как здорово в осеннем лесу, улыбнемся.

  1. Игра «Осенний паровоз»

 На доске поезд с тремя вагонами, по количеству слогов в словах (1,2,3).

- Ребята, к нам приехал паровоз. На этот паровозик мы должны посадить наши картинки. Для этого вы должны определить сколько слогов в слове и распределить по вагонам.

- Урожай, листопад, дождь, зонт, ветер, лужа, туча,  

Молодцы, отправили все осенние картинки в путешествие на паровозике!

5. Динамическая пауза «Листопад»

- А сейчас немножко отдохнем.

Утром мы во двор идем                      шагают, высоко поднимая ноги

Листья сыплются дождем        выполняют плавными движениями ладонями-листьями

Под ногами шелестят               наклон вниз, плавные движения руками

И летят, летят, летят.                кружатся, руки в стороны, медленно приседают

 

  1. Составление рассказа по сюжетной картине

- Ребята, посмотрите на эту картину. Какое время года здесь изображено? Как вы догадались?

- Мы с вами составим рассказ по этой картине, и нам в этом помогут картинки-символы. У каждого из вас, а у меня на доске, есть картинки-символы к этой иллюстрации. По каждой из этих картинок мы составим предложение и у нас получится рассказ об осени (дети выкладывают картинки-символы в виде дорожки-рассказа).

-Итак, 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о небе, солнце)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое, солнце не греет).

-А какое предложение можно составить по этой картинке(Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают, и деревья остаются голыми)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, забираются под кору деревьев.)

Как одеваются люди осенью? (Осенью все надевают теплую одежду).

Что происходит осенью на полях, в садах и огородах. Идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.

- А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени (дети составляют рассказ).

7. Игра «Да или Нет»

- А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет» (игра проводится в кругу с мячом)

  • Осенью растут грибы?  (Да)
  • Тучки солнце закрывают?  (Да)
  • Холодный ветер дует?  (Да)
  • Ну а птицы гнёзда вьют?  (Нет)
  • А букашки прилетают?  (Нет)
  • Звери норки закрывают?  (Да)
  • Урожай все собирают?  (Да)
  • Птицы улетают?  (Да)
  • Часто-часто идут дожди?  (Да)
  • Одеваем ли мы сапоги?  (Да)
  • Солнце светит очень жарко?  (Нет)
  • Можно детям загорать?  (Нет)
  • Ну а что же можно делать?

Куртки, шапки надевать?  (Да)

  1. Итог

- О каком времени года мы сегодня разговаривали?

- А вам нравится осень? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Осень» Подготовила: Малардырова Лидия Николаевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР Детский сад №89 «Парус» г. Якутска

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественной литературе в подготовительной к школе логопедической группе по лексическим темам.

Примерная рабочая программа по ознакомлению детей подготовительной к школе логопедической группы с художественной литературой по лексическим темам....

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]".

План-конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]"....

Конспект непосредственно-образовательная деятельность с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Прогулка по улице звуков»

Проверит и систематизировать знания детей по теме ЗВУКИ РЕЧИ.  Закреплять навык чёткого произношения и различения звуков [И], [Ы] . Закреплять умение звукового анализа слов....

Конспект комплексного итогового занятия в подготовительной к школе речевой группе по лексической теме «Насекомые»

Итоговое занятие на повторение и закрепление пройденного ранее материала.Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»...

Конспект непосредственно-образовательная деятельность с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Осы весело летают и нас в гости приглашают»

Проверить и систематизировать знания детей по теме ЗВУКИ РЕЧИ.Закреплять навык чёткого произношения  звука  [С] . Научить правильно употреблять притяжательные прилагательные.Учит правил...

План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе логопедической группы по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Космическая математика"

Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие&raq...