Главные вкладки

    Проект «Влияние произведений Н.Н. Носова на нравственные качества дошкольников».
    проект по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

    Бояркина Людмила Константиновна

    Творчество Н.Н.Носова заставляет ребёнка задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_nn_nosov.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Влияние произведений Н.Н. Носова на нравственные качества дошкольников».

                                                                               

    Актуальность.

       Перед педагогами всегда стояла задача эмоционального развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников. Важность «социально-эмоционального» или «нравственного» воспитания очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются эмоционально-нравственные основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.  

       Большое влияние на развитие детей, в воспитании гуманных чувств, в эмоциональной оценке действительности оказывает художественная литература. Она захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. К тому же, художественное слово намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения.

          Ярким примером этому являются произведения Николая Носова. Его творчество заставляет ребёнка задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни. Его рассказы помогают избавиться от дурных свойств характера (рассеянности, лени, трусости, чрезмерного любопытства, грубости, зазнайства и равнодушия). Писатель учит думать не только о себе, но и о товарищах, обладая глубоким пониманием детей, никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения, не выставляет напоказ нравоучительную мысль своего произведения, а стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. К тому же дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил.
        Слушая произведения, дети могут сделать для себя важные выводы: не забывать, что рядом с тобой такие же девочки и мальчики, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить. В этом и есть нравственно – эстетическая сторона произведений писателя. Рассказы Н Носова - это накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо" и что такое "плохо".

    Цель: формирование и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста под влиянием произведений Н.Носова.

    Задачи для педагога

    • проследить влияние произведений Н Носова на детей в процессе осуществления определенных задач нравственного воспитания;
    • выяснить, как наиболее целесообразно использовать эти произведения в целях социально-эмоционального воспитания личности ребёнка;
    • установить методы и приемы усиливающие и углубляющие непосредственное восприятие детьми и осмысление ими морали детского произведения.

    Задачи для детей.

    • познакомить с творчеством Николая Носова;
    • учить видеть главное в содержании произведения и давать правильную оценку поведению героев;
    • активизировать чувства детей, способствовать возникновению у них эмоционального отношения к окружающей действительности;
    • развивать связную и образную речь;
    • прививать интерес к книге и потребность в чтении.

    Участники проекта:

    - воспитатели группы;

    - дети подготовительной группы;

    - библиотекари;

    - родители и другие члены семьи.

    Длительность проекта: 7 месяцев (долгосрочный)

    Ожидаемый результат 

    1. Знают и называют произведения Н.Н. Носова.
    2. Умеют:
    • передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно;
    •  сопоставлять действия литературного героя со своими собственными, делать выводы о своём поведении или поступках;
    •  определять образы отрицательных и положительных персонажей;
    •  выполнять действия, соответствующие содержанию текста.
    1. Происходит социальное взросление, формируются социально-ценностные ориентации личности.

    I этап.  Разработка проекта.

    № п/п

    Мероприятия

    Сроки выполнения

    1

    Изучить литературу по проблеме.

    Сентябрь-январь

    2

    Диагностика «Влияние художественных произведений на развитие нравственных качеств личности детей».

    Сентябрь, апрель

    3

    Составить перспективный план мероприятий.

    Сентябрь

    4

    Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты театрализованной деятельности; иллюстрированный материал, произведения Н.Н. Носова, мультфильмы по рассказам писателя.

    Сентябрь

    5

    Подобрать материал для продуктивной деятельности.

    Сентябрь

    6

    Круглый стол с родителей.

    Донести до родителей важность данной темы.

    Определить содержания деятельности всех участников проекта.

    Вызвать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

    Октябрь

    7

    Реализовать выполнение проектных мероприятий

    Октябрь- апрель

    8

    Провести презентацию проекта.

    Апрель

    II этап. Выполнение проекта.

    Октябрь

    Работа с детьми

    Познавательная деятельность

    Познавательные беседы «Что такое — рассказ? Структура рассказа» «Рассказы Н.Носова».

    Игровая

    деятельность

    Сюжетно-ролевая игра «Общаемся по телефону»

    Упражнение «Поставь себя на место героя рассказа»

    Игра «Назови себя»

    Подвижная игра «Менялки»

    Упражнение «Я начну, а вы продолжите»

    Художественно- речевая

    деятельность

    Чтение и беседа по рассказам «Заплатка», «Телефон», «Живая шляпа».

    Просмотр мультфильмов о Незнайке.

    Продуктивная деятельность

    Рисование «Незнайка»

    Рисование «Хороший поступок» по рассказам Н.Н. Носова.

    Работа с родителями

    Анкетирование родителей. «Влияние произведений Н.Н. Носова на развитие детей»

    Советы психолога «Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка – дошкольника».

    Консультация «Влияние произведений Н.Н. Носова на формирование личности ребёнка».

    Ноябрь

    Работа с детьми

    Познавательная деятельность

    Экскурсия в библиотеку на тему «Рассказы Н.Н. Носова»

    Игровая

    деятельность

    Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

    Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека»

    Игры: «Позови ласково», «Передача чувств», «И это хорошо, и это плохо», «Телефон», «Библиотека»

    Игра в тарелочку.

    Художественно- речевая

    деятельность

    Чтение и беседа по рассказам: «Карасик», «Ступенька», «Тук-тук-тук».

    «Придумай окончание рассказа».

    Просмотр мультфильмов о Незнайке.

    Продуктивная деятельность

    Рисование «Я попал в рассказ»

    Работа с родителями

    «Библиотека Н.Н. Носова» Подобрать и пополнить библиотеку книгами с произведениями Н.Н. Носова, назначить библиотекаря (выдача книг для домашнего чтения).

    Декабрь

    Познавательная деятельность

    Беседа «Герои рассказа»

    Учить детей анализировать рассказ, давать характеристику героям.

    Игровая

    деятельность

    Сюжетно-ролевая игра «Готовимся к Новому году»

    Упражнение «Товарищи»

    Творческое задание с использованием головоломок, создать образ героя произведения.

    Игры: «Перевоплощение», «Знакомство»

    Художественно- речевая

    деятельность

    Чтение стихов Н Носова

    Чтение и беседы по рассказам «Затейники», «Бенгальские огни».

    Инсценировка рассказа «Заплатка»

    Просмотр мультфильмов о Незнайке.

    Продуктивная деятельность

    Рисование по рассказу «Заплатка»

    Работа с родителями

    Родители для детей. Показ «Фантазёры» (кукольный театр).

    Консультация: «Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка».

    Выставка книг «Чудо-книжка». Создание рукописной книги по произведениям Н. Носова (сотворчество детей и родителей).

    Январь

    Работа с детьми

    Познавательная деятельность

    Беседы: «Характеристика персонажей».

    Игровая

    деятельность

    Упражнение «Изобрази эмоцию».

    Игры: «Угадай эмоцию», «Подарок другу», «Глаза»

    Пантомимическая игра «Узнай героя».

    Творческое задание «Фантазёры»

    Художественно- речевая

    деятельность

    Чтение и беседа по рассказам: «На горке», «Находчивость»

    Просмотр мультфильмов о Незнайке.

    Инсценировка рассказа «Фантазёры»

    Продуктивная деятельность

    Оформление атрибутов к инсценировке рассказа «Фантазёры».

    «Иллюстрация к любимой книге»

    Работа с родителями

    Увлекательное путешествие в мир книги - семейные и групповые чтения: «Приключения Незнайки».

    Оформление листка «Хорошие и плохие поступки героев рассказов Н.Н. Носова»

    Февраль

    Работа с детьми

    Познавательная деятельность

    Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова.

    Игровая

    деятельность

    Сюжетно-ролевая игра «Варим кашу»

    Упражнения: «Добрый волшебник», «Свеча»

    Настольная игра: «Путешествие по рассказам» (узнай рассказ по предмету)

    Пантомимические этюды

    Художественно- речевая

    деятельность

    Чтение и беседа по рассказам: «Саша», «Мишкина каша».

    Инсценировка рассказа «Ступеньки».

    Просмотр мультфильмов о Незнайке.

    Продуктивная деятельность

    Оформление иллюстрации к рассказу «Мишкина каша».

    Рисование «Портрет героя рассказа»

    Работа с родителями

    Консультация «О чём беседовать с ребёнком после прочтения рассказа?»

    «Вечер вопросов и ответов «Как бы ты поступил?» (семейные посиделки беседа по произведениям Н.Н. Носова).

    Март

    Работа с детьми

    Познавательная деятельность

    Познавательная беседа «Путешествие в прошлое книги» «Кто создает книгу?»

    Игровая

    деятельность

    Сюжетно -ролевая игра «Мы артисты»

    Игра-импровизация «Угадай кто я?» Передача образов героев – через движения.

    Игра «Солнечный зайчик»

    Художественно- речевая

    деятельность

    Чтение стихов Н Носова

    Чтение и беседа по рассказам: «Замазка», «Фантазёры».

    Просмотр мультфильмов о Незнайке.

    Инсценировка рассказа «Телефон»

    Продуктивная деятельность

    Оформление плаката по рассказу «Фантазёры»

    Оформление книжки-самоделки «Калейдоскоп рассказов»

    Работа с родителями

    Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей».

    Литературная гостиная. Презентация «Чудо-книжка». Презентация, созданной силами детей и родителей книги.

    Акция: «Подари вечер ребенку» /чтение рассказов, просмотр мультфильмов/ Обмен между семьями книгами, дисками, видеофильмами по произведениям Н.Н. Носова.

    Апрель

    Работа с детьми

    Познавательная деятельность

    Беседа «Художники-иллюстраторы»

    Игровая

    деятельность

     Режиссёрская игра «Мы на улице»

    Дидактическая игра

    «Узнай рассказ по иллюстрации»

    Игра-драматизация «Незнайка»

    Игра-упражнение «Я не должен»

    Игра «Поводырь»

    Художественно- речевая

    деятельность

    Чтение и беседа по рассказам: «Метро», «Огурцы», «Автомобиль»

    Просмотр мультфильмов о Незнайке.

    Продуктивная деятельность

    «Узнай рассказ» (изготовление игры)

    Работа с родителями

    Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в вашем доме».

    Выставка иллюстраций по произведениям Н. Носова. «Мы — художники иллюстраторы».

    Оформление выставки «Писатель и поэт Н. Носов»

      III этап.  Презентация проекта. 

    Проведение библиотекарем викторины «Мы — читающая семья».

    Участники: дети, родители.

    Приложения.

    Викторина «Мы — читающая семья»

    Библиотекарь.  Сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мы -читающая семья».

    Вам нужно выбрать жетоны и объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами с названием команды.

    За правильный ответ команда получает фишку.

    Итак, друзья, начнем программу.

    Затей у нас большой запас!

    А для кого они? Для вас!

    Мы знаем, вы любите игры,

    Песни, загадки и пляски.

    Но нет ничего интересней,

    Чем наши волшебные сказки!

    Назови героя сказки.

    Всех важней она в загадке,
    Хоть и в погребе жила:
    Репку вытащить из грядки
    Деду с бабкой помогла.
    (Мышка)

    Летела стрела и попала в болото,

    А в этом болоте поймал ее кто-то.

    Кто, простившись с зеленою кожей,

    Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор ….
    (Айболит)

    С букварем шагает в школу

    Деревянный мальчуган.

    Попадает вместо школы

    В полотняный балаган.

    Как зовется эта книжка?

    Как зовется сам мальчишка?

    (Буратино.)

    Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.
    (Емеля)

    На сметане" мешен,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок,

    Покатился...

    (Колобок).

    В гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за ней следил,
    Обманул и проглотил.
    (Красная Шапочка)

    Дюймовочки жених слепой
    Живет все время под землей.
    (Крот)

    Толстяк живет на крыше,
    Летает он всех выше.
    (Карлсон)

    Над простым моим вопросом
    Не потратишь много сил.
    Кто мальчишку с длинным носом
    Из полена смастерил?
    (Папа Карло)

    Так быстро от принца девица бежала,
    Что туфельку даже она потеряла.
    (Золушка)

    Деревянный озорник
    Из сказки в нашу жизнь проник.
    Любимец взрослых и детей,
    Смельчак и выдумщик затей,
    Проказник, весельчак и плут.
    Скажите, как его зовут?
    (Буратино)

    А эта дружила с самим Буратино,
    Зовут ее просто, ребята, — …
    Мальвина

    Назови предметы из сказок.

    Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна.
    (Скатерть — самобранка)

    Знает утка, знает птица,
    Где Кощея смерть таится.
    Что же это за предмет?
    Дай, дружок, скорей ответ.
    (Иголка)

    Как у Бабы у Яги
    Нет совсем одной ноги,
    Зато есть замечательный
    Аппарат летательный.
    (Ступа)
     

    Конкурс для родителей.

    Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич).

    Из каких рассказов Н Носова отрывки:

    «Он развинтил трубку, вынул из нее какие-то железки и стал отковыривать круглую пластину, которая была внутри». «Телефон»

    «Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. «Огурцы»

    Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. «Фантазеры»

    У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. (Заплатка)

    Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода. (Живая шляпа).

    Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. (На горке).

    Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. (Ступенька).

    Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил. “Зачем, - думаю, - раз Мишка знает”.(Мишкина каша).

    Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. (Автомобиль)

    3.Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

    Каждая команда получает по одной вещи (или картинки) и старается определить произведение, из которого они взяты, а также ответить, кто является автором этого произведения.

    1. Телефон («Телефон» К. Чуковского).

    2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского).

    3. Посуда (Федорино горе)

     Подведение итогов конкурса

    Подсчитать фишки. Команда победительница награждается медалями.

     Уважаемые родители и дети! Закончен конкурс!

    Он у нас

    Рассчитан на один лишь час,

    Но вы, читающий народ,

    Любите книгу каждый год!

    Игра «Я начну, а вы продолжите».

    Взрослый произносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Ребёнок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения. Например, «Был ясный день, снег на солнце… (сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, так что дух захватывало). Санки перевернулись, и мальчик… (шлёпнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем). Коле очень захотелось, чтобы гора получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица)».

    Игра «Менялки».

    Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

    Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого… (иллюстрация из рассказа «Заплатка»)». После эти иллюстрации должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

    Игра в тарелочку.

    Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Затем называет хороший поступок героя из рассказов Н Носова. Вновь раскручивает тарелку и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.

    «Поставь себя на место героя рассказа»

     Цель: развивать чувство сопереживания по отношению к другим. Оборудование: лист бумаги, карандаши, картинки. Перед ними чистый лист бумаги, карандаши, иллюстрации к рассказу. Воспитатель настраивает детей на работу: «Поможем герою рассказа». Чтение рассказа «Живая шляпа», в процессе чтения рассматривают картинки, чтобы лучше представить происходящее. Воспитатель просит детей нарисовать тот персонаж, на месте которого им хотелось бы оказаться. Затем задает вопросы к рисунку, например, «Почему ты выбрал именно этого героя? Что бы ты в нем изменил? Как бы повел себя на его месте? Ты бы радовался за него или сочувствовал ему?  Попросить детей изобразить чувства героев.  В конце занятия подвести итог о том, как нужно вести себя в ситуациях, когда у других случается беда.

    «Товарищи»

    Цель: развивать чувство отзывчивости; учить проявлять заботу в отношении к товарищу. Оборудование: рассказ «Фантазёры». С маленькой группой детей подготовить сценку отрывок из рассказа «Фантазёры». Обратиться к детям группы: «Сейчас мы с ребятами покажем вам отрывок из рассказа Н Носова «Фантазёры». А вы потом скажете, с кем из этих ребят вы хотели бы подружиться и почему. Дети отвечают и обосновывают свои ответы. После окончания, просить присесть детей за стульчики рядом с тем человеком, который им ближе всего (с другом). Дети рассаживаются. Проводится беседа.  Чем тебе нравится твой друг? Ты считаешь его лучше себя? Что хорошего он сделал для тебя? А что ты хорошего сделал для него? Предлагает немножко поиграть. Включается музыка, и под музыку дети выполняют просьбы воспитателя: обнимитесь со своим другом; почешите его за голову; потанцуйте одинаково; поменяйтесь с соседями местами; попросите помочь отнести стульчик на место и наоборот; пожмите друг другу руки; скажите, что вы всегда рады помочь в чем-либо. В конце дети делятся впечатлениями, а воспитатель поощряет их за хорошую работу.

    Литература.

    1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс

    2. Программа «Югорский трамплин» Л.С. Виноградова, Н.В. Мальцева, Л.А. Карунова, Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова.

    3. Н.Н. Носов. Рассказы.

    4. Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. М., Просвещение, 1975

    5. Разумиевич В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975

    6. Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 1980, с.101

    7. Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987

    8. Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. – М., 1978.

    9. Пособие для воспитателя дет. сада/Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова, —Изд. 3-е, испр. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 1999.

    10. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго...: Пособие для чтения и рассказывания детям 4 — 6 лет (с метод, рекомендациями). —М.: Просвещение, 2001.

    11. Коротнова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста/Дошкольное воспитание, 2001.

    12. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды – М., 1996.

    13. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987.

    14. Петровский В. А. "Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста". М - 1986г.

     15. Колпакова Н. «Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного.

    16. Бабунова Т.М. Социально- личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. МаГУ, 2005.

    17. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

    Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

    Влияние произведений А.Л. Барто на нравственное воспитание дошкольника.

    Проблема нравственного воспитаниядетей дошкольного возраста. О ценности произведений А.Л. Барто для детского чтения, а также Ваш взгляд на данную проблему- нравственного воспитания....

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством введения в мир книг»

    От того, какими будут первые книги, зависит многое в жизни дошкольника. Поэтому я решила разработать проект и создать системную работу, которая позволяет анализировать и планировать дальнейшее формиро...

    Педагогический проект на тему «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

    Педагогический проект на тему: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

    Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К.И. Чуковского

    В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребн...

    Проект по теме «Влияние произведений Н.Н. Носова на нравственные качества дошкольников».

    Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся...