Сценарий образовательной ситуации с детьми 5-6 лет на тему "Поэты и писатели о зиме"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) по теме

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой сценарий образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада в образовательной области "Коммуникация". Эта методическая разработка включает в себя  прекрасную подборку литературных произведений и  произведений изобразительного искусства, словесных, творческих,  других дидактических игр, направленных на высвобождение речевого ресурса ребёнка, развитие его творческого воображения, языкового чутья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poety_i_pisateli_o_zime.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации с детьми 5-6 лет

в образовательной области «Коммуникация»

Тема: «Поэты и писатели о зиме»

Творческое название: «Поёт зима – аукает…»

Длительность: 25 мин.

Место проведения: групповая комната

Программные задачи:

  1. Помочь детям научиться воспринимать  поэтический образ зимы средствами художественной выразительности.
  2. Создавать условия для эмоционального переживания  литературного текста.
  3. Способствовать обогащению словаря воспитанников эпитетами и сравнениями.
  4. Содействовать развитию умения сопоставлять образные ряды двух схожих по тематике литературных произведений, иллюстрируя свои высказывания соответствующими цитатами.
  5. Тренировать умение давать полные и краткие ответы на вопросы.  
  6. Развивать творческое воображение.
  7. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
  8. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гармонии с окружающим миром.

Оборудование и материалы: 

  • Письмо домовёнка Кузи.
  • Тексты стихотворений: С. Есенин «Заколдован невидимкой…», « Поёт зима – аукает…», «Белая берёза под моим окном…»; А. Пушкин «Зимний вечер» (отрывок); «Под голубыми небесами…»; Н. Садовский «Снегопад»; И. Суриков «Белый снег, пушистый…»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»; А.Фет «Чудная картина…».
  • Репродукции картин известных художников с изображением зимних пейзажей.
  • Рассказ В.Бианки «Волшебная берёза».
  • Музыка Г. Гладкова, Ю. Чичкова, П.И. Чайковского («Времена года»), романс «Берёза» (муз. В.Веселова, сл. С.Есенина).

Ход деятельности

Дети получают письмо от домовёнка Кузи:

«Здравствуйте ребята. Беда-то какая! Лес-то наш в опасности. Спасать его надо. Вот сижу я себе как-то на подоконнике, смотрю на улицу и  думаю: почему это птицы в лесу редко поют, почему деревья не растут, даже букашки-таракашки и те куда-то подевались. А вчера вот забрался на самую высокую полку и всё понял. Там в старой толстой книжке кто-то послание оставил:

… Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Нам надо срочно этого невидимку найти и заставить его лес расколдовать, пока не поздно».

Воспитатель:  Дети, а я, кажется, догадываюсь, о каком «послании» говорит Кузьма. Это стихотворение великого русского поэта               С. Есенина:

… Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку…

Воспитатель: Кого Есенин называет невидимкой?

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно, зиму. Поэты и писатели часто используют образные слова и выражения в своих произведениях, особенно, повествуя о каком-то времени года.  Вот что писал о зиме   И. Суриков:

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

Воспит.: ● С чем сравнивает поэт снег, лежащий на ветках деревьев? («Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной…»)

●  А поле, укрытое снегом? (Если дошкольники не вспомнят сами слово «пелена», следует ещё раз прочитать соответствующее четверостишие и пояснить, что пелена – это как будто лёгкая тонкая простынка, пелёнка.)

● Но всегда ли зимой снег «тихо падает, ложится» на землю?

Ответы детей.

Воспитатель: Бывает, разыграется вьюга, пурга, поднимется сильный ветер и заметёт все дорожки. Вот послушайте, как русский поэт Александр Сергеевич Пушкин рассказывает в своём стихотворении о снежной буре. (Выразительно читает отрывок из стихотворения «Зимний вечер».)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

С чем Пушкин сравнивает бурю? Как он о ней говорит? («То, как зверь, завоет», «То заплачет, как дитя», «То, как путник запоздалый… постучит».) Обратите внимание на картины перед вами. Какая из них лучше всего иллюстрирует это стихотворение?

Дети высказывают свои предположения.

Воспит.: С помощью каких средств художники передают свои впечатления, настроение о чём-то?

Ответы детей (например, с помощью красок).

Воспитатель: А поэты?

Ответы детей (с помощью слов).

Воспитатель: И иногда, как мы видим, эти впечатления и настроения совпадают.

Игра «Подбери иллюстрации к стихотворному тексту»

(с использованием музыкального сопровождения)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, −

Не мертвец и не живой, −

Сном волшебным очарован,

Лёгкой цепью пуховой…

                           Ф. Тютчев

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

                                  А. Фет

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака…

                                 С.Есенин

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                А. Пушкин

         Снегопад

Снегопад, снегопад,

Как слоны, сугробы!

Снег и снег три дня подряд

Самой высшей пробы.

Падает, падает,

Всех сначала радует –

И чего заладил этот снегопад?

                            Н. Садовский

Сопоставление образного ряда рассказа В. Бианки «Волшебная берёза» и стихотворения С. Есенина «Белая берёза под моим окном…».

Воспитатель:  Мы с вами узнали, как пишут о зиме поэты. А теперь давайте прочтём  рассказ Виталия Бианки «Волшебная берёза» (в сокращении). Только сначала вспомним, чем рассказы отличаются от стихов?

Ответы детей.

(Тем, что в стихах слова рифмуются, звучат похоже, а рассказ пишется обычными словами, чаще всего в нём подробно описываются события.)

«Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берёза стала    волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замёрз – ожеледь. Сияет вся моя берёзка.

Солнце выше, выше, теплей, ‒ и растопило ожеледь.

Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан.

Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебристые змейки…»

Воспитатель: Понравился вам рассказ?

Дети выражают свои впечатления от прочитанного.

Воспитатель:  ●  С чем сравнил писатель замёрзший на ветках берёзы снег? (С глазурью, с блестящей сладкой корочкой, которая бывает на вкусных пирожных.)

●  А когда пригрело солнышко, и иней растаял, на что стала похожа берёза? (На ледяной фонтан.)

● Что автор говорит о струйках воды, стекающих по веткам? (Он называет их «серебристыми змейками».)

Послушайте, как такую же берёзу описал поэт Сергей Есенин:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: ●   Какими увидел поэт ветви берёзы? На что они, по его мнению, похожи? (На ветках «распустились кисти белой бахромой», снежинки горят золотым огнём, снег – точно серебро.)

●     Что делает сама берёза? (Спит.)

●     А что же ей может сниться?

Игра на развитие творческого воображения «Зимний сон»

Воспитатель: Дети, вам понравилось стихотворение С. Есенина?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы заметили, как мелодично звучит это лирическое произведение?

Ответы детей.

Воспитатель: Однажды его прочёл композитор В. Веселов и решил положить слова, написанные С. Есениным на музыку. Получился романс под названием «Берёза».

Прослушивание музыкального произведения

Дети пишут ответное письмо Кузе, в котором успокаивают домовёнка, отговаривают его от поиска злого чародея, рассказывают о том, что они сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

СЦЕНАРИЙ образовательной ситуации на прогулке «Шёл на ярмарку купец…» с детьми старшего дошкольного возраста,

Цель: формирование социальной  и здоровьесберегающей компетенций у детей старшего дошкольного возраста через двигательную деятельность на прогулке Задачи: ·...

Сценарий образовательной ситуации с детьми 6-7 лет в образовательной области «Познание» (обучение грамоте) на тему: «Как мы помогли Вите сделать домашнее задание»

Данная методическая разработка очень хорошо подходит для повторения уже пройденного материала по разделу "Обучение грамоте", включает в себя задания на закрепление представлений об алфавите,...

Сценарий образовательной ситуации с детьми старшей группы «Б» Волшебная снежинка в нетрадиционной технике «рисования солью»

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью.Задачи:Образовательные1.Учить детей рисовать нетрадиционным способом (рисование солью).2. Учить детей оценивать свою и чужую работу.Развиваю...

Сценарий образовательной ситуации с детьми старшей группы «Б» «Домашние животные»

Возрастная группа: старшаяЦель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «линогравюра»Задачи:Образовательная:Закреплять знания по лексической теме «Домашние животные»...

Сценарий образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группы «Пекарь Булочка!»

Образовательная область (направление): «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».Цель: Активизация познавательной деятельности дете...