консультация "Устное народное творчество в развитии речи детей"
презентация по художественной литературе на тему

Нехожина Елена Вячеславовна

Данный материал составлен в виде практикума для педагогов, содержит занимательные упражнения, которые составлены в форме презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_ustn.nar_._tvorchestvu.docx51.99 КБ
Office presentation icon zadaniya_po_unt.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

     Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей – приводит к проблемам в развитии речи детей. В наши дни проблема становится еще более актуальной.

     К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

    Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. 

     Для начала предлагаю вам вспомнить, что относится к устному народному творчеству.

Виды устного народного творчества.

     Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

    Кто из вас может привести пример колыбельной песенки?

Например,

          Уж ты, котик – коток,

          Котя серенький бочок!

          Приди, котик, ночевать,

          Мою детку качать

Пестушки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

     Кто готов привести пример пестушек?

Например, приговаривают, когда моют ребенка: 

          Ладушки, ладушки,
         С мылом моем лапушки. 
         Чистые ладошки,
         Вот вам хлеб и ложки.

Или приговаривают, когда расчесывают ребенку волосы:

     Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса, 
    Расти, косонька, до пят,
    Все волосыньки в ряд.

Потешки. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Их начинают применять на втором году жизни ребенка, когда у него уже имеется первичный словарь. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Приведите, пожалуйста, пример потешек.

Например, всем известная потешка при умывании:

          Водичка, водичка,
          Умой моё личико,
          Чтобы глазоньки блестели,
          Чтобы щёчки краснели,
          Чтоб смеялся роток,
          Чтоб кусался зубок!

     Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах. Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия. Это отвечает деятельностной натуре ребенка, его активному восприятию действительности.

Кто готов привести пример прибаутки?

Например,  Петя-Петя-Петушок,

                     Петя - красный гребешок,

                     По дорожке он пошел

                     И копеечку нашел,

                     Купил себе сапожки,

                     А курочке - сережки!

Или      Коровушка-буренушка,

             Встает она до солнышка,

             Травку в полюшке жует,

             Молочко домой несет!

             Девочкам и мальчикам -

             Всем нальет в стаканчики:

             "Пейте, пейте, пейте,

              И еще налейте!"

Небылицы – особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности. Юмор становится педагогикой.

    Приведите пример небылиц.

Например,           Ехала деревня
                            Мимо мужика.
                            Вдруг из-под собаки
                            Лают ворота.
                            Он схватил дубинку
                            Разрубил топор.
                            А по нашей кошке
                            Пробежал забор.

Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.

  В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест.

     Кто из вас вспомнит дразнилки?

Например,           Вредина-вредина!

                              До дырки проедена,

                              Кое-как одета,

                              Твоя песня спета!

Или еще одна: Жадина-жадина,

                          Руки напомадены!

                          Кушай, кушай поскорей,

                          Но смотри, не растолстей!

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

     Предлагаю вам произнести самую известную скороговорку, и определим победителя: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

     Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Данный вид устного народного творчества я уверена широко используется во всех группах нашего детского сада, поэтому думаю примеры приводить не надо.

Пословицы и поговорки представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический социально-бытовой опыт, ярко и углубленно характеризующее разные стороны жизни и деятельности человека, а также явления окружающего мира. Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями.

Приведите пример пословиц, например, на тему «Дом»

  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.

Поговорка – краткое, образное изречение (или сравнение) для которого характерна незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.

Давайте теперь вспомним поговорки про дом.

  • Мой дом – моя крепость.

Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Во всех народных играх проявляется характерная для русского человека любовь к веселью, удальству, чести, соревновательный задор, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, а также смекалка, выдержка, находчивость, выдумка и сила воли.

     К русским народным играм относятся, такие как:

  • «У медведя во бору»
  • «Два Мороза»,
  • «Гуси» и т.д.

Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

   Данным видом устного народного творчества, я думаю, пользуются все педагоги, поэтому пример приводить наверное не обязательно.

Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы молодежи – наших предков (молодец ищет «приветливую невесту», «и пряху, и ткаху, и в дом домовницу»).

   Все вы знаете такие хороводные игры, как «Гори горя ясно», «Со вьюном я хожу» и т.д.

Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка… Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.

Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.

      Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.

     Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

     От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

     Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

     Итак, виды устного народного творчества мы в нашей памяти освежили, сейчас давайте поговорим об ознакомлении с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.

 

Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.

     В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).

     В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и др., украинская сказка «Рукавичка» и т.д.). Знакомят детей с народным творчеством на занятиях, где объясняют, почему сказка называется народной, на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.

     В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками.   Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу.   Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.

     С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения.

     Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

 Методика ознакомления с фольклором на занятиях.

     Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений.  Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

       При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.

2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.

3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата.  Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста («масляна головушка» - приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д.

5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.

6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.

8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки.

Методика ознакомления со сказками:

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной. (2, стр.67-68).

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова (1, стр.347-357);

4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета (9, стр.28).

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения (2, стр.68).

6. Р. Халикова раскрыла своеобразие приемов влияющих на нравственное, патриотическое, интернациональное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:

- образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.

- включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героя.

- использование метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей.

- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.

7. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация.

Методика ознакомления с загадками:

1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.

2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности.

Методика работы с фольклором при организации различных видов деятельности.

      В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Фольклор широко используется в играх-драматизациях. Драматизируя песенку, потешку, а в дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова», о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию произведений устного народного творчества детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей.

Технология использования сказки в играх-драматизациях:

1 этап – знакомство со сказкой (рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций);

2 этап – знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и дидактические игры с персонажами сказок и т.п.);

3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности;

4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки.

Устное народное творчество можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию:

двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества; сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа);

театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций; музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий;

игровые физкультурные занятия (используются народные игры и игры со сказочными героями);

интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения .

     При организации двигательной деятельности детей необходимо использовать народные игры, которые влияют не только на физическое развитие детей, но и по словам Е.А. Покровского: «…детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания».

     Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В основном она не отличается от методики других подвижных игр, но можно выделить некоторые особенности характерные для организации и проведения народной игры:

- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.

- При объяснение сюжетной народной игры воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором.

     Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Дети старшего дошкольного возраста поют русские народные лирические песни и частушки, демонстрируя, как в этих видах словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок. Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций.

     Таким образом, использование фольклора в процессе организации разных видов детской деятельности, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского и других народов вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.

     А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили услышанный материал, я предлагаю вам выполнить несколько упражнений. Данные задания вы можете использовать при работе с детьми

Презентация:

2 слайд

2 Вспомните виды устного народного творчества ПОСловицы,  ЧАСтушки,  ПРИбаутки,  ПЕСтушки, СКОроговорки, СЧИталки, Небылицы, Загадки, заклички, Пословицы, ПОГОворки.

3 слайд

Определить жанр произведения:

          Люли, люли, баиньки,

          В огороде заиньки.

          Зайки травку едят,

          Ване спать велят.

          Люли, люли, бай-бай,

          Поскорее засыпай.

          Уж я по полю пойду,

          Заек чаем напою

колыбельная песня 

4 слайд

Определить жанр произведения:

           Рано утром, вечерком,

           Поздно на рассвете

           Баба ехала пешком

           В ситцевой карете.

           А за нею во всю прыть

           Тихими шагами

           Волк старался переплыть

           Миску с пирогами

небылица 

5 слайд

4Определить жанр произведения:

           Летит орлица по синему небу.

           Крылья распластала,

           Солнышко застлала.

загадка 

6 слайд

5Определить жанр произведения 

           На дворе трава,

           На траве дрова.

           Раз дрова, два дрова,

           Три дрова       скороговорка 

7 слайд

     Определи виды устного народного творчества

Время – что ветер, упустишь – не догонишь - поговорка

Правда дороже денег - пословица

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире

К ним повадился сам друг

Крестовик – большой паук,

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы попросим:

 «Ты, обжора,не ходи».

Ну-ка, Мишенька, води. – считалка

8 слайд

Из какой сказки выпали слова?

 Бабушка, внучка, мышка – «Репка»

Курочка, корова, кузнец – «Петушок и бобовое зернышко»

Солдат, старуха, топор – «Каша из топора»

Сестра, гуси, мышка – «Гуси-лебеди»

Каша, окрошка, лиса – «Лиса и журавль»

9 слайд

Из какой сказки эти вещи?

Пирожок – «Маша и медведь»

Кудель – «Гуси-лебеди» - Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Топор - «Каша из топора»

Вёдра – «По щучьему велению»

Маслице - «Петушок и бобовое зернышко»

10 слайд

Назвать «Лишний предмет»

Петух, корова, лиса, курочка

Бабушка, мышка, внучка, дед

Старуха, суп, топор, соль

Печка, брат, сестра, волк 

11 слайд

К какой сказке рисунок?

«Петушок и бобовое зернышко»

«Лиса и журавль»

«Каша из топора»

«Гуси-лебеди»

12 слайд

Угадай сказку по её началу

Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу… «Каша из топора»

Жили-были бабушка-старушка, внучка- хохотушка, курочка-клохтушка и мышка- норушка… «У страха глаза велики»

13 слайд

Угадай сказку по её началу

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает… «Петушок и бобовое зернышко»

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький… «Гуси-лебеди»

14 слайд

Дополните пословицы

Не место красит человека,а… человек место.

Готовь сани летом, а…телегу зимой.

Чем дальше в лес… тем больше дров.

С кем поведёшься…от того и наберёшься.

Не рой другому яму…сам упадёшь

15 слайд

По двум словам – подсказкам отгадайте всю пословицу

Тише - дальше                           Тише едешь – дальше будешь     

Повторенье - ученье                 Повторенье – мать ученья.

Шило - мешок.                           Шила в мешке не утаишь. 

16 слайд

9 Закончи слова и угадай сказку Лиса с журавлем повстречались. Вот вздумала лиса угостить журавля и позвала его к себе в гости.

«Лиса и журавль» 

17 слайд

10 Нарисуй отгадки

Приходил – стучал по крыше,

Уходил – никто не слышал.                                              

Крашеное коромысло через реку повисло.                  

Золотое решето, чёрных домиков полно.                      

Белая вата поплыла куда-то.                                             

18 слайд

Дождь,  Радуга,  Подсолнух,  Облако

19 слайд

12 Проговори скороговорку

Становись скорей под душ,

Смой с ушей под душем тушь,

Смой и с шеи тушь под душем,

После душа вытрись суше. 

20 слайд

Вы все молодцы, справились со всеми предложенными занимательными упражнениями. Желаю удачи в поиске новых форм работы с применением устного народного творчества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...